Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 5, С. 7–23
УДК: 
378+159.9

Становление системы ценностей студентов педагогического вуза в период получения высшего профессионального образования

Ледовская Т. В. 1 (Ярославль, Россия), Солынин Н. Э. 1 (Ярославль, Россия), Ходырев А. М. 1 (Ярославль, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского "
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье раскрывается проблема реализации аксиологического подхода в образовании. Сущность состоит в том, что ценностные ориентиры должны определять смысл, обоснованность и направленность педагогических преобразований, так как ценности выполняют функцию базовых норм и принципов, формирующих сознание и поведение людей в обществе. Проблема исследования заключается в том, что в настоящее время не существует комплексных, фундаментальных работ, рассматривающих системогенез ценностей педагогического образования и динамику ценностных ориентаций студентов вуза. В связи с этим цель исследования – определить особенности становления системы ценностей студентов педагогического вуза в период получения высшего профессионального образования.
Методология. Исследование осуществлялось с использованием взаимосвязанного комплекса из системогенетического и аксиологического подходов. Методологию также составляют концепции поколенческих ценностных разрывов. Система ценностей субъектов педагогического образования изучалась при помощи методик: «Методика диагностики структуры ценностей» (Б. С. Алишев); методика диагностики ценностной направленности личности в континууме «Я – не Я» (Б. С. Алишев, Е. Р. Сагеева); комплексная методика изучения основных социальных установок личности (Б. С. Алишев, Г. И. Кашапова, Е. Р. Сагеева); методика М. Рокича «Ценностные ориентации». Общее количество участников исследования – 127 человек.
Результаты. В ходе исследования установлено, что на первом курсе обучения в педагогическом вузе прослеживается отсутствие закономерности в преобладании «полюсности» ценностных ориентаций, т. е. присутствуют и альтруистичные ценности, и эгоистичные. На втором курсе наблюдается большая ориентация на «внутреннюю» направленность ценностей, на их эгоистические тенденции. На третьем курсе – определенный баланс в индивидуальной и общественной направленности ценностей и ценностных ориентаций. На четвертом курсе отмечается «общественная направленность» ценностей студентов педагогического вуза, проявляющаяся в большей демократизации, коллективизации, гуманизации жизненных идеалов, т. е. на четвертом курсе под влиянием производственной практики и изучения дисциплин профессионального цикла у студентов педагогического вуза начинает складываться собственно профессиональная идентичность.
Заключение. Доказано, что система ценностей студентов педагогического вуза развивается в период получения высшего профессионального образования. Это обусловлено тем, что в юношеском возрасте, в контексте личностного самоопределения происходит оформление системы мировоззренческой позиции, в которую включается и система ценностных ориентаций, формируемых посредством включения студента в контекст учебно-академической и учебно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: 

ценности; ценностные ориентации; педагогическое образование; студенты; системогенез ценностей; высшее образование.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:41271737

Процентиль актуальности SciVal: 93.163 Personal Values | Transcendence | Universalism

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074668064&origin=...

Development of initial teacher education students’ sets of values during pursuing undergraduate degrees

Библиографическая ссылка:
Ледовская Т. В., Солынин Н. Э., Ходырев А. М. Становление системы ценностей студентов педагогического вуза в период получения высшего профессионального образования // Science for Education Today. – 2019. – № 5. – С. 7–23. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1905.01
Список литературы: 

1. Alioon Y., Delialioğlu Ö. The effect of authentic m‐learning activities on student engagement and motivation // British Journal of Educational Technology. – 2019. – Vol. 50, Issue 2. – P. 655–668. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12559

2.  Caspersen J., Frølich N. Higher education learning outcomes – transforming higher education? // European Journal of Education. – 2017. – Vol. 52, Issue 1. – Р. 3–7. DOI: https://doi.org/10.1111/ejed.12204

3.    Chory R. M., Offstein E. H. “Your professor will know you as a person”. Evaluating and rethinking the relational boundaries between faculty and students // Journal of Management Education. – 2017. – Vol. 41, Issue 1. – P. 9–38. DOI: https://doi.org/10.1177/1052562916647986

4.    Czerniawski G. Positioning the values of early career teachers in Norway, Germany and England // European Journal of Education. – 2009. – Vol. 44, № 3. – Р. 421–440. https://www.jstor.org/stable/27743183

5.    Dwyer R. Unpacking the habitus: Exploring a music teacher’s values, beliefs and practices // Research Studies in Music Education. – 2015. - Vol. 37, Issue 1. – P. 93–106. DOI:  https://doi.org/10.1177/1321103X15589260

6.    Hallajow N. Identity and Attitude: Eternal Conflict or Harmonious Coexistence // Journal of Social Sciences. – 2018. – Vol. 14. – P. 43–54. DOI: https://doi.org/10.3844/jssp.2018.43.54

7.    Hart W., Adams J., Burton K. A., Tortoriello G. K. Narcissism and self-presentation: Profiling grandiose and vulnerable Narcissists' self-presentation tactic use // Personality and Individual Differences. – 2017. – Vol. 104. – P. 48–57. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.06.062

8.    Koivuniemi M., Järvenoja H., Järvelä S. Teacher education students' strategic activities in challenging collaborative learning situations // Learning, Culture and Social Interaction. – 2018. – Vol.  19. – P. 109–123. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2018.05.002

9.    Lebedeva N. M., Tatarko A. N. Basic Values in Russia: Their Dynamics, Ethnocultural Differences, and Relation to Economic Attitudes // Psychology in Russia: State of the Art. – 2018. – Vol.  11, № 3. – Р. 36–52. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2018.0303 https://elibrary.ru/item.asp?id=36506153

10.  Leikas S., Ilmarinen V.-J., Verkasalo M., Vartiainen H.-L., Lönnqvist J.-E. Relationship satisfaction and similarity of personality traits, personal values, and attitudes // Personality and Individual Differences. – 2018. – Vol. 123. – P. 191–198. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.11.024

11.  Mikhailova O. V. The value-motivational structure of the innovativeness of young students // Psychology in Russia: State of the Art. – 2015. – Vol. 8, № 1. – Р. 112–124. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2015.0110  https://elibrary.ru/item.asp?id=24035338

12.  Oosterhoff B., Ferris K. A., Palmer C. A., Metzger A. Longitudinal associations among adolescents' organized activity involvement and sociopolitical values // Social Development. – 2017. – Vol. 26, Issue 4. – P. 846–859. DOI: https://doi.org/10.1111/sode.12230

13.  Popa M. C. In Search of the Ideal Teacher – Students’ perspective // Education and Self Development. – 2018. – Vol. 13, Issue 3. – P. 16–24. DOI: https://doi.org/10.26907/esd13.3.03

14.  Raufelder D., Nitsche L., Breitmeyer S., Keßler S., Herrmann E., Regner N. Students’ perception of “good” and “bad” teachers—Results of a qualitative thematic analysis with German adolescents // International Journal of Educational Research. – 2016. – Vol. 75. – P. 31–44. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2015.11.004

15.  Yankov G. P. A profile-based approach for investigating the values-personality relationship // Personality and Individual Differences. 2018. – Vol. 131. – P. 111–116. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.04.031

16.  Алишев Б. С. К вопросу о психологической сущности ценностей // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2011. – № 1. – С. 3–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16442755

17.  Бильданова В. Р., Гришанина Э. Д. Профессиональные ценностные ориентации студентов // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 79а. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21477214

18.  Веселова В. С. Ценности современного общества и образования // Ценности и смыслы. – 2010. – № 2 (5). – С. 64–73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15280526

19.  Галкина Г. А., Грибкова Е. И. Анализ ценностных ориентаций студентов высшего учебного заведения // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – С. 432–432. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21285786

20.  Инглхарт Р., Вецель В. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития: монография. – М.: Новое издательство, 2011. – 464 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=19671583

21.  Кутейников А. Н., Огарева Е. И. Ценностные ориентации студентов как фактор адаптации студентов к учебному процессу в вузе // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-4. – С. 989–993. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21819771

22.  Нигматов З. Г. Принципы гуманизма и аксиологии в образовании // Образование и саморазвитие. – 2015. – № 2 (44). – С. 138–144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23764666

23.  Омельченко Е. А., Чеснокова Г. С., Агавелян Р. О. Самовыражение в системе ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольного образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 1. – С. 7–22. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1801.01 https://elibrary.ru/item.asp?id=32573583

24.  Соловьева Е. М., Заусенко И. В. Ценности и карьерные ориентации студентов педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 503–503. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23703931

Дата публикации 31.10.2019