Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2013, Т. 3, № 2, С. 5–13
УДК: 
376.37

Особенности формирования лексического строя речи у детей с ОНР

Динмухамедова А. С. 1 (Павлодар, Казахстан), Габдулхаева Б. Б. 1 (Павлодар, Казахстан), Кабиева С. Ж. 1 (Павлодар, Казахстан), Резник Л. В. 1 (Павлодар, Казахстан), Даржуман Г. К. 1 (Павлодар, Казахстан)
1 Павлодарский государственный педагогический институт
Аннотация: 

В статье анализируются результаты экспериментального исследования активного словаря детей с общим недоразвитием речи. В ходе эксперимента выявлены основные особенности детей дошкольного возраста с ОНР III уровня, которые заключаются в том, что все обследуемые дети владеют бедным словарем, испытывают затруднения в подборе существительных, прилагательных и глаголов. Ребята не могут обобщать понятия, подбирать антонимы к предложенным словам. Исследование лексического строя речи детей показало необходимость организации специализированной помощи по развитию и активизации словаря. Для полноценного развития и преодоления трудностей в формировании речи дошкольников предлагается проведение словарной работы по обогащению, уточнению, переводу лексического запаса из пассивного словаря в активную речь.

Ключевые слова: 

активный словарь, общее недоразвитие речи, нарушения речи

Библиографическая ссылка:
Динмухамедова А. С., Габдулхаева Б. Б., Кабиева С. Ж., Резник Л. В., Даржуман Г. К. Особенности формирования лексического строя речи у детей с ОНР // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 2. – С. 5–13.
Список литературы: 

1. Лaкин Г. Ф. Биометрия. – М.: Выcшaя школa, 1980. – 293c.
2. Филичeвa Т. Б., Чeвeлeвa Н. A., Чиркинa Г. A. Оcновы логопeдии. – М.: Проcвeщeниe, 1989. – C. 131–138.
3. Филичeвa Т. Б., Чиркинa Г. В. Подготовкa к школe дeтeй c ОНР в уcловиях cпeциaльного дeтcкого caдa. – М., 1993. – C. 12–15.
4. Жуковa Н. C., Мacтюковa E. М., Филичeвa Т. Б. Логопeдия. Прeодолeниe общeго нeдорaзвития рeчи у дошкольников. – Eкaтeринбург: Изд-во AРД ЛТД, 1999. – 320c.
5. Cхeмa логопeдичecкого обcлeдовaния рeбeнкa c общим нeдорaзвитиeм рeчи (от 4 до 7
лeт) / Cоcт. Н. В. Ceрeбряковa, Л. C. Cоломaхинa // Диaгноcтикa нaрушeний рeчи у дeтeй и оргaнизaция логопeдичecкой рaботы в уcловиях дошкольного обрaзовaтeльного учрeждeния. CПб.: Дeтcтво – прecc.2001. – 576 c.
6. Айзман Р.И. Здоровье педагогов и обучающихся – ключевая задача современной школы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2012. – № 3. – С. 24–35.
7. Terband H., Maassen B., van Lieshout P., Nijland L. Stability and composition of functional synergies for speech movements in children with developmental speech disorders // Journal of Communication Disorders, Volume 44, Issue 1, January–February 2011, Pages 59-74
8. Toki Eugenia I., Pange Jenny, Mikropoulos Tassos A. An Online Expert System for Diagnostic Assessment Procedures on Young Children's Oral Speech and Language // Procedia Computer Science, Volume 14, 2012, Pages 428-437

Дата публикации 20.04.2013