Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 5, С. 48–70
УДК: 
159.91

Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды

Байгужин П. А. 1 (Челябинск, Россия), Шибкова Д. З. 1 (Челябинск, Россия), Айзман Р. И. 2 (Новосибирск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)
2 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема влияния информационных технологий на личность и эффективность результатов ее деятельности в условиях информатизации всех сфер жизни современного социума. Цель: выявить факторы, определяющие влияние информатизации образовательной среды на психофизиологические процессы восприятия информации.
Методология. В работе использован теоретический анализ научно-методических работ, посвященных психофизиологическим аспектам восприятия информации обучающимися в зависимости от ее семантической нагрузки и структурированности с позиций информационно-синергетического и адаптационного подходов. Использованы методы теоретического исследования: сравнение, формализация, обобщение и системный анализ.
Результаты. Представлен анализ проблем информатизации образовательной среды в современном обществе, которые имеют место как на уровне личности, так и социума. Отражена роль когнитивных искажений на этапе восприятия информации при доминировании инновационных информационных технологий. Авторы акцентируют внимание на позитивных и негативных эффектах применения образовательных информационных технологий. Обосновано развитие информационных технологий как основы когнитивной образовательной модели, в которой обучение должно способствовать повышению стрессоустойчивости личности, ее адаптации к современным условиям на основе энергосберегающей стратегии адаптации.
Заключение. Анализ научных исследований, представленный в настоящем обзоре, свидетельствует о фрагментарности результатов, касающихся использования различных информационных технологий в процессе обучения и их влияния на обучающихся.

Ключевые слова: 

теоретический анализ; образовательная среда; информатизация; информационные технологии; образовательные технологии; психофизиология восприятия; эффекты применения информационных технологий.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:41271740

Процентиль актуальности SciVal: 99.247 Agroindustrial Complex | Eurasian Economic Union | EAEU

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074639138&origin=...

Factors affecting psychophysiological processes of information perception within the context of education informatization

Библиографическая ссылка:
Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Айзман Р. И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. – 2019. – № 5. – С. 48–70. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1905.04
Список литературы: 
  1. Айдагулова А. Р., Вахидова Л. В. Реализация воспитательного процесса педагогического вуза в персонологической информационно-образовательной среде // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 2–1 (115). – С. 89–95. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25751780
  2. Айзман Р. И. Здоровье и безопасность – ключевые задачи образования в современных условиях // Здоровьесберегающее образование. – 2011. – № 6. – С. 48–52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23077490
  3. Айзман Р. И., Казин Э. М., Федоров А. И., Шинкаренко А. С. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1 (17). – С. 9–17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21226028
  4. Айзман Р. И. Методологические принципы и методические подходы к организации мониторинга здоровья обучающихся и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций // Вестник педагогических инноваций. – 2019. – № 1 (53). – С. 5–13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37334216 
  5. Антонова В. И., Клюкина Т. В., Мишанин Ю. А. Социальная информация – стратегический ресурс современного общества познания: типология, классификация, свойства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 10–1 (84). – С. 13–15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29959051
  6. Байгужин П. А. Гигиеническая оценка напряженности умственного труда студентов в ситуации тестирования теоретической подготовленности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2011. – № 39 (256). – С. 16–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17217746
  7. Байгужин П. А., Шибкова Д. З. Функциональное состояние центральной нервной системы при воздействии слабоструктурированной информации // Человек. Спорт. Медицина. – 2017. – Т. 17, № S. – С. 32–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32331179
  8. Богатырева Ю. И., Калугина Е. С. Угрозы информационного воздействия на учащихся и методы противодействия им в образовательной организации // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2016. – Т. 2, № 3. – С. 8–13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28306615
  9. Богословский В. И., Бусыгина А. Л., Аниськин В. Н. Концептуальные основы высшего образования в условиях цифровой экономики // Самарский научный вестник. – 2019. – Т. 8, № 1 (26). – С. 223–230. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37145923
  10. Большаков А. М., Крутько В. Н., Кутепов Е. Н., Мамиконова О. А., Потемкина Н. С., Розенблит С. И., Чанков С. В. Информационные нагрузки как новый актуальный раздел гигиены детей и подростков // Гигиена и санитария. – 2016. – Т. 95, № 2. – С. 172–177. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25644614
  11. Браун О. В., Федоров А. И., Литвинова Н. А. Влияние психофизиологического сопровождения учащихся на успешность обучения в профильных классах // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – № 1 (21). – С. 164–170. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28436650
  12. Будук-оол Л. К. С., Ховалыг А. М. Оценка компонентов стресс-резистентности у юношей и девушек Тувинского университета // В мире научных открытий. – 2018. – Т. 10, № 2. – С.  93–107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36449409 
  13. Буйнов Л. Г., Айзман Р. И., Герасев А. Д., Сорокина Л. А., Плахов Н. Н., Шангин А. Б. Здоровьеформирующее образование – одна из важнейших задач современности // Гигиена и санитария. – 2018. – Т.  97, № 9. – С. 869–872. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36351645
  14. Ваграменко Я. А., Яламов Г. Ю. Анализ направлений интеллектуализации современных информационных систем учебного назначения // Управление образованием теория и практика. – 2016. – № 4 (24). – С. 44–56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28401648
  15. Гербеков Х. А., Эльканов А. Х., Узденова М. Б. Требования к ИКТ-компетентности современного педагога профессионального образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2018. – № 4 (46). – С. 58–63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36527221 
  16. Журавлева Ю. В. Иррациональные идеи в профессиональном общении // Организационная психолингвистика. – 2018. – № 2 (2). – С. 4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35741052 
  17. Кашапова Э. Р., Рыжкова М. В. Когнитивные искажения и их влияние на поведение индивида // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2015. – № 2 (30). – С. 15–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23710622  
  18. Кирсанов В. М., Шибкова Д. З. Анализ подходов к исследованию психофизиологических особенностей творческой личности // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-2. – С.  369–374. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22416596
  19. Климов В. М., Айзман Р. И. Оценка физического здоровья выпускников школ, поступающих в вузы // Бюллетень сибирской медицины. – 2016. – Т. 15, № 3. – С. 41–47. DOI: https://doi.org/10.20538/1682-0363-2016-3-41-47 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26370504
  20. Криволапчук И. А., Чернова М. Б. Функциональное состояние школьников при напряженной информационной нагрузке в начальный период адаптации к образовательной среде // Экология человека. – 2018. – № 9. – С. 18–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35594218
  21. Кучма В. Р., Ткачук Е. А., Шишарина Н. В., Подлиняев О. Л. Гигиеническая оценка инновационных образовательных технологий в начальной школе // Гигиена и санитария. – 2019. – Т. 98, № 3. – С. 288–293. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37241640
  22. Литовченко О. Г., Семенова А. А., Яковлев Б. П. Влияние экстремальной деятельности на состояние эмоциональной напряжённости студентов спортсменов // Спортивный психолог. – 2016. – № 3 (42). – С. 67–71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29117545
  23. Мелик-Гайказян И. В., Мелик-Гайказян М. В., Тарасенко В. Ф. Методология моделирования нелинейной динамики сложных систем: монография. – М.: Физико-математическая литература, 2001. – 272 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24241292
  24. Мельник В. П. Влияние продолжительности обучения профессии на устойчивость к когнитивным ошибкам студентов-психологов экстремального профиля // Психология обучения. – 2019. – № 1. – С. 116–124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36897344 
  25. Наливайко Н. В., Косенко Т. С., Яковлева И. В. Современная личность в информационном пространстве: возможности образования // Философия образования. – 2017. – № 4 (73). – С. 143–152. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30754582
  26. Несмелова Н. Н. Индивидуальные особенности и механизмы адаптации человека к информационной нагрузке // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2005. – № 7 (52). – С. 170–175. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11636298
  27. Новикова И. И., Ерофеев Ю. В., Денисов А. В. Результаты комплексной гигиенической оценки здоровья школьников // Здоровье населения и среда обитания. – 2018. – № 4 (301). – С. 31–35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34858922
  28. Панкова Н. Б. В системе образования нужны преобразования // Здоровье детей. – 2015. – №  5. – С. 8–11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23233095
  29. Рабинович П. Д. Создание мотивирующей интерактивной среды раннего личностного и профессионального самоопределения детей и подростков, развития у них множественного интеллекта, интереса к естественным наукам и научно-техническому творчеству // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Физика-математика. – 2014. – № 4. – С. 136–146. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22854943
  30. Роберт И. В. Развитие информатизации образования на основе цифровых технологий: интеллектуализация процесса обучения, возможные негативные последствия // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. – № 4 (30). – С. 65–71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32574835 
  31. Сергеева М. Г., Мачехина Н. А. Трансформации педагогической деятельности учителя в условиях цифровизации образования // Вопросы педагогики. – 2019. – № 3. – С. 259–262. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37187232
  32. Серых А. Б., Капалыгина И. И., Григорьев А. Н. Концептуальные основы понятия информационно-образовательного пространства обучающихся // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2018. – № 1 (51). – С. 103–107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32738387
  33. Скобелева И. Е. Возможности междисциплинарного анализа феномена медиакультуры в педагогических исследованиях // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2018. – № 4 (32). – С. 139–144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36833453
  34. Харина И. Ф., Звягина Е. В., Быков Е. В., Макунина О. А. Особенности психофизиологических показателей студентов с признаками дефицита внимания в условиях сочетанных умственных и физических нагрузок // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 3. – С. 181–197. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1803.13 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35223287
  35. Хашхожева Д. А., Суншева Б. М., Аккизов А. Ю., Сабанова Р. К., Дзамихова А. З., Кошерова К. А. Функциональные резервы школьников и студентов при адаптации к меняющимся условиям обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2017. – Т. 19, № 2. – С. 178–182. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30736903
  36. Целищев В. В. Онтологический статус семантической информации: поверхностная и глубинная информация // Философия науки. – 2012. – № 3 (54). – С. 3–28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17973294
  37. Чуприкова Н. И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучении и интеллект // Вопросы психологии. – 1990. – № 5. – С. 31–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38543078  
  38. Шевцов А. В. Об одном подходе к понятию «информация», субъективности её восприятия и оценивания // Вестник Морского государственного университета. – 2014. – № 65. – С. 98–111. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25764972
  39. Шехтман Н. А. Информация и знания: лексико-семантический комментарий // Поволжский педагогический вестник. – 2015. – № 2 (7). – С. 154–156. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25897614
  40. Шибкова Д. З., Байгужин П. А., Семенова М. В., Шибков А. А. Морфофункциональные и психофизиологические особенности адаптации школьников к учебной деятельности: монография. – Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016. – 380 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26847221
  41. Шихнабиева Т. Ш. О некоторых направлениях интеллектуализации информационных систем образовательного назначения // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. – № 3 (33). – С. 98–104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35739966   
  42. Янбухтина М. А. Ресурсы мобильного обучения в оптимизации учебной деятельности студентов бакалавриата // Педагогика и психология образования. – 2019. – № 1. – С. 171–179. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37278562  
  43. Ямщикова С. М. Разработка и применение в процессе обучения мобильного приложения // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2018. – № 24. – С. 29–32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36643157
  44. Aizman R. I., Abaskalova N. P. Health and safety of all participants of educational process аre the priorities of modern education system // International Journal of Modern Education Research. – 2015. – № 2 (4). – Р. 29–33 URL: http://www.aascit.org/journal/archive2?journalId=910&paperId=1856  
  45. Batanero J. M. F., Rebollo M. M. R., Rueda M. M. Impact of ICT on students with high abilities. Bibliographic review (2008–2018) // Computers and Education. – 2019. – Vol. 137. – P. 48–58. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.04.007
  46. Chen M. Improving website structure through reducing information overload // Decision Support Systems. – 2018. – Vol. 110. – P. 84–94. DOI: https://doi.org/10.1016/j.dss.2018.03.009
  47. Darras K. E., Merriënboer J. J., Toom M., Roberson N. D., Bruin A. B., Nicolaou S., Forster B. B. Developing the evidence base for M-learning in undergraduate radiology education: identifying learner preferences for mobile apps // Canadian Association of Radiologists Journal. – 2019. – Vol. 70, Issue 3. – P. 320–326. DOI: https://doi.org/10.1016/j.carj.2019.03.007
  48. Dubinina I., Berestneva O., Sviridov K. Educational Technologies for Forming Intellectual Competence in Scientific Research and Engineering Business // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 166. – P. 317–324. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.530
  49. Hamidi H., Jahanshaheefard M. Essential factors for the application of education information system using mobile learning: A case study of students of the university of technology // Telematics and Informatics. – 2019. – Vol. 38. – P. 207–224. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tele.2018.10.002  
  50. Hollman A. K., Hollman T. J., Shimerdla F., Bice M. R., Adkins M. Information technology pathways in education: Interventions with middle school students // Computers and Education. – 2019. – Vol. 135. – P. 49–60. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.02.019
  51. Kim Y. J., Zhong C.-B. Ideas rise from chaos: Information structure and creativity // Organizational behavior and human decision processes. – 2017. – Vol. 138. – P. 15–27. DOI: https://doi.org/10.1016/j.obhdp.2016.10.001
  52. Kopp T., Riekert M., Utz S. When cognitive fit outweighs cognitive load: Redundant data labels in charts increase accuracy and speed of information extraction // Computers in Human Behavior. – 2018. – Vol. 86. – P. 367–376. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.04.037
  53. Krawczyk D. C. Future Directions in Reasoning: Emerging Technology and Cognitive Enhancement // Reasoning: The Neuroscience of How We Think. – Elsevier, 2018. – P. 313–337. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-809285-9.00013-2  
  54. Leahy S. M., Holland C., Ward F. The digital frontier: Envisioning future technologies impact on the classroom // Futures. – 2019. – Vol 113. – P. 102422. DOI: https://doi.org/10.1016/j.futures.2019.04.009  
  55. Leppink J. Cognitive load theory: Practical implications and an important challenge // Journal of Taibah University Medical Sciences. – 2017. – Vol. 12, Isssue 5. – P. 385–391. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jtumed.2017.05.003  
  56. Lytras M. D., Damiani E., Mathkour H. Virtual reality in learning, collaboration and behaviour: content, systems, strategies, context designs // Behaviour and Information Technology. – 2016. – Vol. 35, Issue 11. – P. 877–878. DOI: https://doi.org/10.1080/0144929X.2016.1235815  
  57. Madzhuga A. G., Abdullina L. B., Shibkova D. Z., Fyodorov A. I. A project of vector-contextual model of a man's health creating potential // Life Science Journal. – 2014. – Vol. 11, № 9s. – P.  265–270. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24962411
  58. Naghshineh N., Zardary S. Information ecology as a mind tool for repurposing of educational social networks // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2011. – Vol. 15. – P. 3640–3643. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.04.348
  59. Pelargos P. E., Nagasawa D. T., Lagman C., Tenn S., Demos J. V., Lee S. J., Bui T. T., Barnette N. E., Bhatt N. S., Ung N., Bari A., Martin N. A., Yang I. Utilizing virtual and augmented reality for educational and clinical enhancements in neurosurgery // Journal of Clinical Neuroscience. – 2017. – Vol. 35. – P. 1–4. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jocn.2016.09.002  
  60. Salvadori A., Frate G. D., Pagliai M., Mancini G., Barone V. Immersive virtual reality in computational chemistry: Applications to the analysis of QM and MM data // Quantum Chemistry. – 2016. – Vol. 116, Issue 22. – P. 1731–1746. DOI: https://doi.org/10.1002/qua.25207
  61. Saurabh S., Gautam S. Modelling and statistical analysis of YouTube's educational videos: A channel Owner's perspective // Computers and Education. – 2019. – Vol. 128. – P. 145–158. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.09.003
  62. Shen C., Ho J., Ly P. T., Kuo T. Behavioural intentions of using virtual reality in learning: perspectives of acceptance of information technology and learning style // Virtual Reality. – 2019. – Vol. 23, Issue 3. – P. 313–324. DOI:  https://doi.org/10.1007/s10055-018-0348-1
  63. Shoufan A. What motivates university students to like or dislike an educational online video? A sentimental framework // Computers and Education. – 2019. – Vol. 134. – P. 132–144. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.02.008
  64. Siegrist V., Langewitz W., Mata R., Maiori D., Hertwig R., Bingisser R. The influence of information structuring and health literacy on recall and satisfaction in a simulated discharge communication // Patient Education and Counseling. – 2018. – Vol. 101, Issue 12. – P. 2090–2096. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pec.2018.08.008
  65. Stolaki A., Economides A. A. The Creativity Challenge Game: An educational intervention for creativity enhancement with the integration of Information and Communication Technologies (ICTs) // Computers and Education. – 2018. – Vol. 123. – P. 195–211. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.05.009  
  66. Zhou C., Chen H., Luo L. Students’ perceptions of creativity in learning Information Technology (IT) in project groups // Computers in Human Behavior. – 2014. – Vol. 41. – P. 454–463. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.09.058
Дата публикации 31.10.2019