Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 5, С. 72–95
УДК: 
17:37.01

Проблема созерцания и созерцательные практики в образовании

Кожевникова М. Н. 1 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Аннотация: 

Проблема и цель. Актуальность статьи объясняется современной образовательной политикой и формируемой ею практикой образования, нацеленных на фиксируемые результаты, что создает проблему потери интереса к процессам и тяготения к их редуцированию. Соответственно цель статьи – проблематизация процессуального аспекта в образовании и исследование созерцательных образовательных практик, сосредоточенных на процессе. Для этого ставятся задачи представления созерцательных тенденций и направлений в современном образовании; их обобщение и анализ в свете философии образования.
Методология. Основу исследования составляет феноменологическая методология; в исследовании применены общие методы философии образования; феноменологический, социально-феноменологический, кросс-культурный подходы; социально-философская критика в анализе современной образовательной реальности и образовательной политики; историко-генетический и историко-компаративные методы в анализе образовательных течений и практик в разных странах в разные исторические периоды; методы типологизации и генерализации общих тенденций; этимологический и семантический анализ понятий.
В анализе использованы материалы научно-практических и теоретических педагогических и философских зарубежных и отечественных публикаций; а также собственного опыта включенного наблюдения при проведении некоторых практик.
Результаты. В статье в разделе 1 представлена проблема исследования: подвергнута критике фиксация на результатах и рассмотрены опыты противостояния ей в образовании на примерах отдельных образовательных практик. Проблематизирована необходимость внимания к процессу и так обоснована актуальность проблемы созерцания в образовании. Выявлены и проанализированы наиболее важные аспекты обсуждаемых опытов («замедление»; «остановка», «молчание»). В более широкой перспективе проведен анализ созерцательного движения в образовании, в целом. Раздел 2 посвящен феномену созерцания и представляет известные интерпретации и анализ природы созерцания как особого феномена, прежде всего с точки зрения философии субъектности. На этой основе проясняется суть созерцательных практик и такие их смыслы, как открытие другого, Другого, развитие эмпатии.
Результаты получены на основании сделанного раньше анализа и представлены в разделе 3. Совершено обобщение, произведены выводы о роли созерцания для образования и, кроме того, изложены некоторые идеи дополнительных возможностей применения созерцательных практик.
Заключение. Подводятся итоги исследования проблемы созерцания и созерцатель-ных практик в современном образовании.

Ключевые слова: 

созерцательные практики; философия образования; образовательная политика; субъектность; эмпатия; эмоционально-социальное обучение; осознанность.

URL WoS/RSCIhttps://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:41271741

Процентиль актуальности SciVal: 93.466 Enactivism | Neurophenomenology | Participatory Sense-Making

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074669439&origin=...

The problem of contemplation and contemplative practicies in education

Библиографическая ссылка:
Кожевникова М. Н. Проблема созерцания и созерцательные практики в образовании // Science for Education Today. – 2019. – № 5. – С. 72–95. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1905.05
Список литературы: 
  1. Кожевникова М. Н. «Сопротивляясь менеджеризму» - управление для творческого автономного рефлексивного учителя // Человек и образование. – 2018. – № 2 (55). – С. 195–199. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36589373
  2. Кожевникова М. Н. Российская цивилизация, менталитет и стратегические задачи образования // Социум и власть. – 2017. – № 4 (66). – С. 36–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30738126
  3. Кожевникова М. Н. Концепт «Роста-развития» у Дьюи как метод и результат // Философия образования. – 2013. – № 5. – C. 122–130. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21088828
  4. Мареева Е. В., Мареев С. Н. Проблема мышления: созерцательный и деятельностный подход. – М.: Академический Проект, 2013. – 281 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22323073
  5. Хрусталева А. В. Медленное чтение М. О. Гершензона: У истоков метода // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. – № 6 (74). – С. 288–298. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13056690
  6. Ergas O. The deeper teachings of mindfulness-based ‘interventions” as a reconstruction of ‘education’ // Journal of Philosophy of Education. – 2015. – Vol. 49(2). – P. 203–220. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9752.12137
  7. Forbes S. H. Holistic education. An analysis of its ideas and nature. – Brandon: VT Foundations for Educational Renewal Publisher, 2003. – 404 p. URL: http://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Holistic%20education.%20An%20analysis%20of%20its%20ideas%20and%20nature&author=S.%20H..%20Forbes&publication_year=2003
  8. Forrest M. Practising silence in teaching // Journal of Philosophy of Education. – 2013. – Vol.  47  (4). – P. 605–622. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9752.12043
  9. Hart T. Opening the Contemplative Mind in the Classroom // Journal of Transformative Education. – 2004.Vol. 2 (1). – P. 28–46. DOI: https://doi.org/10.1177/1541344603259311
  10. Jaworski A., Sachdev I. Beliefs about Silence in the Classroom // Language and Education. – 1998. – Vol. 12, № 4. – P. 273–292. DOI: https://doi.org/10.1080/09500789808666754
  11. Jurow S. A. Cultivating Self in the context of transformative professional development // Journal of Teacher Education. – 2009. – Vol. 60, № 3. URL: https://www.questia.com/library/journal/1G1-204418641/cultivating-self-in-the-context-of-transformative
  12. Lewin D. Behold: Silence and attention in education // Journal of Philosophy of Education. – 2014. – Vol. 48(3). – P. 355–369. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9752.12074
  13. Miedema J. Slow Reading. – Duluth, MN: Litwin Books Llc., 2009. ISBN 10: 1936117363 URL: https://openlibrary.org/books/OL22853304M/Slow_reading
  14. Mikics D. Slow Reading in a Hurried Age. – Harvard University press, 2013. – 336 p. ISBN 10: 0674724720 URL: https://www.hup.harvard.edu/catalog.php?isbn=9780674724723
  15. Newkirk T. The Art of Slow Reading: Six Time-Honored Practices for Engagement. – Heinemann Educational Books, 2011. – 224 p. ISBN 0325037310 (ISBN13: 9780325037318)
  16. Ollin R. Silent Pedagogy and Rethinking Classroom Practice: Structuring Teaching through Silence Rather than Talk // Cambridge Journal of Education. – 2008. – Vol. 38, Issue 2. – P. 265–280. DOI: https://doi.org/10.1080/03057640802063528
  17. Palmer P. J. To Know as We Are Known: Education as a Spiritual Journey. – New York: HarperCollins, 1993. URL: http://scholar.google.com/scholar_lookup?title=To%20know%20as%20we%20are%20known%3A%20Education%20as%20a%20spiritual%20journey&author=P.%20J..%20Palmer&publication_year=1993
  18. Schinkel A. The educational importance of deep wonder // Journal of Philosophy of Education. – 2017. – Vol. 51 (2). – P. 538–553. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9752.12233
  19. Trahan H. A. The Silent Teacher: A Performative // Meditative Model of Pedagogy Liminalities: A Journal of Performance Studies. – 2013. – Vol. 9, № 3. URL: http://liminalities.net/9-3/silent.pdf   
  20. Walker M. B. Slow Philosophy Reading against the Institution. – Bloomsbury Academiс, 2016. – 336 p. ISBN 1474279910 (ISBN13: 9781474279918)
  21. Zimmermann A. C., Morgan W. J. A Time for Silence? Its Possibilities for Dialogue and for Reflective Learning // Studies in Philosophy and Education. – 2016. – Vol. 35, Issue 4. – P. 399–413. DOI: https://doi.org/10.1007/s11217-015-9485-0
Дата публикации 31.10.2019