Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 5, С. 126–142
УДК: 
612.6 + 378

Сравнительный анализ морфофункционального развития учащихся северного и южного регионов Казахстана как основа для мониторинга их здоровья в динамике обучения

Мукатаева Ж. М. 1 (Нур-Султан, Казахстан), Динмухамедова А. С. 1 (Нур-Султан, Казахстан), Айзман Р. И. 2 (Новосибирск, Россия)
1 Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
2 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Ухудшение здоровья школьников, регистрируемое в современных условиях в Республике Казахстан, диктует необходимость внедрения постоянного мониторинга здоровья подрастающего поколения, проживающего в разных климато-географических и экологических условиях. Однако показатели морфофункционального развития учащихся из северных и южных областей Казахстана, которые необходимы для составления актуальных нормативных таблиц, в настоящее время отсутствуют. В этой связи была поставлена цель – сравнительное исследование морфофункционального развития организма обучающихся, проживающих в северном и южном регионах Казахстана как основы для последующего мониторинга здоровья школьников в динамике обучения.
Методология. Было обследовано 480 школьников казахской национальности 12–17-летнего возраста обоего пола (240 девочек и 240 мальчиков) северного региона (на примере средней школы № 22 г. Павлодара) и южного региона (на примере средней школы № 7 г. Кызылорда). Использованы стандартные общепринятые методы определения морфологических показателей физического развития и функциональных показателей кардиореспираторной системы в покое и после стандартной физической нагрузки. Полученный материал обработан методами вариационной и разностной статистики.
Результаты. Показано, что все показатели физического развития обучающихся находились в пределах возрастно-половой и региональной нормы. Однако сравнительная оценка морфофункциональных показателей учащихся в зависимости от региона проживания показала достоверные отличия. Основные показатели физического развития обучающихся, за исключением длины тела, были выше во всех возрастно-половых группах у школьников северного региона. Однако функциональные возможности сердечно-сосудистой системы были лучше у представителей южного региона, что свидетельствует об их большей выносливости к выполнению физических нагрузок.
Заключение. Полученные данные свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения региональных особенностей физического здоровья школьников и разработки региональных нормативов их морфофункционального развития.

Ключевые слова: 

морфофункциональные особенности; физическое развитие; кардиореспираторная система; физическая работоспособность; здоровье школьников; этнонациональные особенности.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:41271744

Процентиль актуальности SciVal: 82.004 Physical Development | Russian North | Nenets
 

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074659605&origin=...

Comparative analysis of schoolchildren’s morpho-functional development as the basis for health monitoring (with the main focus on northern and southern Kazakhstan regions)

Библиографическая ссылка:
Мукатаева Ж. М., Динмухамедова А. С., Айзман Р. И. Сравнительный анализ морфофункционального развития учащихся северного и южного регионов Казахстана как основа для мониторинга их здоровья в динамике обучения // Science for Education Today. – 2019. – № 5. – С. 126–142. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1905.08
Список литературы: 
  1. Facchini F., Fiori G., Bedogni G., Galletti L., Ismagulov O., Ismagulova A., Sharmanov T., Tsoy I., Belcastro M. G., Rizzoli S., Goldoni M. Puberty in modernizing Kazakhstan: a comparison of rural and urban children // Annals of Human Biology. – 2008. – Vol. 35, Issue 1. – P. 50–64. DOI: https://doi.org/10.1080/03014460701784567  
  2. Dyer S. M., Gomersall J. S., Smithers L. G., Davy C., Coleman D. T., Street J. M. Prevalence and characteristics of overweight and obesity in indigenous Australian children: A systematic review // Critical Reviews in Food Science and Nutrition. – 2017. – Vol. 57, Issue 7. – P. 1365–1376. DOI: https://doi.org/10.1080/10408398.2014.991816
  3. Wheaton A. G.Chapman D. P.Croft J. B. School Start Times, Sleep, Behavioral, Health, and Academic Outcomes: A Review of the Literature // Journal of School Health. – 2016. – Vol. 86, Issue 5. – P. 363–381. DOI: https://doi.org/10.1111/josh.12388
  4. MacArthur G., Caldwell D. M., Redmore J., Watkins S. H., Kipping R., White J., Chittleborough C., Langford R., Er V., Lingam R., Pasch K., Gunnell D., Hickman M., Campbell R. Individual-, family-, and school-level interventions targeting multiple risk behaviours in young people // Cochrane Database of Systematic Reviews. – 2018. – Issue 10. – Art. no. CD009927. DOI: https://doi.org/10.1002/14651858.CD009927.pub2
  5. Hafner M., Stepanek M., Troxel W. M. The economic implications of later school start times in the United States // Sleep Health. – 2017. – Vol. 3, Issue 6. – P. 451–457. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sleh.2017.08.007  
  6. Rouse H., Goudie A., Rettiganti M., Leath K., Riser Q., Thompson J. Prevalence, Patterns, and Predictors: A Statewide Longitudinal Study of Childhood Obesity // Journal of School Health. – 2019. – Vol. 89, Issue 4. – Р. 237–245. DOI: https://doi.org/10.1111/josh.12741  
  7. Lee S. M., Miller G. F., Brener N., Michael S., Jones S. E., Leroy Z., Merlo C., Robin L., Barrios L. Practices That Support and Sustain Health in Schools: An Analysis of SHPPS Data // Journal of School Health. – 2019. – Vol. 89, Issue 4. – Р. 279–299. DOI: https://doi.org/10.1111/josh.12742  
  8. Orton  E., Whitehead  J., MhizhaMurira  J., Clarkson  M., Watson  M. C., Mulvaney  C. A., Staniforth  J. U. L., Bhuchar  M., Kendrick  D. School‐based education programmes for the prevention of unintentional injuries in children and young people // Cochrane Database of Systematic Reviews. – 2016. – Issue 12. – Art. no. CD010246. DOI: https://doi.org/10.1002/14651858.CD010246.pub2 
  9. Магомедова М. А., Гусейнов Т. С. Региональные особенности физического развития детей и подростков Дагестана в период школьного обучения в зависимости от природно-климатических условий проживания // Медицинский Вестник Башкортостана. – 2018. – Т. 13, №  6  (78). – С. 20–22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37001664
  10. Hosseinpoor A. R., Nambiar D., Schlotheuber A., Reidpath D., Ross Z. Health Equity Assessment Toolkit (HEAT): software for exploring and comparing healthinequalities in countries // BMC Medical Research Methodology. – 2016. – Vol. 16. – Р. 141. DOI: https://doi.org/10.1186/s12874-016-0229-9
  11. Hosseinpoor A. R., Schlotheuber A., Nambiar D., Ross Z. Health Equity Assessment Toolkit Plus (HEAT Plus): software for exploring and comparing healthinequalities using uploaded datasets // Global Health Action. – 2018. – Vol. 11, Issue sup1. – P. 20–30. DOI: https://doi.org/10.1080/16549716.2018.1440783  
  12. Hosseinpoor A. R., Bergen N., Schlotheuber A., Grove J. Measuring health inequalities in the context of sustainable development goals //  Bulletin of the World Health Organization. – 2018. – Vol. 96. – Р. 654–659. DOI: http://dx.doi.org/10.2471/BLT.18.210401
  13. Кобринский Б. А. Мониторинг состояния здоровья детей с использованием современных компьютерных технологий: состояние и перспективы // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2009. – Т. 54, № 1. – С. 6–11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12609882
  14. Фролов С. В., Лядов М. А., Козлова А. Ю. Результаты регионального мониторинга состояния здоровья школьников // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2013. – Т.  58, № 2. – С. 80–84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18956033
  15. Kim H. H., Chun J. Examining the Effects of Parental Influence on Adolescent Smoking Behaviors: A Multilevel Analysis of the Global School-Based Student Health Survey (2003–2011) // Nicotine and Tobacco Research. – 2016. – Vol. 18, Issue 5. – P. 934–942. DOI: https://doi.org/10.1093/ntr/ntv172
  16. Pozza F. S., Nucci L. B., Enes C. C. Identifying Overweight and Obesity in Brazilian Schoolchildren, 2014 // Journal of public health management and practice: JPHMP. – 2018. – Vol. 24, Issue  3.  – P. 204–210. DOI: https://doi.org/10.1097/PHH.0000000000000650
  17. Guhn M., Janus M., Enns J., Brownell M., Forer B., Duku E., Muhajarine N., Raos R. Examining the social determinants of children's developmental health: protocol for building a pan-Canadian population-based monitoring system for early childhood development // BMJ Open.  – 2016.  – Vol. 6, Issue 4. – P. e012020. DOI: https://doi.org/10.1136/bmjopen-2016-012020  
  18. Pega F., Valentine N. B., Rasanathan K., Hosseinpoor A. R., Torgersen T. P., Ramanathan V., Posayanonda T., Röbbel N., Kalboussi Y., Rehkopf D. H., Dora C., Montesinos E. R. V., Neira M. P. The need to monitor actions on the social determinants of health //  Bulletin of the World Health Organization. – 2017. – Vol. 95. – P. 784–787. DOI: http://dx.doi.org/10.2471/BLT.16.184622  
  19. Penman-Aguilar A., Talih M., Huang D., Moonesinghe R., Bouye K., Beckles G. J. Measurement of Health Disparities, Health Inequities, and Social Determinants of Health to Support the Advancement of Health Equity // Journal of Public Health Management and Practice. – 2016. – Vol. 22. – P. S33–-S42. DOI: https://doi.org/10.1097/PHH.0000000000000373  
  20. Pedrana L., Pamponet M., Walker R., Costa F., Rasella D. Scoping review: national monitoring frameworks for social determinants of health and healthequity // Global Health Action. – 2016. – Vol. 9, Issue 1. – Article: 28831. DOI: https://doi.org/10.3402/gha.v9.28831
  21. Айзман Р. И., Айзман Н. И., Лебедев А. В., Плетнёва Е. Ю., Рубанович В. Б. Мониторинг здоровья учащихся и педагогов с применением компьютера и программных средств // Народное образование. – 2010. – № 6 (1399). – С. 147–155. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15587715
  22. Лигута В. Ф. Многолетняя динамика физической подготовленности выпускниц средних школ Хабаровского края по результатам мониторинга // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 11 (165). – С. 167–171. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36540868
  23. Ефимова Н. В., Мыльникова И. В., Иванов А. Г. Оценка физической подготовленности учащихся Иркутской области (по данным мониторинга) // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 7-4. – С. 675–678. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24038051
  24. Гузик Е. О., Чижевская И. Д., Зятиков Е. С., Башун Т. В., Протько Н. Н., Мельникова Е. И.  Мониторинг здоровья школьников г. Минска // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2013. – № 1. – С. 10–17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20225263
  25. Johnson R. K., Lamb M., Anderson H., Pieters-Arroyo M., Anderson B. T., Bolaños  G.  A., Asturias E. J. The global school-based student health survey as a tool to guide adolescent health interventions in rural Guatemala // BMC Public Health. – 2019. – Vol. 19. – Article number: 226. DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-019-6539-1
  26. Макарова Л. В., Лукьянец Г. Н., Параничева Т. М., Лезжова Г. Н., Тюрина Е. В., Орлов К. В. Особенности физического развития детей 13–14 лет // Новые исследования. – 2016. – № 2 (47). – С. 9–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27536327
  27. Dangour A. D., Farmer A., Hill H. L., Ismail S. J. Anthropometric status of Kazakh children in the 1990s // Economics and Human Biology. – 2003. – Vol. 1, Issue 1. – Р. 43–53. DOI: https://doi.org/10.1016/S1570-677X(02)00004-7
  28. Li H., Li X., Tao J., Ma Y., Yang Y., Liu F., Chen B., Xie X., Yang H. Detection rates of overweight and obesity in children and adolescents with different ethnicities in Xinjiang Uigur area // Chinese Journal of Epidemiology. – 2014. – Vol. 35, Issue 01. – P. 9–12. DOI: https://doi.org/10.3760/cma.j.issn.0254-6450.2014.01.003
  29. Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И., Рубанович В. Б. Методология и практика мониторинга здоровья учащейся молодежи // Журнал научных статей здоровье и образование в XXI веке. – 2017. – Т. 19, № 5. – С. 73–78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28278749
  30. Казин Э. М., Иванов В. И., Литвинова Н. А., Березина М. Г., Гольдшмидт Е. С., Прохорова А. М. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности // Физиология человека. – 2002. – Т. 28, № 3. – С. 23–29.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29843234
Дата публикации 31.10.2019