Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 1, С. 191–203
УДК: 
УДК 159.91 + 364.026

Психофизиологические и социальные критерии трудового потенциала специалистов по социальной работе

Антипова Е. И. 1 (Челябинск, Россия), Шибкова Д. З. 2 (Челябинск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
2 Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)
Аннотация: 

Проблема и цель. Компетенции, востребованные профессиональным стандартом специалиста по социальной работе, актуализируют поиск психофизиологических критериев трудового потенциала у лиц данной профессиональной группы. Цель – определить психофизиологические и социальные критерии трудового потенциала у специалистов по социальной работе по показателям работоспособности, качества жизни, субъективной оценки состояния здоровья и уровня удовлетворенности трудом.
Методология. Профессионально значимые качества специалиста по социальной работе определены методом анализа содержания компетенций, регламентированных профессиональным стандартом. Психофизиологический статус специалистов характеризовали по показателям функционального состояния ЦНС и уровню работоспособности, которые оценивали методом компьютерной хронорефлексометрии по Т. Д. Лоскутовой в модификации М. П. Мороз. Программа исследования включала оценку показателей качества жизни с помощью «SF-36 Health Status Survey», степени удовлетворенности трудом по психодиагностической методике, разработанной В. А. Розановой, и субъективную оценку состояния здоровья (анкетный опрос).
Результаты. Определены психофизиологические показатели профессиональной компетентности специалистов по социальной работе. Впервые выявлены параметры функционального состояния ЦНС и работоспособности у данной профессиональной группы. Установлено, что две трети сотрудников характеризуются сформированностью адаптационных процессов к сложным условиям труда. Анализ динамики показателей функционального состояния ЦНС позволил выявить «группу риска» среди специалистов, у которых уровень работоспособности был устойчиво сниженный, что указывает на отсутствие у лиц данной группы профессиональной надежности. Установлено отсутствие прямой связи между уровнем работоспособности и прекращением профессиональной деятельности. Корреляционный анализ выявил отсутствие достоверно значимых связей между большинством показателей качества жизни и функциональным состоянием организма специалистов, только обнаружена слабая положительная связь между показателем качества жизни «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием» и параметрами функционального состояния ЦНС и работоспособности (устойчивостью нервной реакции, уровнем функциональных возможностей).
Заключение. Отсутствие достоверно значимых связей между показателями качества жизни и функциональным состоянием организма, между субъективной удовлетворенностью работой, показателями ПЗМР и качества жизни позволяет констатировать, что основным критерием трудового потенциала специалистов по социальной работе является психофизиологический статус, а именно устойчивость нервных реакций и уровень функциональных возможностей ЦНС.

Ключевые слова: 

хронорефлексометрия; функциональное состояние; уровень работоспособности; специалист социальной работы; профессиональный стандарт; группа риска.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:42525593

Процентиль актуальности SciVal: 82.004 Physical Development | Russian North | Nenets

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85081280335&origin=...

Social workers' professional potential: Psychophysiological and social criteria

Библиографическая ссылка:
Антипова Е. И., Шибкова Д. З. Психофизиологические и социальные критерии трудового потенциала специалистов по социальной работе // Science for Education Today. – 2020. – № 1. – С. 191–203. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2001.11
Список литературы: 
  1. Антипова Е. И., Шибкова Д. З. Оценка психофизиологического состояния и характеристика качества жизни специалистов по социальной работе // Человек. Спорт. Медицина. – 2017. – Т. 17, № 2. – С. 30–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29319708
  2. Антипова Е. И., Шибкова Д. З. Оценка качества жизни специалистов по социальной работе с помощью опросника SF–36 // Гигиена и санитария. – 2016. – Т. 95, № 4. – С. 369–375. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26131963
  3. Архипова Е. Б., Панкова С. Н. Информатизация социальной сферы в условиях современных модернизационных процессов // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2015.  – № 3. – С. 226–231. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24898631
  4. Арутюнов А. Т., Турзин П. С. К вопросу о сохранении и улучшении профессионального здоровья государственных служащих // Медицина труда и промышленная экология. – 2006.  – № 5. – С. 1–7. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12111017
  5. Белинская Е. П., Мельникова Н. М., Писарева Л. Ю. Гуманитарные аспекты здоровья и благополучия: причины исследовательского интереса и основные теоретические подходы // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2017 – № 2. – С. 111–116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29407839
  6. Бибалаева У. Н. Реализация компетентностного подхода в практической деятельности специалиста по социальной работе // Северный регион: наука, образование, культура. – 2015. – № 2. – С. 111–114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25056231
  7. Говорухина А. А., Колесникова Е. Н., Ложкина-Гамецкая Н. И. Качество жизни как показатель функциональной адаптации работников нефтегазовой отрасли северного региона // Здоровье населения и среда обитания. – 2017. – № 1. – С. 23–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28408448
  8. Гурвич В. Б., Кузьмин С. В., Плотко Э. Г., Рослый О. Ф., Федорук А. А., Рузаков В. О. Анализ методических подходов к оценке профессиональных рисков на предприятиях Свердловской области // Гигиена и санитария. – 2015. – Т. 94, № 2. – С. 119–123. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23273042
  9. Дубель Е. В., Унгуряну Т. Н. Оценка восприятия медицинскими работниками факторов риска здоровью // Экология человека. – 2015. – № 2. – С. 33–41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23033985
  10. Караванова Л. Ж. Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе // Мир образования – образование в мире. – 2011. – № 2. – С. 117–123. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17307880
  11. Корельская И. Е., Кузнецов А. А. Экспресс–оценка состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой зрительно-моторной реакции // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8. – С. 194–197. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26426367
  12. Маслов Н. Б., Блощинский И. А., Галушкина Е. А., Рогованов Д. Ю. Концептуальные подходы к оценке функционального состояния специалистов в процессе их профессиональной деятельности // Экология человека. – 2012. – № 4. – С. 16–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17641529
  13. Радыш И. В., Рагозин О. Н., Шаламова Е. Ю. Биоритмы, качество жизни и здоровье. – М.: РУДН, 2016. – 460 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26010813
  14. Ситдиков Р. З., Пискарев Ю. Г., Камаев И. А. Влияние на здоровье работников кондитерской фабрики социально-гигиенических и профессиональных факторов // Гигиена и санитария. – 2014. – Т. 93, № 3. – С. 49–52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21830992
  15. Харлашова Н. В., Чеботарев П. А. Влияние факторов производственной среды на заболеваемость с временной утратой трудоспособности работающих нефтеперерабатывающего предприятия // Гигиена и санитария. – 2015. – Т. 94, № 3. – С. 48–52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23587796
  16. Шамионов Р. М., Бескова Т. В. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. – 2018. – № 11. – С. 8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36318192
  17. Шутова С. В., Муравьева И. В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – 2013. – Т. 18, № 5–3. – С. 2831–2840. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20434160
  18. Boddy J., Dominelli L. Social Media and Social Work: The Challenges of a New Ethical Space // Australian Social Work. – 2017. – Vol. 70 (2). – P. 172–184. DOI: https://doi.org/10.1080/0312407X.2016.1224907
  19. Dominelli L. Globalization, contemporary challenges and social work practice // International Social Work. – 2010. – Vol. 53 (5). – P. 599–612. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0020872810371201  
  20. Engen M., Nissen M., Uggerhøj L. Challenges in social work research – Conflicts, barriers and possibilities in relation to social work // European Journal of Social Work. – 2019. – Vol. 22 (5). – P. 735–737. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13691457.2019.1640004
  21. Hafford-Letchfield T., Engelbrecht L. Contemporary practices in social work supervision: time for new paradigms? // European Journal of Social Work. – 2018. – Vol. 22 (3). – P. 329–332. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13691457.2018.1446782
  22. Sitter K. C., Curnew A. H. The application of social media in social work community Practice // Social Work Education. – 2016. – Vol. 35 (3). – P. 271–283. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02615479.2015.1131257
  23. Teater B. Social Work Research and Its Relevance to Practice: “The Gap Between Research and Practice Continues to be Wide” // Journal of Social Service Research. – 2017. – Vol. 43 (5). – P. 547–565. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/01488376.2017.1340393
  24. Wolan-Nowakowska M. Importance of Competence of Social Work Special Educator // Lubelski Rocznik Pedagogiczny. – 2016. – Vol. 35 (3). – P. 153–163. DOI: http://dx.doi.org/10.17951/lrp.2016.35.3.153
Дата публикации 29.02.2020