Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 1, С. 79–96
УДК: 
373

Взаимосвязь типа направленности личности подростка с особенностями его социальной активности

Пташко Т. Г. 1 (Челябинск, Россия), Черникова Е. Г. 1 (Челябинск, Россия), Перебейнос А. Е. 1 (Челябинск, Россия), Соколова Н. А. 1 (Челябинск, Россия), Сиврикова Н. В. 1 (Челябинск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме проявления активности личности подростков в социально значимых сферах. Цель исследования: определить взаимосвязь типа направленности личности подростка с особенностями его социальной активности.
Методология. Основой изучения взаимосвязи типа направленности и социальной активности подростка стали следующие методологические подходы: структурный подход к изучению личности, анализ и обобщение научно-теоретических источников. Для сбора эмпирической информации применялись различные виды опроса: в целях изучения социальной активности подростков была использована специально разработанная анкета Е. Г. Черниковой, состоящая из блоков, направленных на выявление их отношения к актуальным проблемам современного общества, наличию прав в различных аспектах общественной жизни; для исследования типов направленности использовался опросник «Диагностика интерактивной направленности личности» (Н. Е. Щурковой в модификации Н. П. Фетискина). Для математической обработки результатов исследования использовался U критерий Манна-Уитни. Выборку составили 192 подростка 8–9 классов.
Результаты. В ходе исследования было установлено, что у большинства подростков не сформировался какой-то определенный тип направленности личности. Можно говорить лишь о тенденциях его формирования. Исследование не выявило высокого и даже среднего уровня сформированности исследуемых типов направленности. Было получено относительно более высокое среднее значение по направленности на взаимодействие и сотрудничество, менее остальных видов направленности среди участников исследования выражена эгоцентрическая направленность. При изучении социальной позиции подростков было установлено, что они считают важными проблемы мира и сотрудничества с другими странами; отмечают наличие у себя прав на жизнь, образование, жилище и охрану здоровья; хотят иметь благополучную счастливую семью, любимую профессию, друзей и материальный достаток.
Результаты исследования показали, что между уровнем выраженности различных типов направленности и отдельными аспектами социальной активности подростков существует связь: более высокий уровень эгоцентрической направленности подростков связан с оценкой важности проблем международного сотрудничества и сохранения природы, а также с наличием права на охрану жизни и здоровья, желанием иметь высокое материальное благополучие. Более высокий уровень направленности на взаимодействие подростков оказался связанным с интересом к проблемам общества, соблюдением их гражданских прав, желанием иметь домашних животных и высокое материальное положение. Более высокий уровень маргинальной направленности оказался выше у подростков, которые хотят иметь стабильное экономическое и политическое положение в стране, они проявляют интерес к вопросу защиты своих прав, желают иметь высокое материальное благополучие.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о наличии связи между типом направленности личности и проявлениями активности по отношению к обществу, собственным желаниям и правам. На основе полученных результатов делается вывод о специфике влияния типа направленности (личностной, социальной, маргинальной) на ее социальную активность.

Ключевые слова: 

подросток; направленность личности; тип направленности; социальная активность; права подростка; эгоцентрическая направленность; направленность на взаимодействие.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:42525587

Процентиль актуальности SciVal: 99.775 Social Networking Sites | Facebook | Instagram

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85081245635&origin=...

The relationship between the type of adolescents' individual personality orientation and characteristics of their social engagement

Библиографическая ссылка:
Пташко Т. Г., Черникова Е. Г., Перебейнос А. Е., Соколова Н. А., Сиврикова Н. В. Взаимосвязь типа направленности личности подростка с особенностями его социальной активности // Science for Education Today. – 2020. – № 1. – С. 79–96. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2001.05
Список литературы: 
  1. Гребенникова О. В., Хузеева Г. Р. Особенности восприятия социальной действительности современными подростками // Психологические исследования. – 2018. – Т. 11, № 58. – С. 6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36307010  
  2. Гребенникова О. В. Особенности социальных представлений современных российских подростков // Психологические исследования. – 2010. – № 2. – С. 6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13922159   
  3. Голованова Н. Ф., Дерманова И. Б. Направленность самоосуществления и личностное развитие подростка // Психолого-педагогические исследования. – 2018. – Т. 10, № 3. – С.  126–134. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100311 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36318224
  4. Макеев П. С. Поколенческий анализ современных детей и подростков: количественный анализ характеристик // Социальная политика и социология. – 2015. – Т. 14, № 3–1. – С. 52–61. DOI: https://doi.org/10.17922/2071-3665-2015-14-3-1-52-61 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24391947
  5. Маликова Е. В. Особенности проявления ответственности подростков с различной направленностью личности // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6–1. – С. 92–94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16341367
  6. Молчанов С. В., Поскребышева Н. Н., Запуниди А. А., Маркина О. С. Развитие личностной автономии как условие формирования ориентации подростка в моральной сфере // Культурно-историческая психология. – 2015. – Т. 11, № 4. – С. 22–29. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110402   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25238658
  7. Перебейнос А. Е., Пташко Т. Г. Участие учащейся молодежи Урала в общественной, культурной и политической жизни во второй половине XIX – начале XX веков // Новый исторический вестник. – 2018. – № 3. – С. 42–58. DOI: https://doi.org/10.24411/2072-9286-2018-00022   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36881283
  8. Пташко Т. Г., Черникова Е. Г. Система социального образования студента в условиях педагогического процесса вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 4. – С. 95–100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29345648
  9. Рогова Е. Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 39–46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18922968  
  10. Рослякова С. В., Пташко Т. Г., Черникова Е. Г. Особенности социализации современных подростков // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7, № 4. – С. 292–296. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36746068
  11. Селиванова З. К. О жизненных целях и профессиональных предпочтениях старших подростков // Социологические исследования. – 2017. – № 5. – С. 51–56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29276827   
  12. Толстых Н. Н. Подростки и их родители: что ценят и чего хотят сегодня // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 4 – С. 70–78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18948825
  13. Фетискин Н. П. Концептуальные основания деструктивных новообразований в структуре личностной направленности девиантного подростка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – Т. 23, № 3. – С. 56–65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30621542   
  14. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Рослякова С. В. Ценностные ориентации современных городских подростков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. – № 1. – С.  333–337. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36922562  
  15. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Соколова Н. А. Социально-психологические особенности современного подростка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. – № 5. – С. 267–284. DOI: https://doi.org/10.25588/CSPU.2018.83..5..021 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36915423  
  16. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г.,  Перебейнос А. Е., Сиврикова Н. В. Личностные ценности подростков малого и большого городов и риски в процессе их формирования // Science for Education Today. – 2019. – № 2. – С. 215–233.  DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1902.15  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38191475
  17. Шахова И. П. Характеристика направленности личности в подростковом и юношеском возрастах // Вестник Московского государственного областного университета: Серия психологические науки. – 2010. – № 3.  – С. 159–167. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15567045    
  18. Ярошенко О. Е., Щербина А. И. Гендерные особенности самоотношения и социально-психологических установок старших подростков // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – № 37. – С. 186–190. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25054691   
  19. Beaudry M. B.Swartz K.Miller L.Glazer K.Wilcox H. Effectiveness of the Adolescent Depression Awareness Program (ADAP) on Depression Literacy and Mental Health Treatment // Journal of School Health – 2019. – Vol. 89 (3). – Р. 165–172. DOI: https://doi.org/10.1111/josh.12725   
  20. Campbell D. E.Wolbrecht C. The Resistance as Role Model: Disillusionment and Protest Among American Adolescents After 2016 // Political Behavior. – 2019. – Vol. 19. – Р. 1–26. DOI: https://doi.org/10.1007/s11109-019-09537-w    
  21. Dahl V. Reducing Adolescents' Approval of Political Violence: The Social Influence of Universalistic and Immigrant-Friendly Peers // Zeitschrift fur psychologie. – 2017. – Vol. 225 (4). – P. 289–290. DOI: https://doi.org/10.1027/2151-2604/a000298  
  22. Khatcherian E.Zdanowicz N. Why do cyberbullied adolescents stay in contact with their harasser? A literature review and reflection on cyberbullied adolescents' coping strategies // Psychiatria Danubina– 2018. – Vol. 30. – P. 537-540. PMID: 30439842 URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/30439842
  23. López C.Hartmann P.Apaolaza V. Gratifications on Social Networking Sites: The Role of Secondary School Students’ Individual Differences in Loneliness // Journal of Educational Computing Research. – 2019. – Vol. 57 (1). – Р. 58–82. DOI: https://doi.org/10.1177/0735633117743917  
  24. Lannegrand-Willems L.Chevrier B.Perchec C.Carrizales A. How is Civic Engagement Related to Personal Identity and Social Identity in Late Adolescents and Emerging Adults? A Person-Oriented Approach // Journal of Youth and Adolescence. – 2018. – Vol. 47 (4). – Р. 731–748. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-018-0821-x  
  25. Oosterhoff B., Ferris K. A., Palmer C. A., Metzger A. Longitudinal associations among adolescents' organized activity involvement and sociopolitical values // Social development. – 2017. – Vol.  26  (4). – P. 846–859. DOI: https://doi.org/10.1111/sode.12230  
  26. Pérez-Torres V.Pastor-Ruiz Y., Abarrou-Ben-Boubaker S. You Tubers videos and the construction of adolescent identity // Comunicar. Media education research journal.  – 2018. – Vol.  26 (55). – P. 61–70. DOI: https://doi.org/10.3916/C55-2018-06   
  27. Prievara D. K.Piko B. F.Luszczynska A. Problematic Internet Use, Social Needs and Social Support Among Youth // International Journal of Mental Health and Addiction. – 2018. – Vol.  17  (4), pp. 1008–1019. DOI: https://doi.org/10.1007/s11469-018-9973-x  
  28. Šerek J.Jugert P. Young European citizens: An individual by context perspective on adolescent European citizenship // European Journal of Developmental Psychology. – 2018. – Vol. 15 (3). – Р. 302–323. DOI: https://doi.org/10.1080/17405629.2017.1366308  
  29. Šerek J.Machackova H.Macek P. Who crosses the norms? Predictors of the readiness for non-normative political participation among adolescents // Journal of Adolescence. – 2018. – Vol. 62.  – Р. 18–26. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.11.001   
  30.  Zani B.Cicognani E. Young people as engaged citizens: A difficult challenge between disillusionments and hopes // Contucci P., Omicini A., Pianini D., Sîrbu A. (eds) The Future of Digital Democracy. Lecture Notes in Computer Science, 2019, vol. 11300. Springer, Cham DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-05333-8_1

 

Дата публикации 29.02.2020