Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 2, С. 22–36
УДК: 
378

Особенности кураторской деятельности для успешной адаптации иностранных учащихся

Валеева Д. Р. 1 (Казань, Россия), Спиридонова Л. Н. 1 (Казань, Россия)
1 Казанский федеральный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Число иностранных студентов, получающих образование в вузах России, ежегодно увеличивается, и проблема их адаптации к новой социокультурной и учебной среде, приобретает особую актуальность. По мнению авторов исследования, важную роль в данном процессе играет куратор академической группы на подготовительном факультете. Цель статьи – определить особенности кураторской деятельности для успешной адаптации иностранных студентов.
Методология. В качестве методологического основания в исследовании были избраны кросс-культурный, деятельностный и гуманистический подходы. Были использованы следующие методики: опросник межкультурной адаптации И. А. Шолохова и авторская анкета, выявляющая представления иностранных учащихся о качествах куратора, его статусе и функциях. В исследовании, проходившем на базе подготовительного факультета для иностранных учащихся Казанского (Приволжского) федерального университета, приняли участие 150 слушателей из Китая, Индонезии, Турции, Колумбии и стран Африки.
Результаты. Авторы выявили, что у большинства приезжающих учиться в Россию адаптационный процесс проходит сложно, занимает длительное время и нередко не заканчивается к моменту окончания подготовительного факультета. Было установлено отсутствие дисбаланса между социально-ролевыми представлениями иностранных учащихся об их кураторе и его реальной интеракцией с инофонами. Одновременно были определены этнически обусловленные зоны несовпадения этих ролевых ожиданий.
Заключение. Делаются выводы о том, что для успешной адаптации иностранного контингента в кураторской работе должны учитываться национальные особенности учащихся, для которых куратор выступает в роли межкультурного посредника, информатора и организатора.

Ключевые слова: 

куратор; кураторство; кураторская деятельность; наставничество; адаптация; социально-ролевые ожидания; иностранные студенты.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:42772182

Процентиль актуальности SciVal: 97.792 International Students | Acculturative Stress | Studies Abroad

http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=RSCI&search_mode=G...

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85085899914&origin=...

Characteristic features of international students tutoring for adjustment to Russian universities

Библиографическая ссылка:
Валеева Д. Р., Спиридонова Л. Н. Особенности кураторской деятельности для успешной адаптации иностранных учащихся // Science for Education Today. – 2020. – № 2. – С. 22–36. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2002.02
Список литературы: 
  1. Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7, № 5. – С. 25–36. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.02  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30476222  
  2. Иванова Г. П., Ширкова Н. Н. Тьюторство как система поддержки иностранных студентов в процессе социокультурной адаптации // Человеческий капитал. – 2017. – № 11. – С. 61–65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30622644 
  3. Иващенко В. А. Проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах // Проблемы высшего образования. – 2018. – № 1. – С. 256–259. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35255055 
  4. Коваль Е. Д. Теоретические аспекты исследования процесса адаптации иностранных студентов к социокультурной и образовательной среде высшей школы России // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2017. – № 10. – С. 110–115. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30543224 
  5. Лапшина Е. Г. Иностранные студенты в России: особенности обучения и адаптации // Аграрный вестник Верхневолжья. – 2014. – № 2. – С. 9–10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21807755 
  6. Мальчукова Н. Н. Кураторская деятельность как один из компонентов воспитательного процесса вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8, № 3. – С. 161–164. DOI: http://dx.doi.org/10.26140/anip-2019-0803-0040  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41122267  
  7. Мандель Б. Р. Кураторство: поиски смысла и оправдания // Актуальные проблемы профессиональной педагогики. – 2013. – № 4. – С. 29–36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21430422
  8. Мариненко О. П. Организация помощи иностранным студентам в процессе адаптации как способ повышения качества их образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2015. – № 2. – С. 52–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23408284 
  9. Павлюкова Ю. В., Дрягалова Е. А. Особенности социально-педагогической адаптации иностранных студентов в вузе (на примере арабских студентов в центре предвузовской подготовки) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 499–507. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25390082 
  10. Bender M., van Osch Y., Sleegers W., Ye M. Social Support Benefits Psychological Adjustment of International Students: Evidence From a Meta-Analysis // Journal of Cross-Cultural Psychology.  – 2019. – Vol. 50 (7). – P. 827–847. DOI: https://doi.org/10.1177/0022022119861151  
  11. Bunton D., Stimpson Ph., Lopez-Real F. University tutors' Practicum Observation Notes: Format and Content // Mentoring & tutoring: Partnership in Learning. – 2002. – vol. 10 (3). – P. 233–252. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1361126022000037060  
  12. Escolano-Pérez E., Lizalde Gil M., Serrano Pastor R. M., Casanova López Ó. Analysis of the needs of beginner students in the Teaching Degrees: Implications for the design of the University Orientation Plan in the Faculty of Education // Revista Complutense de Educación. – 2019. – Vol.  30  (2).  – P. 545–567. DOI: http://dx.doi.org/10.5209/RCED.57779   
  13. Frontino de Medeiros L., Kolbe Junior A., Moser A. A Cognitive Assistant that Uses Small Talk in tutoring Conversation // International Journal of Emerging Technologies in Learning. ‒ 2019. – Vol. 14 (11). – P. 138–159. DOI: http://dx.doi.org/10.3991/ijet.v14i11.10288  
  14. García-Ros R., Castillo Fuentes M., Hernàndez i Dobon F., Villar-Aguilés A., Pérez-González F. The development and validation of a scale for assessing peer-mentoring processes in programs for first-year university students // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. – 2018.  – Vol. 16 (46). – P. 661–679. DOI: http://dx.doi.org/10.25115/ejrep.v16i46.2240  
  15. García-Ros R., Pérez-Gónzalez F., Castillo Fuentes M., Cavas-Martínez F. Predicting First-Year College Student Retention: Validation of the College Persistence Questionnaire in a Spanish Sample // Sustainability. – 2019. – Vol. 11 (16). – P. 4425. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/su11164425  
  16. Ghenghesh P. Personal tutoring from the perspectives of tutors and tutees // Journal of Further and Higher Education. – 2018. – Vol. 42 (4). – P. 570–584. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/0309877x.2017.1301409  
  17. Grzegorczyk G. Dialogue and language as factors contributing to transformative learning in academic tutoring // Psychology of Language and Communication. – 2018. – Vol. 22 (1). – P. 164–186. DOI: http://dx.doi.org/10.2478/plc-2018-0007  
  18. Hallsén S., Karlsson M. Teacher or friend? – consumer narratives on private supplementary tutoring in Sweden as policy enactment // Journal of Education Policy. – 2019. – Vol. 34 (5). – P. 631–646. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02680939.2018.1458995  
  19. Hart N. The role of the tutor in a college of further education: A comparison of skills used by personal tutors and by student counsellors when working with students in distress // British Journal of Guidance & Counselling. – 1996. – Vol. 24 (1). – P. 83–96. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03069889608253710  
  20. Hendrickson B. Intercultural connectors: Explaining the influence of extra-curricular activities and tutor programs on international student friendship network development // International Journal of Intercultural Relations. – 2018. – vol. 63. – P. 1–16. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ijintrel.2017.11.002  
  21. López Martín I., González Villanueva P. University tutoring as a space for personal relations. A multiple case study. // Journal of Educational Research. – 2018. – Vol. 36 (2). – P. 381–399. DOI: http://dx.doi.org/10.6018/rie.36.2.291161  
  22. Mittelmeier J., Rienties B., Rogaten J., Gunter A., Raghuram P. Internationalisation at a Distance and at Home: Academic and social adjustment in a South African distance learning context // International Journal of Intercultural Relations. – 2019. – Vol. 72. – P. 1–12. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ijintrel.2019.06.001  
  23. Parmaksız I. Assertiveness as the Predictor of Adjustment to University Life amongst University Students // International Journal of Instruction. – 2019. – Vol. 12 (4). – P. 131–148. DOI: http://dx.doi.org/10.29333/iji.2019.1249a   
  24. Ponce Ceballos S., García-Cabrero B., Islas Cervantes D., Martínez Soto Y., Serna Rodríguez A. From Tutoring to Mentoring. Reflections on the Diversity of Teaching Functions // Páginas de Educación. – 2018. – Vol. 11 (2). – P. 215–235. DOI: http://dx.doi.org/10.22235/pe.v11i2.1635  
  25. Suárez Lantaron B. WhatsApp as support tool in tutoring // Revista de docencia universitaria. – 2017. – Vol. 15 (2). – P. 193–210. DOI: http://dx.doi.org/10.4995/redu.2017.6941 
  26. Sutherland K. A. Nurturing undergraduate tutors’ role in the university teaching community // Mentoring and Tutoring: Partnership in Learning. – 2009. – vol. 7 (2). – P. 147–164. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13611260902860091  
  27. Ullah I., Tabassum R., Kaleem M. Effects of Peer tutoring on the Academic Achievement of Students in the Subject of Biology at Secondary Level // Education sciences. – 2018. – Vol. 8 (3). – P.  112. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/educsci8030112  
  28. Wilcox P., Winn S., Fyvie‐Gauld M. ‘It was nothing to do with the university, it was just the people’: the role of social support in the first‐year experience of higher education // Studies in Higher Education. – 2005. – Vol. 30 (6). – P. 707–722. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03075070500340036  
Дата публикации 30.04.2020