Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 6, С. 149–169
УДК: 
821.111-3

Влияние языковой ситуации на изменения обобщенных характеристик языковой личности двуязычных учащихся (русско-эстонский билингвизм), получающих образование на эстонском языке

Моисеенко И. М. 1 (Таллин, Эстония), Мальцева-Замковая Н. В. 1 (Таллин, Россия), Чуйкина Н. В. 1 (Таллин, Эстония)
1 Таллинский университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается влияние языковой ситуации, сложившейся в настоящее время в Эстонии, на изменения обобщенных характеристик языковой личности двуязычных учащихся (русско-эстонский билингвизм), получающих образование в школах с эстонским (государственным) языком обучения. Цель статьи – определить изменения, произошедшие в языковой личности учащихся-билингвов за последние 10 лет, в том числе в их лингвистическом развитии.
Методология. Основными методами исследования были анкетирование, сравнительный анализ полученных при анкетировании данных, их статистическая обработка. В качестве инструментов автоматизации были использованы формы и таблицы Google.
Результаты. Выявлены изменения, произошедшие в языковой личности учащихся-билингвов за последние 10 лет, в связи со сложившейся языковой ситуацией.
Заключение. Полученные данные позволяют сделать вывод о сужении сфер функционирования русского языка у данного контингента учащихся, его использовании преимущественно в бытовой сфере, в то же время о расширении сфер применения русского (родного) языка в письменной форме.

Ключевые слова: 

билингвизм; родной язык; языковая личность; сфера общения; языковая ситуация; лингвистическое развитие; анкетирование

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85079738608&origin=...

Changes in language identity of bilingual students (Russian-Estonian Bilingualism) at Estonian-medium schools under the influence of the language situation

Библиографическая ссылка:
Моисеенко И. М., Мальцева-Замковая Н. В., Чуйкина Н. В. Влияние языковой ситуации на изменения обобщенных характеристик языковой личности двуязычных учащихся (русско-эстонский билингвизм), получающих образование на эстонском языке // Science for Education Today. – 2019. – № 6. – С. 149–169. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1906.10
Список литературы: 
  1. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука, 1987. – 261 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18836801  
  2. Костанди Е. И. Русский язык в современной Эстонии: функционирование, изучение, специфика // Слово.ру: Балтийский акцент. – 2013. – № 1. – С. 7–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18977614  
  3. Кривошапова Н. В. Детский билингвизм: проблемы при усвоении русского и болгарского языков // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: Языки и специальность. – 2017. – Т.  14, № 3. – С. 436–440. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30114239 DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2312-8011-2017-14-3-436-440  
  4. Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Многоязычие в детском возрасте. – СПб.: Златоуст, 2005. – 274 c. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19972945  
  5. Цейтлин С. Н., Чиршева Г. Н., Кузьмина Т. В. Освоение языка ребенком в ситуации двуязычия. – СПб: Златоуст, 2014. – 139 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23121475
  6. Branets A., Bahtina D., Verschik A. Mediated receptive multilingualism: Etonian-Russian-Ukrainian case study // Linguistic Approaches to Bilingualism. – 2019. – Vol. 9, Issue 1. – P. 1–32. DOI: https://dx.doi.org/10.1075/lab.17079.ver
  7. Chen X., He J., Fan X. Relationships between openness to experience, cognitive flexibility, self-esteem, and creativity among bilingual college students in the U.S. // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. – 2019. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/13670050.2019.1688247
  8. Duarte J. Translanguaging in mainstream education: a sociocultural approach // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. – 2019. – Vol. 22, Issue 2. – P. 150–164. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/13670050.2016.1231774
  9. Hopp H., Putnam M. T., Vosburg N. Derivational complexity vs. transfer effects // Linguistic Approaches to Bilingualism. – 2019. – Vol. 9, Issue 3. – P. 341–375. DOI: https://dx.doi.org/10.1075/lab.17014.hop
  10. Karpava S., Ringblom N., Zabrodskaja A. Language Ecology in Cyprus, Sweden and Estonia: Bilingual Russian-Speaking Families in Multicultural Settings // Journal of the European Second Language Association. – 2018. – Vol. 2, Issue 1. – P. 107–117. DOI: http://dx.doi.org/10.22599/jesla.41
  11. Kircher R. Intergenerational language transmission in Quebec: patterns and predictors in the light of provincial language planning // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. – 2019. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/13670050.2019.1691499
  12. Kupisch T., Rothman J. Terminology matters! Why difference is not incompleteness and how early child bilinguals are heritage speakers // International Journal of Bilingualism. – 2018. – Vol.  22, Issue 5. – P. 564–582. DOI: https://dx.doi.org/10.1177/1367006916654355
  13. O’Rourke B., Pujolar J. New speakers and processes of new speakerness across time and space // Applied Linguistics Review. – 2015. – Vol. 6, Issue 2. – P. 145–150. DOI: https://dx.doi.org/10.1515/applirev-2015-0007   
  14. Piller I., Gerber L. Family language policy between the bilingual advantage and the monolingual mindset // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. – 2018. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/13670050.2018.1503227
  15. Polinsky M., Scontras G. Understanding heritage languages // Bilingualism: Language and Cognition. – 2019. – Vol. 22, Issue 5. – P. 1–17. DOI: https://dx.doi.org/10.1017/S1366728919000245  
  16. Quick A. E., Verschik A. Usage-based contact linguistics: An introduction to the special issue // Applied Linguistics Review. – 2019. – P. 1–13. DOI:  https://dx.doi.org/10.1515/applirev-2019-0026
  17. Quick E. A., Lieven E., Carpenter M., Tomasello M. Identifying partially-schematic units in the code-mixing of an English and German speaking child // Linguistic Approaches to Bilingualism. – 2018. – Vol. 8, Issue 4. – P. 477–501. DOI: https://dx.doi.org/10.1075/lab.15049.qui
  18. Serratrice L. What counts as the baseline in child heritage language acquisition? // Bilingualism: Language and Cognition. – 2019. – Vol. 1-2.  DOI: https://dx.doi.org/10.1017/S1366728919000518
  19. Soler J., Zabrodskaya A. New spaces of new speaker profiles: Exploring language ideologies in transnational multilingual families // Language and Society. – 2017. – Vol. 46, Issue 4. – P. 547–566. DOI: https://dx.doi.org/10.1017/s0047404517000367
  20. Swanson H. L., Saez L., Gerber M. Growth in literacy and cognition in bilingual children at risk or not at risk for reading disabilities // Journal of Educational Psychology. – 2006. – Vol. 98, Issue  2. – P. 247–264. DOI: https://dx.doi.org/10.1037/0022-0663.98.2.247
  21. Zabrodskaja A. Language Strategies for Trilingual Families. Parents’ Perspectives // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. – 2016. – Vol. 19, Issue 3. – P. 341–345. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/13670050.2015.1026646
  22. Verschik A. Mixed copying in blogs: evidence from Estonian-Russian language contacts // Journal of Language Contact. – 2016. – Vol. 9, Issue 1. – P. 186–209. DOI: https://dx.doi.org/10.1163/19552629-00901008
Дата публикации 31.12.2019