Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 6, С. 170–185
УДК: 
378+316.7+37.0

Формирование гражданской (российской) идентичности у детей иностранных граждан при сохранении ими этнической самоидентификации [ретракция]

Егорычев А. М. 1 (Москва, Россия), Джурабаева Г. К. 2 (Новосибирск, Россия), Касенова Н. Н. 3 (Новосибирск, Россия), Кергилова Н. В. 4 (Горно-Алтайск, Россия)
1 ФГБОУ ВО «РГСУ»
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный технический университет»
3 ФГБОУ ВО «НГПУ»
4 ФГБОУ ВО «ГАГУ»
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема формирования гражданской идентичности в условиях российского общества. Цель – определить особенности формирования гражданской (российской) идентичности у детей иностранных граждан при сохранении ими этнической самоидентификации.
Методология. В работе проведен теоретический анализ научно-методических работ, посвященных формированию социальной идентичности. Использованы методы теоретического исследования: сравнение, обобщение и системный анализ.
Результаты. Авторами выявлены сущностные и специфические особенности понятий «гражданская идентичность», «дети иностранных граждан», «формирование гражданской идентичности у детей иностранных граждан». Определены теоретические положения, определяющие сущность, содержание, типологию, направленность и условия эффективности формирования гражданской идентичности у детей иностранных граждан. Выделены и охарактеризованы наиболее важные подходы, способствующие эффективному формированию гражданской идентичности у детей иностранных граждан. Раскрыты факторы и условия, способствующие эффективному процессу формирования гражданской идентичности у детей иностранных граждан в условиях российского социума.
Заключение. Обобщаются особенности формирования гражданской (российской) идентичности у детей иностранных граждан при сохранении ими этнической самоидентификации.

Ключевые слова: 

дети иностранных граждан; гражданская идентичность; этническая идентичность; этническая социализация; мультикультурность; полиэтничность [ретракция] https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41586640

Процентиль актуальности SciVal

Библиографическая ссылка:
Егорычев А. М., Джурабаева Г. К., Касенова Н. Н., Кергилова Н. В. Формирование гражданской (российской) идентичности у детей иностранных граждан при сохранении ими этнической самоидентификации [ретракция] // Science for Education Today. – 2019. – № 6. – С. 170–185. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1906.11
Список литературы: 
  1. Безрукова О. Н. Ценности родительства: структура, типы, ресурсы // Социологические исследования. – 2016. – № 3. – С. 118–127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26040585
  2. Гвоздева М., Казакова М., Любимов И., Нестерова К. Иммиграция, школьная система и накопление человеческого капитала // Экономическая политика. – 2017. – Т. 12, № 1. – С. 40–57. DOI: https://doi.org/10.18288/1994-5124-2017-1-02 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28800535
  3. Дробижева Л. М. Общероссийская идентичность и уровень межнационального согласия как отражение вектора консолидационных процессов // Социологические исследования. – 2017. – № 1. – С. 26–36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28409267
  4. Ермолина В. В., Малыхина Е. В.Организация образовательной среды в аспекте формирования толерантных взаимоотношений у старших дошкольников // Смальта. – 2017. – № 3. – С. 23–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29216690  
  5. Касенова Н. Н., Кергилова Н. В., Егорычев А. М. Адаптация детей-инофонов, билингвов и мигрантов в образовательных организациях как условие эффективной интеграции в российское общество // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7, № 6. – С. 101–112. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1706.07 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30794031
  6. Кожанов И. В. Гражданская и этническая идентичности личности: проблема взаимосвязи и взаимозависимости // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. – С. 193. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20909177 
  7. Кутявина Е. Е., Малышева С. К. Разноэтническая семья как среда формирования этнической идентичности личности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2010. – № 2 (18). – С. 47–52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15319716
  8. Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2009. – № 2. – С. 3–17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13031015
  9. Aliagas C., Férnandez J.-A., Llonch P. Rapping in Catalan in class and the empowerment of the learner. // Language, Culture and Curriculum. – 2016. – Vol. 29, Issue 1. – P. 73–92.DOI: https://doi.org/10.1080/07908318.2016.1132658    

10. Berry J. W. Acculturation: Living successfully in two cultures // International Journal of Intercultural Relations. – 2005. – Vol. 29, Issue 6. – P. 697–712. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2005.07.013

11. Berry J. W., Phinney J. S., Sam D. L., Vedder P. Immigrant youth: Acculturation, identity, and adaptation // Applied Psychology. – 2006. – Vol. 55, Issue 3. – P. 303–332. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.2006.00256.x

12. BÍrová J., Barancová M., Šimková Z. A note on terminology: Bilingualism, plurilingualism and plurilingual intercultural competence or are we all plurilingual? // XLinguae. – 2016. – Vol. 9 (2). – P. 114–127. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2016.09.02.114-127

13. Choi Y. Diversity within: Subgroup differences of youth behaviors among Asian Pacific islander American adolescents // Journal of Community Psychology. – 2008. – Vol. 36, Issue 3. – P. 352–370. DOI: https://doi.org/10.1002/jcop.20196 

14. Choi Y., Lahey B. B. Testing model minority stereotype: Youth behaviors across racial and ethnic groups // Social Service Review. – 2006. – Vol. 80, № 3. – P. 419–452. DOI: https://doi.org/10.1086/505288

15. Farver J. M., Xu Y., Bhadha B. R., Narang S., Lieber E. Ethnic Identity, Acculturation, Parenting Beliefs, and Adolescent Adjustment: A Comparison of Asian Indian and European American Families // MerrillPalmer Quarterly. – 2007.  – Vol. 53, Issue 2. – P. 184–215. URL: https://www.jstor.org/stable/23096105  

16. Feldman S. S., Rosenthal D. А. The acculturation of autonomy expectations in Chinese high schoolers residing in two Western nations // International Journal of Psychology. – 1990. – Vol. 25, Issue 2. – P. 259–281. DOI: https://doi.org/10.1080/00207599008247862

17. Feliciano C., Rumbaut R. G. Varieties of ethnic self-identities: Children of immigrants in middle adulthood // RSF: The Russell Sage Foundation Journal of the Social Sciences. – 2018. – Vol. 4, № 5. – P. 26–46.  DOI: https://doi.org/10.7758/rsf.2018.4.5.02  

18. Feng L., Gai Y., Chen X. Family learning environment and early literacy: A comparison of bilingual and monolingual children // Economics of Education Review. – 2014. – Vol. 39. – P. 110–130. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2013.12.005  

19. Ferro L., Abrantes P., Veloso L., Teixeira Lopes J. Learning how to work in the arts field in Portugal: a biographical approach to the migrant artists’ trajectories // RUDN Journal of Sociology. – 2018. – Vol. 18, № 3. – P. 507–520. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-3-507-520 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35485952

20. Graham S. Race/Ethnicity and Social Adjustment of Adolescents: How (Not if) School Diversity Matters // Educational Psychologist. – 2018. – Vol. 53, Issue 2. – P. 64–77. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.2018.1428805  

21. Kim Park I. J. Enculturation of Korean American Adolescents within Familial and Cultural Contexts: The Mediating Role of Ethnic Identity // Family Relations. – 2007. – Vol. 56, Issue 4. – P. 403–412. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1741-3729.2007.00469.x

22. Martinello M. Immigrants, ethnicized minorities and the arts: A relatively neglected research area // Ethnic and Racial Studies. – 2015. – Vol. 38, Issue 8. – P. 1229–1235. DOI: https://doi.org/10.1080/01419870.2015.998694  

23. Ocampo A. C. Are second-generation Filipinos ‘becoming’ Asian American or Latino? Historical colonialism, culture and panethnicity // Ethnic and Racial Studies. – 2014. – Vol. 37, Issue 3. – P. 425–445. DOI: https://doi.org/10.1080/01419870.2013.765022 

24. Qian H., Walker A. The education of migrant children in Shanghai: The battle for equity // International Journal of Educational Development. – 2015. – Vol. 44. – P. 74–81. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2015.07.009  

25. Reyes D. V. Disparate lessons: Racial climates and identity-formation processes among Latino students // Du Bois Review. – 2017. – Vol. 14, Issue 2. – P. 447–470.DOI: https://doi.org/10.1017/S1742058X17000054    

26. Umana-Taylor A. J., Bhanot R., Shin N. Ethnic Identity Formation During Adolescence. The Critical Role of Families // Journal of Family Issues. – 2006. – Vol. 27, Issue 3. – P. 390–414. DOI: https://doi.org/10.1177/0192513X05282960 

27. Umaña-Taylor A. J. Ethnic identity and self-esteem: Examining the role of social context // Journal of Adolescence. – 2004. – Vol. 27, Issue 2. – P. 139–146. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2003.11.006  

28. Umaña-Taylor A. J., Yazedjian A., Bámaca-Gómez M. Developing the ethnic identity scale using eriksonian and social identity perspectives // Identity. – 2004. – Vol. 4, Issue 1. – P. 9–38. DOI: https://doi.org/10.1207/S1532706XID0401_2

29. Wang Q., Pomerantz E. M., Chen H.  The role of parents’ control in early adolescents’ psychological functioning: A longitudinal investigation in the United States and China // Child Development. – 2007. – Vol. 78, Issue 5. – P. 1592–1610. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2007.01085.x

30. Yow W. Q., Li X. The influence of language behavior in social preferences and selective trust of monolingual and bilingual children // Journal of Experimental Child Psychology. – 2018. – Vol. 166. – P. 635–651. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2017.09.019   

Дата публикации 31.12.2019