Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 6, С. 88–105
УДК: 
37.015.3+371:351.851

Комплексное научное психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в социально-образовательном пространстве: обоснование модели

Парфенова Г. Л. 1 (Барнаул, Россия), Холодкова О. Г. 2 (Барнаул, Россия), Мельникова Ю. А. 1 (Барнаул, Россия)
1 Алтайский государственный педагогичнеский университет
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный педагогический университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема структурных, функциональных, логистических, содержательных особенностей комплексного научного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в социально-образовательном пространстве региона. Цель статьи: определить особенности комплексного научного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в социально-образовательном пространстве для формирования региональной модели управления.
Методология. Исследование проводится на основе принципов методологических подходов: системного (на этапе разработки модели), культурологического (на этапе исследования особенностей одаренной личности) и субъектного (на этапе прогнозирования комплексных условий гармоничной самореализации одаренной личности). Использовались теоретические (анализ, сравнение, обобщение, прогнозирование); структурно-функциональный, структурно-описательный методы.
Результаты. Авторами определены следующие главные особенности комплексного научного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в социально-образовательном пространстве для формирования эффективной региональной модели управления: 1) реализация механизмов поддержки, развития, сопровождения одаренных личностей на всех возрастных этапах должна стать одним из показателей эффективности региональной системы социальной поддержки населения; 2) управление сопровождением должно носить перспективно-прогностический характер, с учетом специфики региона и особенностей психического, возрастного, индивидуального развития одаренных детей, трудностей их самореализации; 3) внедрение
мирового научно-практического опыта в сфере государственного, социального, юридического сопровождения одаренной личности посредством организационно-координирующей деятельности ведущих региональных вузов; 4) характер сопровождения должен быть разноуровневый, преемственный, междисциплинарный, субъектно-ориентированный; 5) государственная поддержка педагогов и психологической службы образования – основной ресурс комплексного сопровождения одаренных детей в регионе.
Заключение. Область применения результатов: обучение, воспитание, развитие, профессиональная ориентация одаренных детей, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовании.

Ключевые слова: 

одаренность; одаренная личность; модель управления; система управления; развитие одаренности у детей; деятельность университета в регионе; развитие одаренной личности

Библиографическая ссылка:
Парфенова Г. Л., Холодкова О. Г., Мельникова Ю. А. Комплексное научное психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в социально-образовательном пространстве: обоснование модели // Science for Education Today. – 2019. – № 6. – С. 88–105. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1906.06
Список литературы: 
  1. Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: монография. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. – 359 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21172676
  2. Бокова О. А., Григоричева И. В., Рыбина И. С., Четошникова Е. В., Мельникова Ю. А. Системообразующие факторы личности студентов, занимающихся добровольческой деятельностью // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 5. – С. 91–106. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36433780
  3. Дудина Е. А. Реализация программ наставничества одаренных школьников в зарубежных странах // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 6. – С. 41–57. DOI:  http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1806.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36655291
  4. Карпова С. И. Модель образовательного учреждения для работы с одаренными детьми // Педагогика. – 2011. – № 7. – С. 20–27. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=16909553
  5. Колесова С.В. Воспитание личности на основе развития позитивного мышления // Воспитание школьников. – 2015. – № 5. – С. 55–61. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=23568830
  6. Марголис А. А., Рубцов В. В. Государственная политика в сфере образования одаренных учащихся // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 4. – С. 5–14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17729596  
  7. Микляева А. В., Хороших В. В., Волкова Е. Н. Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 4. – С. 36–55. DOI: https://doi.org/10.15293/26586762.1904.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39256953
  8. Семенова А. А. Специфика характера самоотношения интеллектуально одаренных учащихся и его взаимосвязь с составляющими самосознания личности // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 3. – С. 138–144 https://elibrary.ru/item.asp?id=25838722   
  9. Щебланова Е. И. Интеллектуальная Я-концепция одаренных подростков // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2016. – Т. 9, № 4. – С. 23–38.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28868308   
  10.  Ambrose D. (Editors:), Sternberg R. J., Sriraman B., Linke Sandra K., Subhi Taisir Yamin, Heinz N., Vidergor H. E. Confronting Dogmatism in Gifted Education // Gifted and Talented International. – 2012. – Vol. 27, Issue 1. – P. 157–159. DOI: https://doi.org/10.1080/15332276.2012.11673623 
  11. Baudson T. G., Zeimes J. F. The Importance of being gifted: Stages of Gifted Identity Development, Their Correlates and Predictors // Gifted and Talented International. – 2016. – Vol. 31, Issue  1. – P. 19–32. DOI:  https://doi.org/10.1080/15332276.2016.1194675
  12. Fouladchanga M., Kohgardb A., Salah V.A study of psychological health among students of gifted and nongifted high schools // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2010. – Vol. 5. – Р. 1220–1225. DOI:  https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.07.264
  13. Jones T. W.Equally cursed and blessed: Do gifted and talented children experience poorer mental health and psychological well-being? // Educational and Child Psychology. – 2013. – Vol. 30, Issue  2. – Р. 44–66. URL: https://psycnet.apa.org/record/2013-23017-005
  14. Kholodkova O. G., Parfenova G. L. Gifted youth system  of values // The Social Sciences (Pakistan). – 2015. – Т. 10, № 7. – Р. 1608–1613. DOI: http://dx.doi.org/10.3923/sscience.2015.1608.1613 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29473969  
  15. Kholodkova O. G., Parfenova G. L. Peculiarities of Psychological Culture Development for Gifted Senior Pupils in Rural Settings // Anikina Z. (eds) Going Global through Social Sciences and Humanities: A Systems and ICT Perspective. – Advances in Intelligent Systems and Computing, Vol. 907. – Cham: Springer,  2019. – P. 31–44. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-11473-2_4
  16. Kroesbergen E. H., Hooijdonk M., Viersen S., Middel-Lalleman M. M. N., Reijnders J. J. W. The Psychological Well-Being of Early Identified Gifted Children // Gifted Child Quarterly. – 2016. – Vol. 60, Issue 1. – Р. 16–30. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0016986215609113
  17. Litster K., Roberts J.The self-concepts and perceived competencies of gifted and non-gifted students: a meta-analysis // Journal of Research in Special Educational Need. – 2011. – Vol. 11, Issue  2. – Р. 130–140.  DOI: https://doi.org/10.1111/j.1471-3802.2010.01166.x
  18. Montgomery D. Double Exceptionality: Gifted Children with Special Educational Needs and What Ordinary Schools Can Do // Gifted and Talented International. – 2004. – Vol. 19, Issue 1. – P. 29–35. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/15332276.2004.11673030   
  19. Ogurlu U., Yalin H. S., Yavuz Birben F. The Relationship between Psychological Symptoms, Creativity, and Loneliness in Gifted Children // Journal for the Education of the Gifted. – 2018. – Vol. 41, Issue 2. – Р. 193–210. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0162353218763968
  20. Ozcan D. Career decision-making of the gifted and talented // South African Journal of Education. – 2017. – Vol. 37, № 4. – Article number: 1521. DOI: http://dx.doi.org/10.15700/saje.v37n4a1521 
  21. Stoeger H., Hopp M., Ziegler A. Online Mentoring as an Extracurricular Measure to Encourage Talented Girls in STEM (Science, Technology, Engineering, and Mathematics): An Empirical Study of One-on-One Versus Group Mentoring // Gifted Child Quarterly. – 2017. – Vol. 61, Issue  3. – P. 239–249. DOI: https://doi.org/10.1177/0016986217702215
  22. Tong J., Yewchuk C. Self concept and sex-role  orientation  in  gifted  high school students // Gifted Child Quarterly. – 1996. – Vol. 40, Issue 1. – Р.  15–23. DOI: https://doi.org/10.1177%2F001698629604000103
  23. Tvorogova N. D. Psychological support of gifted students’ learning activity // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. – 2018. – Vol. XLIII. – P. 147–155.  DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.07.21
  24. Vance E. A., Tanenbaum E., Kaur A., Otto M. C., Morris R. An Eight-Step Guide to Creating and Sustaining a Mentoring Program // The American Statistician. – 2017. – Vol. 71, Issue 1. – P.  23–29. DOI: https://doi.org/10.1080/00031305.2016.1251493
  25. Zorman R., Rachmel Sh., Bashan Z. The national mentoring program in Israel – Challenges and achievement // Gifted education international. – 2016. – Vol. 32, Issue 2. – P. 173–184. DOI: https://doi.org/10.1177/0261429414560667
Дата публикации 31.12.2019