Комплексное научное психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в социально-образовательном пространстве: обоснование модели
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный педагогический университет"
Проблема и цель. В статье исследуется проблема структурных, функциональных, логистических, содержательных особенностей комплексного научного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в социально-образовательном пространстве региона. Цель статьи: определить особенности комплексного научного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в социально-образовательном пространстве для формирования региональной модели управления.
Методология. Исследование проводится на основе принципов методологических подходов: системного (на этапе разработки модели), культурологического (на этапе исследования особенностей одаренной личности) и субъектного (на этапе прогнозирования комплексных условий гармоничной самореализации одаренной личности). Использовались теоретические (анализ, сравнение, обобщение, прогнозирование); структурно-функциональный, структурно-описательный методы.
Результаты. Авторами определены следующие главные особенности комплексного научного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в социально-образовательном пространстве для формирования эффективной региональной модели управления: 1) реализация механизмов поддержки, развития, сопровождения одаренных личностей на всех возрастных этапах должна стать одним из показателей эффективности региональной системы социальной поддержки населения; 2) управление сопровождением должно носить перспективно-прогностический характер, с учетом специфики региона и особенностей психического, возрастного, индивидуального развития одаренных детей, трудностей их самореализации; 3) внедрение
мирового научно-практического опыта в сфере государственного, социального, юридического сопровождения одаренной личности посредством организационно-координирующей деятельности ведущих региональных вузов; 4) характер сопровождения должен быть разноуровневый, преемственный, междисциплинарный, субъектно-ориентированный; 5) государственная поддержка педагогов и психологической службы образования – основной ресурс комплексного сопровождения одаренных детей в регионе.
Заключение. Область применения результатов: обучение, воспитание, развитие, профессиональная ориентация одаренных детей, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовании.
одаренность; одаренная личность; модель управления; система управления; развитие одаренности у детей; деятельность университета в регионе; развитие одаренной личности.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:41586635
Процентиль актуальности SciVal: 98.011 Russian Language | Language Picture of the World | Explanatory Dictionary
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85079602429&origin=...
- Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: монография. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. – 359 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21172676
- Бокова О. А., Григоричева И. В., Рыбина И. С., Четошникова Е. В., Мельникова Ю. А. Системообразующие факторы личности студентов, занимающихся добровольческой деятельностью // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 5. – С. 91–106. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36433780
- Дудина Е. А. Реализация программ наставничества одаренных школьников в зарубежных странах // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 6. – С. 41–57. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1806.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36655291
- Карпова С. И. Модель образовательного учреждения для работы с одаренными детьми // Педагогика. – 2011. – № 7. – С. 20–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16909553
- Колесова С.В. Воспитание личности на основе развития позитивного мышления // Воспитание школьников. – 2015. – № 5. – С. 55–61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23568830
- Марголис А. А., Рубцов В. В. Государственная политика в сфере образования одаренных учащихся // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 4. – С. 5–14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17729596
- Микляева А. В., Хороших В. В., Волкова Е. Н. Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 4. – С. 36–55. DOI: https://doi.org/10.15293/26586762.1904.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39256953
- Семенова А. А. Специфика характера самоотношения интеллектуально одаренных учащихся и его взаимосвязь с составляющими самосознания личности // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 3. – С. 138–144 https://elibrary.ru/item.asp?id=25838722
- Щебланова Е. И. Интеллектуальная Я-концепция одаренных подростков // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2016. – Т. 9, № 4. – С. 23–38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28868308
- Ambrose D. (Editors:), Sternberg R. J., Sriraman B., Linke Sandra K., Subhi Taisir Yamin, Heinz N., Vidergor H. E. Confronting Dogmatism in Gifted Education // Gifted and Talented International. – 2012. – Vol. 27, Issue 1. – P. 157–159. DOI: https://doi.org/10.1080/15332276.2012.11673623
- Baudson T. G., Zeimes J. F. The Importance of being gifted: Stages of Gifted Identity Development, Their Correlates and Predictors // Gifted and Talented International. – 2016. – Vol. 31, Issue 1. – P. 19–32. DOI: https://doi.org/10.1080/15332276.2016.1194675
- Fouladchanga M., Kohgardb A., Salah V.A study of psychological health among students of gifted and nongifted high schools // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2010. – Vol. 5. – Р. 1220–1225. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.07.264
- Jones T. W.Equally cursed and blessed: Do gifted and talented children experience poorer mental health and psychological well-being? // Educational and Child Psychology. – 2013. – Vol. 30, Issue 2. – Р. 44–66. URL: https://psycnet.apa.org/record/2013-23017-005
- Kholodkova O. G., Parfenova G. L. Gifted youth system of values // The Social Sciences (Pakistan). – 2015. – Т. 10, № 7. – Р. 1608–1613. DOI: http://dx.doi.org/10.3923/sscience.2015.1608.1613 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29473969
- Kholodkova O. G., Parfenova G. L. Peculiarities of Psychological Culture Development for Gifted Senior Pupils in Rural Settings // Anikina Z. (eds) Going Global through Social Sciences and Humanities: A Systems and ICT Perspective. – Advances in Intelligent Systems and Computing, Vol. 907. – Cham: Springer, 2019. – P. 31–44. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-11473-2_4
- Kroesbergen E. H., Hooijdonk M., Viersen S., Middel-Lalleman M. M. N., Reijnders J. J. W. The Psychological Well-Being of Early Identified Gifted Children // Gifted Child Quarterly. – 2016. – Vol. 60, Issue 1. – Р. 16–30. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0016986215609113
- Litster K., Roberts J.The self-concepts and perceived competencies of gifted and non-gifted students: a meta-analysis // Journal of Research in Special Educational Need. – 2011. – Vol. 11, Issue 2. – Р. 130–140. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1471-3802.2010.01166.x
- Montgomery D. Double Exceptionality: Gifted Children with Special Educational Needs and What Ordinary Schools Can Do // Gifted and Talented International. – 2004. – Vol. 19, Issue 1. – P. 29–35. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/15332276.2004.11673030
- Ogurlu U., Yalin H. S., Yavuz Birben F. The Relationship between Psychological Symptoms, Creativity, and Loneliness in Gifted Children // Journal for the Education of the Gifted. – 2018. – Vol. 41, Issue 2. – Р. 193–210. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0162353218763968
- Ozcan D. Career decision-making of the gifted and talented // South African Journal of Education. – 2017. – Vol. 37, № 4. – Article number: 1521. DOI: http://dx.doi.org/10.15700/saje.v37n4a1521
- Stoeger H., Hopp M., Ziegler A. Online Mentoring as an Extracurricular Measure to Encourage Talented Girls in STEM (Science, Technology, Engineering, and Mathematics): An Empirical Study of One-on-One Versus Group Mentoring // Gifted Child Quarterly. – 2017. – Vol. 61, Issue 3. – P. 239–249. DOI: https://doi.org/10.1177/0016986217702215
- Tong J., Yewchuk C. Self concept and sex-role orientation in gifted high school students // Gifted Child Quarterly. – 1996. – Vol. 40, Issue 1. – Р. 15–23. DOI: https://doi.org/10.1177%2F001698629604000103
- Tvorogova N. D. Psychological support of gifted students’ learning activity // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. – 2018. – Vol. XLIII. – P. 147–155. DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.07.21
- Vance E. A., Tanenbaum E., Kaur A., Otto M. C., Morris R. An Eight-Step Guide to Creating and Sustaining a Mentoring Program // The American Statistician. – 2017. – Vol. 71, Issue 1. – P. 23–29. DOI: https://doi.org/10.1080/00031305.2016.1251493
- Zorman R., Rachmel Sh., Bashan Z. The national mentoring program in Israel – Challenges and achievement // Gifted education international. – 2016. – Vol. 32, Issue 2. – P. 173–184. DOI: https://doi.org/10.1177/0261429414560667