Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 1, С. 7–24
УДК: 
372.8

Условия развития смыслового понимания информации в процессе обучения

Борзова Т. В. 1 (Хабаровск, Россия), Мосунова Л. А. 2 (Киров, Россия)
1 Тихоокеанский государственный университет
2 Вятский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторы исследуют проблему формирования у студентов вуза универсального учебного действия «смысловое понимание информации». Цель данной статьи – выявить условия развития смыслового понимания информации в процессе обучения.
Методология. Исследование проведено методом психолого-педагогического эксперимента. Экспериментальный метод позволил проверить установленные теоретическим путём модели обучения пониманию в реальных условиях. Для анализа количественных результатов эксперимента применялись методы математической статистики. Для анализа качественных результатов эксперимента, характеризующих особенности обучения смысловому пониманию информации, использовался метод наблюдения за процессом понимания студентами текстовой информации. Основным в оценке эффективности обучения пониманию стал метод сравнительного анализа понимания текста.
Результаты. Авторы обобщили итоги теоретико-экспериментального исследования процесса обучения студентов смысловому пониманию информации, в первую очередь текстовой. Обоснованы критерии смыслового понимания информации в отличие от её репродуктивного воспроизведения. Разработана качественная характеристика операций смыслового понимания текстовой информации. Выявлены уровни смыслового понимания информации и особенности его развития в процессе обучения студентов вуза. Определен комплекс психолого-педагогических мероприятий для развития смыслового понимания в обучении. Принципы и идеи, разработанные в результате исследования, могут быть перенесены на обучение смысловому пониманию учащихся разного возраста.
Заключение. Авторы определяют условия развития смыслового понимания информации в процессе обучения. Главным условием является целенаправленное и управляемое формирование специфических действий (умений) смыслового понимания информации в процессе освоения специальных способов работы с текстом. Важнейшим способом развития смыслового понимания информации является её экстраполяция на новые ситуации, основанная на личностном отношении к содержанию.

Ключевые слова: 

смысловое понимание информации; критерии смыслового понимания информации; уровни понимания; операции смыслового понимания; условия развития смыслового понимания; поиск информации; интерпретация информации; оценка информации.

URL WoS/RSCIhttps://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:42525583

Процентиль актуальности SciVal: 97.451 Argumentation | Scientific Literacy | Science Education

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85081216065&origin=...

The conditions for fostering meaningful understanding of information in learning

Библиографическая ссылка:
Борзова Т. В., Мосунова Л. А. Условия развития смыслового понимания информации в процессе обучения // Science for Education Today. – 2020. – № 1. – С. 7–24. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2001.01
Список литературы: 
  1. Залевская А. А. Текст и его понимание: монография. – М.: РГБ, 2009. – 177 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19917684
  2. Groen M. A., Veenendaal N. J., Verhoeven L. The role of prosody in reading comprehension: evidence from poor comprehenders // Journal of Research in Reading. – 2019. – Vol. 42 (1). – P. 37–57. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9817.12133
  3. Miyamoto A., Pfost M., Artelt C. The Relationship Between Intrinsic Motivation and Reading Comprehension: Mediating Effects of Reading Amount and Metacognitive Knowledge of Strategy Use // Scientific Studies of Reading. – 2019. – Vol. 23 (6). – P. 445–460. DOI: https://doi.org/10.1080/10888438.2019.1602836
  4. Calet N., López‐Reyes R., Jiménez‐Fernández G. Do reading comprehension assessment tests result in the same reading profile? A study of Spanish primary school children // Journal of Research in Reading. – 2019. Vol. 43 (1). – P. 98–115. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9817.12292
  5. Demshina N. V., Mosunova L. A. A Study of the Levels of Semantic Perception of Information in Additional Education // Scientific and Technical Information Processing. – 2019. – Vol. 46. – P.  110–116. DOI: https://doi.org/10.3103/S0147688219020096
  6. Zuilkowski S. S., Piper B., Kwayumba D., Dubeck M. Examining options for reading comprehension assessment in international contexts // Journal of Research in Reading. – 2019. – Vol. 42 (3–4). – P.  583–599. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9817.12285
  7. Знаков В. В. Понимание как психология возможного // Сибирский психологический журнал. – 2019. – № 72. – С. 6–20. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/72/1 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38565444
  8. Знаков В. В. Постижение, непостижимое и экзистенциальный опыт как методологические проблемы психологии понимания // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. – 2017. – № 1. – С. 18–35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30030882
  9. Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. – 2011. – № 1. – С. 3–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18788218
  10. Ермолаева М. В., Лубовский Д. В. Оценка метапредметных и личностных образовательных результатов при переходе обучающихся на новый уровень общего образования // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24, № 1. – C. 80–88. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240106 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37522534
  11. Talwar A., Tighe E. L., Greenberg D. Augmenting the Simple View of Reading for Struggling Adult Readers: A Unique Role for Background Knowledge // Scientific Studies of Reading. – 2018.  – Vol.  22 (5). – P. 351–366. DOI: https://doi.org/10.1080/10888438.2018.1450410
  12. Myers J. L., O'Brien E. J., Albrecht J. E., Mason R. A. Maintaining global coherence during reading // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. – 1994. – Vol. 20 (4). – P. 876–886. DOI: https://doi.org/10.1037/0278-7393.20.4.876
  13. Graesser A. C., Millis K. K., Zwaan R. A. Discourse Comprehension // Annual Review of Psychology. – 1997. – Vol. 48. – P. 163–189. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.psych.48.1.163
  14. Šimleša M., Guegan J., Blanchard E., Tarpin-Bernard F., Buisine S. The Flow Engine Framework: A Cognitive Model of Optimal Human Experience // Europe's Journal of Psychology. – 2018. – Vol.  14 (1). – P. 232–253. DOI: https://doi.org/10.5964/ejop.v14i1.1370
  15. Clark H. С. Arenas of Language Use. – Chicago, University of Chicago Press; [Stanford, Calif.]: Center for the Study of Language and Information, 1992. – 419 p. DOI:  https://doi.org/10.1017/S0022226798217361  
  16. Latini N.,Bråten I., Anmarkrud Ø., Salmerón L.Investigating effects of reading medium and reading purpose on behavioral engagement and textual integration in a multiple text context // Contemporary Educational Psychology. – 2019. – Vol. 59.  – P. 101797. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2019.101797
  17. Bernackia M. L., Greene J. A., Cromptonb H. Mobile Technology, Learning, and Achievement: Advances in Understanding and Measuring the Role of Mobile Technology in Education // Contemporary Educational Psychology. – 2020. – Vol. 60. – P. 101827. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2019.101827
  18. Ryherd K., Landi N. Category Learning in Poor Comprehenders // Scientific Studies of Reading. – 2019. – Vol. 23 (4). – P. 305–316. DOI: https://doi.org/10.1080/10888438.2019.1566908
  19. Kim Y.-S. G. Why the Simple View of Reading Is Not Simplistic: Unpacking Component Skills of Reading Using a Direct and Indirect Effect Model of Reading (DIER) // Scientific Studies of Reading. – 2017. – Vol. 21 (4). – P. 310–333. DOI: https://doi.org/10.1080/10888438.2017.1291643
  20. Malykhina O. N., Ilyina I. V., Grevtseva G. A., Okulich-Kazarin V. Management of Process of Training in Reading in Russia at the end of XIX – the beginning of the ХХth centuries: Foreign Aspect // European Journal of Contemporary Education. – 2019. – Vol. 8 (2). – P. 437–444. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2019.2.437
  21. Alekseeva I. V., Frolikova A. S., Koltsova H. A., Tereshchenko N. A. Improving the Universal Competence of Intercultural Interaction among University Students by Means of Fine Arts: Case Study // European Journal of Contemporary Education. – 2019. – Vol. 8 (2). – P. 265–279. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2019.2.265
  22. Сергиенко Е. А. Реализация принципа развития в исследованиях психологии субъекта // Психологический журнал. – 2017. – Т. 38, № 2. – С. 5–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28771688
  23. Борзова Т. В. Понимание текста в учебном процессе: особенности, специфика, перспективы (по материалам зарубежных источников) // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 1. – С. 213–218. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20142248
  24. Цукерман Г. А. Понимание информационных текстов: что меняется за пять лет обучения? // Вопросы психологии. – 2012. – № 2. – С. 3–17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18906662
  25. Mosunova L. A. The Formation of the Information Culture of Students in the System of Electronic Education: A Theoretical and Experimental Study // Scientific and Technical Information Processing. – 2018. – Vol. 45. – P. 128–134. DOI: https://doi.org/10.3103/S0147688218030036
  26. Зинченко В. П. Как слово становится домом бытия // Человек. – 2012. – № 5. – С. 5–19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17976367
  27. Fuchs L. S., Gilbert J. K., Fuchs D., Seethaler P. M., Martin B. N. Text Comprehension and Oral Language as Predictors of Word-Problem Solving: Insights into Word-Problem Solving as a Form of Text Comprehension // Scientific Studies of Reading. – 2018. – Vol. 22 (2). – P. 152–166. DOI: https://doi.org/10.1080/10888438.2017.1398259
Дата публикации 29.02.2020