Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 6, С. 19–38
УДК: 
159.923

Связь субъективного качества жизни с представлениями о счастье (ценностной обусловленностью счастья, интенсивностью мотивации счастья и ответственностью за собственное счастье) у студенческой молодежи

Галажинский Э. В. 1 (Томск, Россия), Бохан Т. Г. 1 (Томск, Россия), Ульянич А. Л. 1 (Томск, Россия), Терехина О. В. 1 (Томск, Россия), Шабаловская М. В. 2 (Томск, Россия)
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет
2 Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема профессионально-личностного становления современной молодежи в учебно-образовательном процессе высшей школы. Цель исследования – выявить особенности связи субъективного качества жизни с направленностью ценностей, реализация которых приносит удовлетворение и ощущение счастья, интенсивностью мотивации счастья и представлениями о собственной ответственности за возможность чувствовать себя счастливым.
Методология. Исследование проводится на основе методологических представлений о субъективном качестве жизни C. Ryff, R. Emmons и теоретических представлений о роли доминирующих ценностей, мотивации и личностных ресурсов в достижении субъективного благополучия Д. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. А. Зайченко, О. В. Коломиец.
Методики исследования: «Шкала удовлетворенности жизнью» (E. Diener, R. Emmons), «Шкала позитивного и негативного аффекта» (D. Watson), опросник «Ценностной направленности счастья» и «Оценка шкалы счастья» (B. Ford). Выборка исследования – студенты Томских вузов в количестве 169 человек в возрасте от 19 до 23 лет (27 юношей и 142 девушек).
Результаты. В ходе исследования установлено, что большинство студентов удовлетворены своей жизнью, они высоко оценивают условия жизни и ставят перед собой цели и желания, которые планируют осуществить в будущем. На уровне эмоционального состояния у них превалируют положительные эмоции над отрицательными. Установлены доминирующие ценностные направленности, реализация которых приносит счастье: на первом месте для студентов стоит социально-центрированная направленность, на втором эгоцентрическая ценностная направленность. Выявлено, что у большинства респондентов умеренно выраженная интенсивность мотивации счастья и ответственности за ее достижение. В завершении исследования были выделены две кластерные группы, позволяющие говорить о существовании двух типов студентов с высокими показателями качества жизни, наличием личностных ресурсов, с готовностью брать на себя ответственность за счастье и с дефицитом личностных ресурсов и негативным эмоциональным состоянием и низким субъективным качеством жизни. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-образовательном процессе на этапе профессионально-личностного становления современной молодежи.
Заключение. Результаты позволяют увидеть дефициты и ресурсы студенческой молодежи в достижении счастья и субъективного качества жизни.

Ключевые слова: 

субъективное качество жизни; ценностная обусловленность счастья; самореализаций; личностные ресурсы; студенческая молодежь.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:41586631

Процентиль актуальности SciVal: 98.191 Gratitude | Positive Psychology | Benefactor

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85079650354&origin=...

The connection between subjective well-being and ideas of happiness (the direction of values, intensity of the motivation and ideas about responsibility) among university students

Библиографическая ссылка:
Галажинский Э. В., Бохан Т. Г., Ульянич А. Л., Терехина О. В., Шабаловская М. В. Связь субъективного качества жизни с представлениями о счастье (ценностной обусловленностью счастья, интенсивностью мотивации счастья и ответственностью за собственное счастье) у студенческой молодежи // Science for Education Today. – 2019. – № 6. – С. 19–38. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1906.02
Список литературы: 
  1. Diener E., Ryan K. Subjective well-being: a general overview // South African journal of psychology. – 2009. – Vol. 39, Issue 4. – P. 391–406. DOI:  https://doi.org/10.1177/008124630903900402
  2. Ford B. Q., Dmitrieva J. O., Heller D., Chentsova-Dutton, Y., Grossmann I., Tamir M., Uchida Yu., Koopmann-Holm, B., Floerke V. A., Uhrig M., Bokhan T., Mauss I. B. Culture shapes whether the pursuit of happiness predicts higher or lower well-being // The Journal of Experimental Psychology: General. – 2015. – Vol. 144, Issue 6. – P. 1053–1062. DOI: https://doi.org/10.1037/xge0000108
  3. Ford B. Q., Mauss I. B., Gruber J.Valuing happiness is associated with bipolar disorder // Emotion. – 2015. – Vol. 15, Issue 2. – P. 211–222. DOI: https://doi.org/10.1037/emo0000048
  4. Ford B. Wayment H. A., Bauer J. J. The quiet ego: motives for self-other balance and growth in relation to well-being // Journal of Happiness Studies. – 2018. – Vol. 19, Issue 3. – P. 881–896. DOI: https://doi.org/10.1007/s10902-017-9848-z
  5. Gander F., Proyer R., Ruch W. The subjective assessment of accomplishment and positive relationships: initial validation and correlative and experimental evidence for their association with well-being // Journal of happiness studies. – 2017. – Vol. 18, Issue 3. – P. 743–764. DOI: https://doi.org/10.1007/s10902-016-9751-z
  6. Lambert L., Passmore H. A., Joshanloo M. A positive psychology intervention program in a culturally-diverse university: boosting happiness and reducing fear // Journal of Happiness Studies. – 2019. – Vol. 20, Issue 4. – P. 1141–1162. DOI: https://doi.org/10.1007/s10902-018-9993-z
  7. Leontiev D. Converging paths toward meaning // Journal of constructivist psychology. – 2017. – Vol. 30, Issue 1. – P. 74–81. DOI: https://doi.org/10.1080/10720537.2015.1119089
  8. Sheldon K. M., Gordeeva T., Leontiev D., Lynch M., Osin E., Rasskazova E., Dementiy L. Freedom and responsibility go together: personality, experimental, and cultural demonstrations // Journal of research in personality. – 2018. – Vol. 73. – P. 63–74. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jrp.2017.11.007
  9. Sheldon K. M., Osin E. N., Gordeeva T. O., Suchkov D. D., Sychev O. A. Evaluating the dimensionality of self-determination theory’s relative autonomy continuum // Personality and Social Psychology Bulletin. – 2017. – Vol. 43, Issue 9. – P. 1215–1238. DOI: https://doi.org/10.1177/0146167217711915
  10. Sheldon K. M., Titova L., Gordeeva T. O., Osin E. N., Lyubomirsky S., Bogomaz S. Russians inhibit the expression of happiness to strangers: testing a display rule model // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2017. – Vol. 48, Issue 5. – P. 718–733. DOI: https://doi.org/10.1177/0022022117699883
  11. Wayment H. A., Bauer J. J. The quiet ego: motives for self-other balance and growth in relation to well-being // Journal of Happiness Studies. – 2018. – Vol. 19, Issue 3. – P. 881–896. DOI: https://doi.org/10.1007/s10902-017-9848-z
  12. Дыхан Л. Б., Коновалова Е. И., Шилкин Д. С. Субъективное качество жизни как индикатор безопасности жизнедеятельности студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1–1. – С. 1089. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25324779 
  13. Зайченко А. А., Эксакусто Т. В. Личностные особенности людей с разным профилем субъективного качества жизни // Социальная психология и общество. – 2014. – Т. 5, № 2. – С.  100–114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21709509
  14. Ильясов Б. Г., Герасимова И. Б., Макарова Е. А., Закиева Е. Ш. Объективно-субъективный подход к оценке качества жизни // Качество. Инновации. Образование. – 2016. – № 2 (129). – С. 47–57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25868489
  15. Коломиец О. В. Особенности представлений о счастье у студентов с позитивным и негативным социальным самочувствием // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 9. – С. 251–254. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24260952
  16. Кулик А. А. Субъективное качество жизни молодежи при разных типах атрибутивного стиля мышления // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 3–1 (63). – С.  96–101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24330673
  17. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. – 2016. – № 62. – С. 18–37. DOI: https://doi.org10.17223/17267080/62/3 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27664144
  18. Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2016. – № 2. – С. 3–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27672137
  19. Нетребко Е. Н. Реализация стратегии национальной безопасности: повышение качества жизни населения (объективные и субъективные показатели) // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды Кубанского государственного технологического университета». – 2018. – № 6. – С. 791–797. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35382775
  20. Осин Е. Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – Т. 9, №  4. – С.  91–110. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20147408
  21. Петров В. Г., Злыгостева К. В.Представление о счастье у студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 3–3 (63). – С. 197–202. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24305938
  22. Рубанова Е. Ю. Cубъективное качество жизни: подходы к изучению // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. – 2018. – Т. 9, № 1. – С. 506–511. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35044377
  23. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: монография. СПб.: Питер, 2010. – 512 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21551473
  24. Селигман М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье смысл жизни: монография. – М.: София, 2006. – 367 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20090124
  25. Утюганов А. А., Яницкий М. С., Серый А. В. Нарративные технологии формирования ценностно-смысловых ориентаций личности: психологическое содержание и применение в образовательной практике // Science for education today. – 2019. – Т. 9, № 1. – С. 76–92. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.05 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38165985
  26. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности: монография. – М.: Смысл, 2004. – 414 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20075867
Дата публикации 31.12.2019