Особенности физического и психофункционального развития первоклассников различных этнонациональных групп Горного Алтая
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новосибирский государственный педагогический университет"
Проблема и цель. Социально-психологическая адаптация первоклассников к образовательному процессу и успешность обучения существенно зависят от индивидуально-типологических характеристик обучающихся и комплекса средовых (семейных и школьных) факторов. Значительно меньше изучено влияние этнонациональных особенностей первоклассников на процессы адаптации к обучению. Цель исследования: выявить гендерные и этнонациональные особенности физического и психофункционального развития обучающихся первого класса Горного Алтая.
Методология. В работе использованы методы эмпирического исследования физического развития (тотальные размеры тела), нейрофизиологических (объем механической, смысловой и образной памяти, скорость зрительно-моторных реакций), психоэмоциональных характеристик обучающихся (уровень самооценки и агрессивности), а также статистические, сравнительные и интегральные методы сопоставления морфологического и психофункционального развития первоклассников в зависимости от национальности и пола.
Результаты. На основе морфологических показателей (длины, массы тела и окружности грудной клетки) и морфокинетического их синтеза установлено, что русские дети имели более высокий интегральный уровень физического развития по сравнению с метисами и алтайцами, а метисы по данному признаку опережали алтайцев и соответствовали среднему уровню. У девочек этнонациональные особенности физического развития проявлялись более отчетливо, чем у мальчиков. Русские и алтайские мальчики имели более высокие показатели физического развития, чем сверстницы, тогда как в группе метисов гендерных различий не выявлено. Анализ психофизиологических и когнитивных показателей (объем механической, смысловой и образной памяти, скорость переключения внимания, скорость зрительно-моторных реакций и соотношение процессов возбуждения и торможения) не выявил отчетливых различий по полу и национальности, однако более 2/3 первоклассников характеризовались низким и средним уровнем и неуравновешенностью нервных процессов. Интегральные значения когнитивных нейродинамических показателей алтайских и русских детей не отличались, и только среди девочек-метисов этот показатель был выше. Достоверные этнонациональные и половые различия выявлены по психоэмоциональным показателям: среди алтайцев больше первоклассников с низкой стрессоустойчивостью, заниженной самооценкой и высоким уровнем агрессивности по сравнению с русскими детьми, тогда как метисы по данным показателям занимали промежуточное положение.
Заключение. В процессе школьной адаптации у первоклассников выявляются характерные морфологические, психофизиологические и психоэмоциональные особенности, обусловленные этнонациональными и гендерными факторами.
первоклассники; адаптация; этнонациональные особенности; гендерные особенности; физическое развитие; психофизиологические показатели; психоэмоциональное состояние.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:42525595
Процентиль актуальности SciVal: 82.004 Physical Development | Russian North | Nenets
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85081240489&origin=...
- Adamovskaya O. N., Ermakova I. V., Selverova N. B. Features of Vegetative and Hormonal Reactivity in Mental Activity in Children and Teenagers // Human physiology. – 2018. – Vol. 44 (5). – P. 503–509. DOI: https://dx.doi.org/10.1134/S036211971805002X
- Benito E., Kerimoglu C., Ramachandran B., Pena-Centeno T., Jain G., Stilling R. M., Islam Md R., Capece V., Zhou Q., Edbauer D., Dean C., Fischer A. RNA-Dependent Intergenerational Inheritance of Enhanced Synaptic Plasticity after Environmental Enrichment // Cell Reports. – 2018. – Vol. 23 (2). – P. 546–554. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.celrep.2018.03.059
- Djordjic V., Tubic T., Jaksic D. The Relationship between Physical, Motor, and Intellectual Development of Preschool Children // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 233. – P. 3–7. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.114
- Hamilton M., Liu L., ElGarhy S. The Relationship Between Body Weight and Motor Skill Competence in Hispanic Low-SES Preschool Children // Early Childhood Education Journal. – 2017. – Vol. 45 (4). – P. 529–535. DOI: https://dx.doi.org/10.1007/s10643-016-0785-y
- Heller R. The Editor’s Note: One nation under stress // Phi Delta Kappan. – 2019. – Vol. 101 (3). – P. 4–4. DOI: https://doi.org/10.1177/0031721719885907
- Hu Q., Wu Q., Cheng H. Investigation on Test Anxiety and Coping Style of Middle School Students in Different Nationalities // Creative Education. – 2018. – Vol. 9 (7). – P. 1071–1083. DOI: https://dx.doi.org/10.4236/ce.2018.97080
- Krivolapchuk I. A., Chernova M. B. Factorial Structure Peculiarities of 9–10 Aged Children’s Functional State // Human physiology. – 2019. – Vol. 45 (1). – P. 37–48. DOI: https://dx.doi.org/10.1134/S0131164618050065
- Llamas-Velasco S., Contador I., Villarejo-Galende A., Lora-Pablos D., Bermejo-Pareja F. Physical Activity as Protective Factor against Dementia: A Prospective Population-Based Study (NEDICES) // Journal of the International Neuropsychological Society. – 2015. – Vol. 21, Special Issue 10. – P. 861–867. DOI: https://dx.doi.org/10.1017/S1355617715000831
- Ostrowsky M. Are violent people more likely to have low self-esteem or high self-esteem // Aggression and Violent Behavior. – 2010. – Vol. 15 (1). – P. 69–75. DOI: https://doi.org/10.1016/j.avb.2009.08.004
10. Steinberg E. A., Drabick D. A. G. A developmental psychopathology perspective on ADHD and comorbid conditions: The Role of Emotion Regulation // Child Psychiatry and Human Development. – 2015. – Vol. 46. – P. 951–966. DOI: https://dx.doi.org/10.1007/s10578-015-0534-2
11. Астахова Т. А., Рычкова Л. В., Погодина А. В., Мандзяк Т. В., Климкина Ю. Н. Сравнительная характеристика состояния здоровья подростков разных этнических групп Республики Бурятия // Экология человека. – 2017. – № 6. – С. 24-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29453077
12. Бартош Т. П., Бартош О. П. Особенности эмоциональной сферы подростков различных этнических групп Магаданской области // Тюменский медицинский журнал. – 2015. – № 4. – С. 7–12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25412123
13. Березина Н. О., Степанова М. И., Лашнева И. П. Особенности физического развития современных дошкольников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2017. – № 4. – С. 34–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32540060
14. Грибанов А. В., Депутат И. С., Нехорошкова А. Н., Кожевникова И. С., Панков М. Н., Иорданова Ю. А., Старцева Л. Ф., Иконникова И. В. Психофизиологическая характеристика тревожности и интеллектуальной деятельности в детском возрасте // Экология человека. – 2019. – № 9. – С. 50–58. DOI: https://doi.org/10.33396/1728-0869-2019-9-50-58 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39542853
15. Жукова Н. В., Рыбакова Л. А. Контекстный подход к изучению содержания кросскультурного контекста обучающегося (на примере эмпирического исследования адаптации первоклассников к школе) // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 11. – С. 95–101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30710600
16. Криволапчук И. А., Чернова М. Б. Функциональное состояние школьников при напряженной информационной нагрузке в начальный период адаптации к образовательной среде // Экология человека. – 2018. – № 9. – С. 18–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35594218
17. Лобова В. А. Сенсомоторная деятельность у детей-ханты и детей-славян в ХМАО-Югре // Вестник Югорского государственного университета. – 2017. – № 1. – С. 49–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28964148
18. Наумова М. В., Айварова Н. Г., Миронов А. В. Исследование особенностей эмоционально-личностного развития подростков коренных малочисленных народов Севера // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2019. – № 1. – С. 45–53. DOI: https://doi.org/10.24888/2073-8439-2019-45-1-45-53 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37114403
19. Нифонтова О. Л., Конькова К. С. Физическое развитие учащихся среднего школьного возраста, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры // Экология человека. – 2018. – № 10. – С. 24–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36276657
20. Пирмагомедова Э. А., Нагиева А. Т., Каибова А. А. Исследование особенностей самооценки в аспекте этнопсихологии и этнопедагогики // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 2. – С. 81–84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25935015
21. Пронина А. Н., Яковлева И. В., Сушкова И. В. Взаимосвязь социальной успешности и эмоциональных переживаний детей дошкольного возраста // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7, № 3. – С. 89–103. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1703.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29962762
22. Сундеева Л. А., Шейкина Е. А. К вопросу о детской тревожности и страхе // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – № 4. – С. 410–412. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32239310
23. Сухарева Л. М., Надеждин Д. С., Маслова О. И., Сухарева Л. М., Глоба О. В., Андреенко Н. В. Особенности психических функций у детей младшего школьного возраста с изменениями психоневрологического статуса // Российский педиатрический журнал. – 2009. – № 2. – С. 28–34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12894039
24. Тарасова С. Ю. «Неадекватное спокойствие» как скрытая форма тревожности у жертв школьной травли // Психическое здоровье. – 2017. – № 1. – С. 29–33. DOI: https://doi.org/10.25557/2074-014X.2019.01.29-33 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37109298