Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 1, С. 62–78
УДК: 
159.923.33

Специфика психологической готовности к инновационной деятельности молодежи Санкт-Петербурга и Томска

Перикова Е. И. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Атаманова И. В. 2 (Томск, Россия), Богомаз С. А. 3 (Томск, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет"
2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет"
3 Национальный исследовательский Томский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Построение конкурентноспособной системы высшего образования, ориентированной на инновационное социально-экономическое развитие общества, невозможно без изучения специфики готовности вузовской молодежи к инновационной деятельности. Цель исследования – определение специфики психологической готовности к инновационной деятельности на примере молодежи двух российских городов Санкт-Петербурга и Томска.
Методология. Для изучения готовности к инновационной деятельности проводилась оценка инновативности и параметров психологической системы деятельности посредством методов психологического тестирования. Были использованы следующие методики: опросник эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, опросник самоорганизации деятельности Е. Ю. Мандриковой, дифференциальный тест рефлексивности Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина, модифицированный опросник ценностей Р. Инглхарта в адаптации Р. К. Хабибулина, шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера в переводе на русский язык Д.А. Леонтьева, опросник стилей реагирования на изменения Т. Ю. Базарова и М. П. Сычевой. В исследовании приняли участие 474 респондента: 291 житель Санкт-Петербурга и 183 жителя Томска в возрасте 22,5±3,9 лет.
Результаты. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о специфике психологической готовности к инновационной деятельности молодежи в зависимости от города проживания. Молодежь Санкт-Петербурга продемонстрировала большую готовность к инновационной деятельности в отношении инициирования нововведений, в то время как молодежь Томска, придерживающаяся традиционных ценностей, в большей степени была готова принимать и поддерживать изменения. Авторами выявлены шесть профилей инновативности и психологической системы деятельности: «инноваторы», «консерваторы», «реактивные», «реализующие», «ориентированные на инновативность» и «ориентированные на стабильность»,имеющих разную представленность среди молодежи Санкт-Петербурга и Томска. Авторы обобщили, что инновативность российской молодежи проявляется в таких характеристиках, как целеустремленность, чувствительность к себе и окружающим (эмоциональный интеллект) и системном уровне рефлексии.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости учета специфики готовности к инновационной деятельности молодежи при трансформации системы высшего образования в разных городах России.

Ключевые слова: 

готовность к инновационной деятельности; психологическая система деятельности; инновативность; стили реагирования на изменения; эмоциональный интеллект; молодежь; система высшего образования.

URL WoS/RSCIhttps://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:42525586

Процентиль актуальности SciVal: 99.370 Pedagogical Support | Educational Process | Professional Competence

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85081253449&origin=...

Specific features of psychological readiness for innovative activity (with the main focus on young adults in St. Petersburg and Tomsk)

Библиографическая ссылка:
Перикова Е. И., Атаманова И. В., Богомаз С. А. Специфика психологической готовности к инновационной деятельности молодежи Санкт-Петербурга и Томска // Science for Education Today. – 2020. – № 1. – С. 62–78. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2001.04
Список литературы: 
  1. Микиденко Н. Л., Сторожева С. П., Харламов А. В. Особенности реализации компетентностной модели высшего инженерного образования в условиях современного рынка труда // Science for Education Today. – 2019.– Т. 9, № 3. – С. 169–184. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.10 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38538214
  2. Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 8. – С. 65–89. DOI: http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41341128
  3. Ranga M., Etzkowitz H. Triple Helix systems: an analytical framework for innovation policy and practice in the Knowledge Society // Ranga M., Etzkowitz H. (Eds.) Entrepreneurship and knowledge exchange. – Routledge, New York, 2015. – P. 117–158. DOI: http://dx.doi.org/10.4324/9781315795638
  4. Khatri R., Henderson C., Cole R., Froyd J. E., Friedrichsen D., Stanford C. Characteristics of well-propagated teaching innovations in undergraduate STEM. International Journal of STEM Education. – 2017. – Vol. 4. – Art. No. 2. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s40594-017-0056-5
  5. Walder A. M. Pedagogical innovation in Canadian higher education: Professors’ perspectives on its effects on teaching and learning // Studies in Educational Evaluation. – 2017. – Vol. 54. – P.  71–82. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.stueduc.2016.11.001
  6. Ключарев Г. А., Дежина И. Г. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» // Социологические исследования. – 2018. – №. 9. – С. 40–48. DOI: http://dx.doi.org/10.31857/S013216250001957-5 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36367657
  7. Познанская С. Г., Кутищев С. А., Резанова И. А. Формирование готовности будущих инженеровстроителей к инновационной деятельности // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 2. – C. 75–79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32878992
  8. Шуклина З. Н., Бекишева Х. Х. Основные подходы к формированию инновационной среды региона // Научное обозрение. – 2015. – № 15. – С. 437–446. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24846003  
  9. Stock R. M., von Hippel E., Gillert N. L. Impacts of personality traits on consumer innovation success // Research Policy. – 2016. – Vol. 45 (4). – P. 757–769. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2015.12.002
  10. Богомаз С. А., Непомнящая В. А. К проблеме поиска психологических оснований развития инновативной компоненты личности в юности и молодости // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 25. – С. 78–82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12513652
  11. Sheketera A. A., Bogomaz S. A. Features of Formation of Implicit Theories and their Relation to Students’ Intellectual and Personal Potential // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 200. – P. 372–376. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.08.080
  12. Autio E., Kenney M., Mustar P., Siegel D., Wright, M. Entrepreneurial innovation: The importance of context // Research Policy. – 2014. – Vol. 43 (7). – P. 1097–1108. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.respol.2014.01.015
  13. Hassi L., Rekonen S. How individual characteristics promote experimentation in innovation // International Journal of Innovation Management. – 2018. – Vol. 22 (4). – P. 1850038. DOI: http://dx.doi.org/10.1142/S136391961850038X
  14. Taylor S. P. What Is Innovation? A Study of the Definitions, Academic Models and Applicability of Innovation to an Example of Social Housing in England // Open Journal of Social Sciences. – 2017. – Vol. 5 (11). – P. 128–146. DOI: http://dx.doi.org/10.4236/jss.2017.511010
  15. Mansfeld M. N., Hölzle K., Gemünden H. G. Personal characteristics of innovators – An empirical study of roles in innovation management // International Journal of Innovation Management. – 2010. – Vol. 14 (6). – P. 1129–1147. DOI: http://dx.doi.org/10.1142/S1363919610003033
  16. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 11, № 4. – С. 110–135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24899593
  17. Bazarov T. U., Sycheva M. P. Development and Approbation of Change Response Styles Questionnaire // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2012. – Т.  5, №  25. – С. 12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18265498
  18. Битюцкая Е. В., Базаров Т. Ю. Особенности восприятия жизненных событий людьми с разными предпочитаемыми стилями реагирования на изменения // Вопросы психологии. – 2019.  – №. 3. – С. 94–106. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39207112
  19. Cabello R., Sorrel M. A., Fernández-Pinto I., Extremera N., Fernández-Berrocal P. Age and gender differences in ability emotional intelligence in adults: A cross-sectional study // Developmental Psychology. – 2016. – Vol. 52 (9). – Р. 1486–1492. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/dev0000191
  20. Zeidner M., Matthews G., Shemesh D. O. Cognitive-social sources of wellbeing: Differentiating the roles of coping style, social support and emotional intelligence // Journal of Happiness Studies. – 2016. – Vol. 17 (6). – С. 2481–2501. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10902-015-9703-z
  21. Атаманова И. В., Козлова Н. В., Богомаз С. А., Залевский В. Г., Неяскина Ю. Ю. Специфика личностно-средового взаимодействия на примере студенческой молодежи трех российских городов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2018. – № 41. – С. 90–105. DOI: http://dx.doi.org/10.17223/1998863X/41/11 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34978156
  22. Miao C., Humphrey R. H., Qian S. A cross-cultural meta-analysis of how leader emotional intelligence influences subordinate task performance and organizational citizenship behavior // Journal of World Business. – 2018. – Vol. 53 (4). – P. 463–474. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jwb.2018.01.003
  23. Altındağ E., Kösedağı Y. The Relationship Between Emotional Intelligence of Managers, Innovative Corporate Culture and Employee Performance // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 210. – P. 270–282.  DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.367
  24. Truman S. A Generative Framework for Creative Learning: A Tool for Planning Creative-Collaborative Tasks in the Classroom // Transnational Working Papers. – 2011. – Vol. 1. – P. 1101. DOI: https://doi.org/10.33182/bc.v1i1.518
  25. Tenzer H., Yang P. Personality, Values, or Attitudes? Individual-Level Antecedents to Creative Deviance // International Journal of Innovation Management. – 2019. – Vol. 23 (2). – P. 1950009. DOI: http://dx.doi.org/10.1142/S1363919619500099
Дата публикации 29.02.2020