Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 6, С. 40–51
УДК: 
101+37

О влиянии цифровизации общества на казахстанское образование

Ашилова М. С. 1 (Алматы, Казахстан), Бегалинов А. С. 2 (Алматы, Казахстан), Бегалинова К. К. 3 (Алматы, Казахстан)
1 Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай ха-на
2 Международный университет информационных технологий, старший преподаватель
3 Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлено исследование некоторых сущностных аспектов процесса цифровизации общества как необратимого глобализационного процесса и его влияние на казахстанское образование. Цель статьи – определить основные направления цифровизации общества, оказывающие влияние на развитие, модернизацию казахстанской образовательной системы.
Методология. Методологию исследования составляют общефилософские методы: анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, диалектический подход, принцип историзма, ценностно-семантические, аналитические методы, системный анализ и др., которые позволяют рассматривать процессы цифровизации образования как социально-культурного феномена. Для достижения цели использован теоретический анализ монографических и методологических работ, посвященных проблемам цифровизации образования.
Результаты. Представлено понимание образования как социального явления, как процесса индивидуального присвоения культуры, исторически сложившейся на всем протяжении человеческой истории во всем многообразии его форм. Выявлено, что содержание образования отражает состояние общества: от того, на каком уровне находится оно, зависит прогресс общества. Поэтому современное образование не может не испытывать влияния цифровизационных процессов. Акцентируется внимание на казахстанской системе образования в условиях цифровизации общества и рыночных отношений, на основе анализа программы «Цифровой Казахстан» обобщаются основные направления влияния интернет-технологий и информационных технологий на образовательную систему в целом и профессиональное образование в частности. Подчеркивается, что основные вызовы современного казахстанского образования диктуются постиндустриальным развитием мирового сообщества, для которого характерны возрастающая роль науки, техники, производства услуг, интернет-технологий и др.
Заключение. Обосновано, что цифровизация общества влияет на развитие образования, диктует основные направления, приоритеты его модернизации. Доказано, что под влиянием цифровизации происходят изменения содержания, сущности, форм казахстанского образования.
При этом на основе анализа программ «Цифровой Казахстан», «Национальной платформы открытого образования» и др. показывается, что необходим гибкий синтез традиционного и инновационного в современном образовательном процессе.

Ключевые слова: 

глобализация; информатизация общества; цифровизация образования; инновационные технологии; образовательная система; компетенции.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:41586632

Процентиль актуальности SciVal: 84.429 Digital Natives | Millennials | Information Literacy

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85079598022&origin=...

About the impact of digitalization of society on education in Kazakhstan

Библиографическая ссылка:
Ашилова М. С., Бегалинов А. С., Бегалинова К. К. О влиянии цифровизации общества на казахстанское образование // Science for Education Today. – 2019. – № 6. – С. 40–51. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1906.03
Список литературы: 
  1. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: внешние расширения человека: монография. – М.: Канон-пресс-Ц, 2003. – 464 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19654074
  2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: монография. – М.: Academia, 2004. – 220 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19654959
  3. Склярова Е. А., Козлова В. А. Антропопологические основания информационной экономики в работах М. Кастельса // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2013. – № 2. – С. 152–158. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19529690
  4. Oliver B., Jorre de St Jorre T. Graduate attributes for 2020 and beyond: Recommendations for Australian higher education providers // Higher Education Research and Development. – 2018. – Vol. 37, Issue 4. – Р. 821–836. DOI: https://doi.org/10.1080/07294360.2018.1446415
  5. Redecker C. European Framework for the Digital Competence of Educators. – Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. – P. 12. DOI: https://doi.org/10.2760/159770
  6. Prensky M. Digital natives, digital immigrants part 1 // On the Horizon. – 2001. – Vol. 9, № 5. – P. 1–6. DOI: https://doi.org/10.1108/10748120110424816
  7. Akçayır M., Dündar H., Akçayır G. What makes you a digital native? Is it enough to be born after 1980? // Computers in Human Behavior. – 2016. – Vol. 60. – P. 435–440. DOI:  https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.02.089
  8. Barak M. Are digital natives open to change? Examining flexible thinking and resistance to change // Computers and Education. – 2018. – Vol. 121. – P. 115–123. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.01.016
  9. Henderson M., Selwyn N., Aston R. What works and why? Student perceptions of “useful” digital technology in university teaching and learning // Studies in Higher Education. – 2017. – Vol. 42, Issue 8. – P. 1567–1579. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2015.1007946
  10. Lai K.-W., Hong K.-S. Technology use and learning characteristics of students in higher education: Do generational differences exist?: Technology use and learning characteristics of students // British Journal of Educational Technology. – 2015. – Vol. 46, Issue 4. – P. 725–738.  DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12161
  11. Englund C., Olofsson A. D., Price L. Teaching with technology in higher education: Understanding conceptual change and development in practice // Higher Education Research and Development. – 2017. – Vol. 36, Issue 1. – P. 73–87. DOI: https://doi.org/10.1080/07294360.2016.1171300
  12. Kirkwood A. E-learning: You don’t always get what you hope for // Technology, Pedagogy and Education. – 2009. – Vol. 18, Issue 2. – P. 107–121. DOI: https://doi.org/10.1080/14759390902992576
  13. Tamim R. M., Bernard R. M., Borokhovski E., Abrami P. C., Schmid R. F. What forty years of research says about the impact of technology on learning: A second-order meta-analysis and validation study // Review of Educational Research. – 2011. – Vol. 81, Issue 1. – P. 4–28. DOI: https://doi.org/10.3102/0034654310393361
  14. Kirkwood A., Price L. Learners and learning in the twenty-first century: What do we know about students’ attitudes towards and experiences of information and communication technologies that will help us design courses? // Studies in Higher Education. – 2005. – Vol. 30, Issue 3. – P. 257–274. DOI: https://doi.org/10.1080/03075070500095689
  15. Jääskelä P., Häkkinen P., Rasku-Puttonen H. Teacher beliefs regarding learning, pedagogy, and the use of technology in higher education // Journal of Research on Technology in Education. – 2017. – Vol. 49, Issue 3-4. – P. 198–211. DOI: https://doi.org/10.1080/15391523.2017.1343691
  16. Marcelo C., Yot-Domínguez C. From chalk to keyboard in higher education classrooms: Changes and coherence when integrating technological knowledge into pedagogical content knowledge // Journal of Further and Higher Education. – 2019 –Vol. 43, Issue 7. –  P. 975–988. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2018.1429584
  17. Margaryan A., Littlejohn A., Vojt G.  Are digital natives a myth or reality? University students’ use of digital technologies // Computers & Education. – 2011. – Vol. 56, Issue 2. – P. 429–440. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2010.09.004
  18. Marcelo-García C., Yot-Domínguez C., Mayor-Ruiz C. University teaching with digital technologies // Comunicar. – 2015. – Vol. 23, Issue 45. – P. 117–124. DOI: https://doi.org/10.3916/C45-2015-12
  19. Bowe B. J., Wohn D. Y. Are there generational differences?: Social media use and perceived shared reality // Proceedings of the 2015 International Conference on Social Media and Society. – 2015. – Article No. 17. DOI: https://doi.org/10.1145/2789187.2789200
  20. Thompson P. How digital native learners describe themselves // Education and Information Technologies. – 2015. – Vol. 20, Issue 3. – P. 467–484. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-013-9295-3
  21. Bullen M., Morgan T., Qayyum A. Digital learners in higher education: Generation is not the issue // Canadian Journal of Learning and Technology / La Revue Canadienne de L’apprentissage et de La Technologie. – 2011. – Vol. 37, Issue 1. DOI: https://doi.org/10.21432/T2NC7B
  22. Sumuer E. Factors related to college students’ self-directed learning with technology // Australasian Journal of Educational Technology. – 2018. – Vol. 34, Issue 4. – P. 29–43. DOI: https://doi.org/10.14742/ajet.3142
  23. Claro M., Ananiadou K. 21st Century Skills and Competences for New Millennium Learners in OECD Countries // OECD Education Working Papers. – 2009. – № 41. DOI: https://doi.org/10.1787/218525261154
  24. Parkes M., Stein S., Reading C. Student preparedness for university e-learning environments // The Internet and Higher Education. – 2015. – Vol. 25. – P. 1–10. DOI: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2014.10.002
  25. Biasutti M. A comparative analysis of forums and wikis as tools for online collaborative learning // Computers and Education. – 2017. – Vol. 111. – P. 158–171. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2017.04.006
  26. Choi M., Cristol D., Gimbert B. Teachers as digital citizens: The influence of individual backgrounds, internet use and psychological characteristics on teachers’ levels of digital citizenship // Computers and Education. – 2018. – Vol. 121. – P. 143–161. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.03.005
Дата публикации 31.12.2019