Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 6, С. 121–135
УДК: 
811.11’38

Формирование образа просвещенного гражданина страны через СМИ: лингво-культурологический аспект

Кокова А. В. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматриваются вопросы формирования образа просвещенного гражданина страны сквозь призму немецких печатных СМИ в XIX столетии, а также процессы интерактивного взаимодействия «автор (журналист) – адресат (широкие слои немецкого общества)». Цель статьи заключается в определении лингво-культурологических аспектов формирования образа просвещенного гражданина страны через СМИ.
Методология. Материал исследования представляет собой аутентичные тексты немецких СМИ (газет и журналов XIX столетия), труды отечественных и зарубежных авторов по социальной истории и философии. Ведущими методами и подходами исследования являются функционально-прагматический и текстовый подходы, методы моделирования и логико-семантического анализа высказывания и текста, анализ интерактивной деятельности коммуникантов.
Результаты. При формировании образа просвещенного гражданина страны была рассмотрена эволюция типов речевого воздействия СМИ на читателей, которую характеризует отход от жестких текстовых схем, унаследованных от классической риторики, от эмоционально-оценочных средств литературной романтики и переход к строгости и четкой последовательности методов научно-практической аргументации в перлокутивных текстах конца периода. Образ просвещенного гражданина страны в зеркале немецких СМИ формируется на основе его социально значимой деятельности, политической активности, направленной на глубокие изменения политического облика страны. В отражении смысла подобной деятельности заключается и объективность восприятия образа гражданина. Доказано, что ведущими принципами при формировании образа просвещенного гражданина стали общие принципы демократизации общества, а также языка и стиля СМИ, что полностью соответствовало потребностям общества. Высокие требования общества к языку СМИ, хорошо развитые дидактические функции прессы предопределили близость стиля немецких СМИ к языку науки. Рассмотрение динамики процессов становления немецких СМИ в XIX столетии проводилось путем сопоставления двух основных социальных матриц – историко-политической и лингво-культурологической. С опорой на лингво-культурологические параметры (лингво-когнитивные и структурно-типологические) выделены четыре периода в формировании немецкой публицистики: 1) романтико-патетический; 2) апеллятивно-категорический; 3) рационально-аналитический; 4) интеллектуальный.
Заключение. Обобщая основные результаты исследования, необходимо констатировать, что формирование образа просвещенного гражданина страны через СМИ основывалось на принципах каузальности и целесообразности. Просвещенный гражданин Германии в конце рассматриваемого периода через призму лучших печатных органов страны предстает как хорошо образованный, активный и деятельный в социально-политическом отношении человек, на глубоком уровне владеющий логико-лингвистическими нормами речи, литературы и стиля.

Ключевые слова: 

образ просвещенного гражданина; печатные СМИ; текстовая схема; перлокутивный текст; дидактическая функция; аргументация; моделирование текста; публицистика

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85079621634&origin=...

Creating the image of an enlightened citizen through the print media: Linguistic and cultural aspects

Библиографическая ссылка:
Кокова А. В. Формирование образа просвещенного гражданина страны через СМИ: лингво-культурологический аспект // Science for Education Today. – 2019. – № 6. – С. 121–135. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1906.08
Список литературы: 
  1. Валько О. В. Адаптивная вариативность когнитивного моделирования лексической семантики // Научный диалог. – 2018. – № 4. – С. 21–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32839121
  2. Горбачева А. Г. Философский анализ изменения мыслительного процесса людей в постиндустриальном обществе и футурологический образ «человека ассоциирующего» // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2015. – № 1. – С. 30–35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23146372
  3. Громыко С. А. Художественная литература как источник прецедентности в русском парламентском дискурсе начала ХХ века (на материале речей депутатов-националистов) // Научный диалог. – 2018. – № 7. – С. 40–52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35329866
  4. Зябирова О. Ю. Прагматический аспект изучения новостных аннотаций // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2015. – № 4. – С. 147–149. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25791685
  5. Кокова А. В. Иерархическая модель стилистической нормы // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6. – С. 67–72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25066812
  6. Кокова А. В. Категория модальности в логике и языке (на материале немецкого языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 9–1. – С. 84–88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21851368
  7. Кондрашкина Е. Ю., Маслова А. Ю. Прагмалингвистический потенциал инструктивного текста // Научный диалог. – 2018. – № 7. – С. 81–92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35329870
  8. Кораблина Т. И. О взаимодействии модуса «воспоминание» и ментального модуса // Сибирский филологический журнал. – 2016. – № 4. – С. 241–247. DOI: https://doi.org/10.17223/18137083/57/21  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27380174
  9. Кулова Л. З. Особенности религиозного дискурса в масс-медиа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 9–1. – С. 96–98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21851371
  10. Проскурина А. В. Коммуникативное расширение библейских формул и их передача в традиции // Сибирский филологический журнал. – 2017. – № 3. – С. 258–268.  DOI: https://doi.org/10.17223/18137083/60/22  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29947505
  11. Рябуха О. В., Трошина А. В. Проблема типологии интертекстуальных включений и их роль в структуре интертекста (на материале журнальных и газетных статей) // Научный диалог. – 2018. – № 4. – С. 134–146. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32839132 
  12. Самарин Д. А. Социально-психологический характер языка в теориях лингвистов XIX–XX столетий // Филологические науки. Вопросы теории и практики.  – 2014. – № 9–1. – С.  159–162. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21851390
  13. Степанова М. А. Современная Россия: языковые репрезентации актуальных ценностных установок («мир, безопасность, порядок» vs. «конфликты, риски, хаос») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 9–2. – С. 191–194. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24038360
  14. Терехова Е. В., Савинцева С. И., Збань А. В. Специфика дискурсивного развертывания англоязычного массмедийного текста // Научный диалог. – 2018. – № 6. – С. 43–56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35146154 
  15. Шереметьева А. А., Зырянова И. Н. Метафорическое представление Kunde (клиента) в экономическом дискурсе (на примере немецкого и русского языков) // Сибирский филологический журнал. – 2016. – № 4. – С. 152–161.  DOI: https://doi.org/10.17223/18137083/57/14  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27380166
  16. Andersen G. A corpus study of pragmatic adaptation: The case of the Anglicism [jobb] in Norwegian // Journal of Pragmatics. – 2017. – Vol. 113. – P. 127–143. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pragma.2016.12.015  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29697028
  17. Christiansen M. H., Chater N. The now-or-never bottleneck: a fundamental constraint on language // Behavioral and brain sciences. – 2016. – Vol. 39. – P. e62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28196144 
  18. Cornillie B. On speaker commitment and speaker involvement. Evidence from evidentials in Spanish talk-in-interaction // Journal of Pragmatics. – 2018. – Vol. 128. – P. 161–170. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pragma.2017.11.014  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35901130
  19. De Costa P. I., Norton B. Introduction: Identity, Transdisciplinarity, and the Good Language Teacher // The Modern Language Journal. – 2017. – Vol. 101, Issue S1. – P. 3–14. DOI:  https://doi.org/10.1111/modl.12368
  20. Hopmann D. N., Skovsgaard M., Elmelund-Præstekær C. What have I done to deserve this? The role of deservingness in effects of ordinary citizens as cases in the news // European Journal of Communication. – 2017. – Vol. 32, Issue 4. – P. 333–347. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32148252
  21. Jacobsen N. D. The best of both worlds: Combining cognitive linguistics and pedagogic tasks to teach English conditionals // Applied Linguistics. – 2018. – Vol. 39, Issue 5. – P. 668–693. DOI: https://doi.org/10.1093/applin/amw030
  22. Littlemore J. Metonymy and text messaging: A framework for understanding creative uses of metonymy // Applied Linguistics. – 2018. – Vol. 39, Issue 4. – P. 481–507. DOI: https://doi.org/10.1093/applin/amw018  
  23. Malyuga E., McCarthy M. English and Russian vague category markers in business discourse: Linguistic identity aspects // Journal of Pragmatics. – 2018. – Vol. 135. – P. 39–52. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pragma.2018.07.011  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35753762 
  24. Myketiak C., Concannon S., Curzon P. Narrative perspective, person references, and evidentiality in clinical incident reports // Journal of Pragmatics. – 2017. – Vol. 117. – P. 139–154. DOI: https://doi.org/10.1016/j.praga.2017.06.018  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32183735  
  25. Patrão A. Linguistic relativism in the age of global lingua franca: Reconciling cultural and linguistic diversity with globalization // Lingua. – 2018. – Vol. 210-211. – P. 30–41. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lingua.2018.04.006  
  26. Smith-Christmas C. Regression on the fused lect continuum? Discourse markers in Scottish Gaelic-English speech // Journal of Pragmatics. – 2016. – Vol. 94. – P. 64–75. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pragma.2016.01.007 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28054139
Дата публикации 31.12.2019