Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 6, С. 136–148
УДК: 
372.016:811+81’23+81’27

Определение объема и содержания фоновых знаний и сформированности социокультурной компетенции у представителей различных поколений на примере концептов «свобода» и «порядок»

Кожевников А. О. 1 (Новосибирск, Россия), Чернобров А. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Проблема формирования культурной компетенции в определенных возрастных группах остается актуальной. Различия в восприятии базовых культурных концептов могут вызывать трудности в коммуникации между поколениями людей, что в свою очередь приводит к проблемам в образовании. Интерес к культурной компетенции и социолингвистическим опросам сохраняется как в отечественной, так и в зарубежной науке. Цель исследования, представленного в статье, – определение объема и содержания фоновых знаний, а также сформированности социокультурных компетенций у представителей различных поколений.
Методология. Сформулированная цель достигается методом социолингвистического опроса. В статье представлены результаты социолингвистического опроса, проведенного среди носителей русского языка. Эксперимент является частью всестороннего изучения концептов «свобода» и «порядок» у представителей русской лингвокультуры и направлен на оценку культурной компетенции носителей русского языка в определенных возрастных группах.
Целевой группой нашего исследования являются учащиеся 6–10 классов в возрасте от 12 до 16 лет. Базой исследования послужил Лицей № 6 в городе Бердск, НСО. Эксперимент был проведён среди учащихся 6–10 классов (12–16 лет) в сопоставлении со старшей группой в мае 2019 года. Сопоставительной группой респондентов были информанты в возрасте 35–60+. Задачей данного эксперимента является оценивание лингвокультурной компетенции учащихся среднеобразовательной школы, а также выявление сходств и различий в понимании дихотомии «свободы» и «порядка» у представителей разных языковых культур на примере изучения семантического поля данных концептов.
Результаты. Авторы выявили объем и содержание лингвокультурного фона концептов свобода и порядок. Он представлен в табличном виде. Было установлено, что источником фоновой информации у младшей группы информантов является почти исключительно Интернет, а у старшей группы – телевидение. Проведенный эксперимент показал, что общедоступность информации не способствует формированию у современных учащихся культурной компетенции, а наоборот, снижает уровень фоновых знаний на фоне развитой массовой культуры.
Заключение. Опрос показывает, что ассоциативные поля базовых культурных концептов у респондентов младшей группы в целом размыты. Можно констатировать, что объём общих фоновых знаний у представителей молодого поколения снизился по сравнению с предшествующим поколением. Разнообразие содержания фоновых знаний также уменьшилось.

Ключевые слова: 

культурная компетенция; социолингвистический опрос; концепт; базовые культурные концепты; фоновые знания, лингвокультурный фон концептов

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85079616668&origin=...

Identifying background knowledge and socio-cultural competence in individuals of different age groups (with the main focus on the concepts of "freedom" and "order")

Библиографическая ссылка:
Кожевников А. О., Чернобров А. А. Определение объема и содержания фоновых знаний и сформированности социокультурной компетенции у представителей различных поколений на примере концептов «свобода» и «порядок» // Science for Education Today. – 2019. – № 6. – С. 136–148. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1906.09
Список литературы: 
  1. Gray B. Culture, cultural competence and the cross-cultural consultation // Journal of Paediatrics and Child Health. – 2018. – Vol. 54, Issue 4. – P. 343–345. DOI: https://doi.org/10.1111/jpc.13769
  2. Thomas D. C. Cultural Intelligence // International Management. – Wiley, 2015. – Vol. 6. DOI: https://doi.org/10.1002/9781118785317.weom060051
  3. Earley P. C. Redefining interactions across cultures and organizations: moving forward with cultural intelligence // Research in Organizational Behavior. – 2002. – Vol. 24. – P. 271–299. DOI: https://doi.org/10.1016/S0191-3085(02)24008-3
  4. Raver J. L., Van Dyne L. Developing Cultural Intelligence. – Cambridge University Press, 2017. – P. 407–440. DOI: https://doi.org/10.1017/9781316091067.020
  5. McCalman J., Jongen C., Bainbridge R. Bainbridge Organisational systems’ approaches to improving cultural competence in healthcare: a systematic scoping review of the literature // International Journal for Equity in Health. – 2017. – Vol. 16, Issue 1. – Article number: 78. DOI: https://doi.org/10.1186/s12939-017-0571-5
  6. Sinclair K.Unsettling Discourses of Cultural Competence // Journal of Childhood Studies. – 2019. – Vol. 44, № 4. – P. 36–46. DOI: https://doi.org/10.18357/jcs444201919210
  7. Pascual M. S. The Sociolinguistic Integration of Immigrant Populations: Reflections on Its Study // Languages – 2019. – Vol. 4 (2). – P. 35. DOI: https://doi.org/10.3390/languages4020035
  8. Garridoa R., Garcia-Ramireza M., Balcazarb F. E. Moving towards Community Cultural Competence // International Journal of Intercultural Relations. – 2019. – Vol. 73. – P. 89–101. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2019.09.002
  9. Грудева Е. А. Концепт осень/ autumn в восприятии современных носителей русского и английского языков (на основе данных ассоциативного эксперимента) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. –  2013. – № 5-1 (23). – С. 44–46. https://elibrary.ru/item.asp?id=18905156
  10. Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность. – 2013. – № 2. – С. 169–176. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19013678
  11. Колесник М. А. Особенности восприятия русского этноса в молодежной среде города красноярска по результатам ассоциативного эксперимента со словом “русское” // Cоциодинамика. – 2016. – № 4. – С. 59–67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25638813
  12. Ломбина Т. Н., Юрченко О. В. Особенности обучения детей с клиповым мышлением // Общество: социология, психология, педагогика. – 2018. – № 1. – C. 45–50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32323565
  13. Мурзич А. Н. Формирование культурно-образовательной компетенции студентов педагогического языкового вуза // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 1. – С. 174–177. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22989197
  14. Ноженко Е. В. Лингвокультурология как методология изучения стереотипов национального характера // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена. – 2006. – Т. 5, № 23 – С. 67–69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13050518  
  15. Романов Н. А. Клиповая культура в современном медиапространстве // Человек. Культура. Образование. – 2017. – № 3 (25). – C. 97–106. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32354531
  16. Савельева К. В. Значение культурной компетентности в формировании современной молодежи // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2016. – Т. 5, № 6А. – С. 280–290. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29313711
  17. Фоменко Ю. В. О концепте и концептологии // Вестник Новосибирского государственного университета. серия: история, филология. – 2015. – Т. 14, № 2. – С. 119–123. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23213008
  18. Шафиков С. Г. Лингвокультурология, язык и национальный менталитет // Вестник башкирского университета. – 2013. – № 3. – С. 763–777. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20418106
Дата публикации 31.12.2019