Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 6, С. 107–120
УДК: 
371.4 + 82-3

Литературные произведения писателей-фронтовиков в воспитании современной молодежи

Катионов О. Н. 1 (Новосибирск, Россия), Катионова А. О. 1 (Новосибирск, Россия), Майер Б. О. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В условиях России особо значимым для исторической памяти и, соответственно, воспитательных тенденций, основанных на ней, всегда были моменты социальных потрясений, в частности, военные события, формирующие на многие годы вперед мировосприятие российского общества. В статье исследуется проблема применения художественных произведений писателей-фронтовиков как источника исторической памяти современной отечественной молодёжи в формировании ценностно-смыслового пространства её воспитательного процесса и социального иммунитета к попыткам фальсификации истории. Цель статьи заключается в сравнительном анализе литературных произведений ряда авторов-фронтовиков применительно к воспитательному процессу и их соотнесении с архивными свидетельствами о соответствующих боевых действиях.
Методология. База исследования: литературные произведения о Великой Отечественной войне, послевоенная проза писателей-фронтовиков, прошедших войну солдатами и младшими офицерами переднего края, «серошинельная» проза, которая может рассматриваться как некое интегральное историческое сообщение, объединяющее собственно события, психологические состояния людей, событийную канву, духовное значение событий и т. д.
Результаты. Результативность исследования заключается в сравнительном анализе того, как описываются события военных лет и своя роль в них рядом автором-фронтовиков, с журналами боевых действий тех частей, в которых они служили, с данными об их боевом пути на основе документов Центрального архива Министерства обороны России (ЦАМО), выставленных на вышеупомянутых сайтах и иными архивными документами. В статье обосновано, что литературные и архивные материалы выступают как дополнительные стороны, совместное использование которых позволяет выявить объемность и сложную неоднозначность реальной картины военных лет. Они помогают формировать историческую память современных поколений.
Заключение. Обобщаются результаты сравнительного анализа литературных произведений ряда авторов-фронтовиков применительно к воспитательному процессу.

Ключевые слова: 

воспитание молодёжи; писатели-фронтовики; военные архивы; историко-культурное наследие; историческая память в литературных произведениях; патриотическое воспитание; социальный иммунитет

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85079675300&origin=...

Literary stories by military writers in the moral education of modern youth

Библиографическая ссылка:
Катионов О. Н., Катионова А. О., Майер Б. О. Литературные произведения писателей-фронтовиков в воспитании современной молодежи // Science for Education Today. – 2019. – № 6. – С. 107–120. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1906.07
Список литературы: 
  1. Alieva S. A., Zakaryaeva S. Z., Omarov O. N., Radjabova R. V., Kimpaeva E. A., Gadjieva P. D. Scientific and Pedagogical Bases of Civic and Patriotic Upbringing of Young Students // Journal of Educational and Social Research. – 2019. – Vol. 9, № 3. – P. 160–169. DOI: https://doi.org/10.2478/jesr-2019-0033  
  2. Филатов В. И. Патриотические традиции в современной системе образования молодежи // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – № T 7. – С. 56–60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23296463  
  3. Томашевская М. А., Семенова Е. В. Cоциальный проект «расскажем миру правду о войне» как средство патриотического воспитания молодежи // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – С. 493. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32664380  
  4. Mason R., Suchoples J. Representations of war in films and novels Representations of War in Films and Novels. – 2015. – P. 1–257. DOI: https://doi.org/10.3726/978-3-653-06092-8
  5. Domínguez Almansa A., López Facal R. Conflictive heritages, civic competence and professional training in primary education // Revista de Educacion. – 2017. – Vol. 2017, Issue 375. – P. 86–109. DOI: https://doi.org/10.4438/1988-592X-RE-2016-375-336  
  6. Galai Y. The transnational mythscape of the Second World War // Memory Studies. – 2019. DOI: https://doi.org/10.1177/1750698019863151
  7. Gongaware T. B. Collective memory anchors: Collective identity and continuity in social movements // Sociological Focus. – 2010. – Vol. 43, issue 3. – P. 214–239. DOI: https://doi.org/10.1080/00380237.2010.10571377
  8. Агеева Г. М. Медиатизация памяти: мемуарные свидетельства в блогах и социальных сетях // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 363. – С. 68–74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18046919
  9. Чурсанова И. А. Проблема соотношения истории и социальной памяти: опыт теоретической реконструкции // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. – 2012. – № 2 (8). – С. 180–191. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18753618  

10. Кумыков У. М. Социальные потрясения в контексте коллективной памяти и исторического опыта // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2013. – № 3. – С. 25–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19327011  

11. Денисов Ю. П. Социальные сети русскоязычного интернета как источник формирования образа Великой Отечественной войны в социальной памяти россиян // Современные проблемы науки и образования. –2013. – № 5. – С. 507. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20992593

12. Навроцкий Б. А., Седова Н. Н. Поколение, которое помнит (молодежь города-героя Волгограда о сталинградской битве // Социология города. – 2018. – № 1. – С. 36–43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34956425  

13. Штурба Е. В., Астанина Л. В. Фальсификация истории как угроза национальной безопасности России // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2019. – Т. 11, № 2. – С. 125–133. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38505700

14. Андриянова Т. В. Историческая память студенческой молодежи региона и проблема ее фальсификации // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2018. – Т. 10, № 5-2. – С. 13–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36806943  

15. Жапуев З. А. Реинституционализация социальной памяти как фактор консолидации и восстановления социального иммунитета российского общества в условиях модернизации // Гуманитарий Юга России. – 2013. – № 1. – С. 139–149. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20458416  

16. Кумыков А. М. Конфигурация проявления социальной памяти в характеристиках отечественного исторического процесса // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 2. – С. 218–221. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19039918  

17. Linchenko A., Golovashina O. With tears upon our eyes?: Commemorations of victory day in the Great Patriotic War in the school practice in the soviet union and Russia // Journal of Social Science Education.  – 2019. – Vol. 18, Issue 1. – P. 56–80. DOI: https://doi.org/10.4119/jsse-912

18. Kasamara V., Sorokina A. Post-Soviet collective memory: Russian youths about Soviet past // Communist and Post-Communist Studies. – 2015. – Vol. 48, issue 2-3. – P. 137–145. DOI: https://doi.org/10.1016/j.postcomstud.2015.06.003

19. Стародубова О. Ю. Художественная литература как средство пропаганды военного прошлого в годы Великой Отечественной войны (методология проблемы) // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. – 2015. – № 2 (8). – С. 37–38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25441036

20. Базиева Г. Д. Историческая память в художественных текстах о Великой Отечественной войне // Вестник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. – 2018. – № 2 (37). – С. 87–91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35287505  

21. Панкратова Т. Б. Военная проза В. А. Курочкина // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. – 2017. – Т. 27, № 3. – С. 400–407. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29945589   

Дата публикации 31.12.2019