Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 3, С. 28–44
УДК: 
376.32

Исследование потребностей педагогических коллективов школ в условиях институционализации инклюзивного образования слепых и слабовидящих

Немирова Н. В. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Кантор В. З. 1 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герццена
Аннотация: 

Проблема и цель. В условиях происходящей диверсификации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе слепых и слабовидящих, принципиальное значение приобретает уяснение того, какое влияние институционализация инклюзивного образования оказывает на ключевые потребности педагогических коллективов школ, осуществляющих обучение таких детей.
Предпринятое в 2018 г. исследование и имело целью изучение иерархии и внутреннего содержания кадровых, компетентностных, методических и профессионально-коммуникационных потребностей педагогических коллективов школ, ведущих обучение детей с глубоким нарушением зрения в условиях выстраивания институционального баланса между дифференциацией и инклюзией.
Методология. В основу исследования был положен метод контент-анализа. Анализу подвергались тексты следующих документов, размещенных на сайтах 153 школ, в которых в инклюзивном или дифференцированном формате обучаются слепые и слабовидящие дети: стратегия развития учреждения, результаты самообследования, материалы родительских собраний. Предметом контент-анализа выступили потребности педагогических коллективов в привлечении новых специалистов, в повышении квалификации и в методическом сопровождении имеющихся сотрудников, а также в активизации их общения в профессиональной среде; единицами подсчета явились соответственно необходимое количество новых специалистов и их профиль, желательная тематика и продолжительность повышения квалификации имеющихся педагогических работников, искомые форматы их сопровождения и номенклатура вопросов, актуальных для профессионально-общественного обсуждения в тех или иных формах.
Результаты. Установлено, что в целом в качестве ведущих потребностей педагогических коллективов школ, осуществляющих обучение слепых и слабовидящих детей, выступают потребности в повышении квалификации и в методическом сопровождении деятельности имеющихся специалистов, доминирующие над потребностями в новых кадрах и в профессионально-общественной коммуникации.
При этом в содержательном плане потребность в повышении квалификации предстает, по материалам исследования, как запрос на создание ее персонифицированной модели, учитывающей цифровизацию образования и институционализацию инклюзии. Содержание потребности в методическом сопровождении детерминировано задачами реализации адаптированных образовательных программ, использования информационных и дистанционных технологий в обучении детей с глубоким нарушением зрения. Потребность в кадрах связана, наряду с переобучением действующих сотрудников, с привлечением профилированных специалистов – дефектологов, тьюторов и др. Наконец, потребность в профессионально-общественной коммуникации предстает как нуждаемость в сетевом партнерстве, кооперации и обмене опытом в решении методических вопросов обучения слепых и слабовидящих с опорой на различные формы совместных мероприятий для разных категорий педагогов.
При этом в ходе исследования выявлено, что иерархия потребностей педагогических коллективов и характер их сочетания различается в зависимости от реализуемого школой формата образования детей с нарушением зрения и опосредуется глубиной осознания коллективом специфической проблематики образования слепых и слабовидящих.
Педагогические коллективы школ, где такие дети обучаются именно инклюзивно, в меньшей степени испытывают потребность в методическом сопровождении своей деятельности и потребность в коммуникации с профессиональным сообществом, нежели педагогические коллективы специальных школ для слепых и слабовидящих детей, но, в то же время, как значительно более актуальную ощущают потребность в повышении квалификации сотрудников. У коллективов же тех школ, которые ведут обучение слепых и слабовидящих детей в формате интернальной инклюзии, более выраженной, чем у других, является потребность в новых специалистах.
Заключение. Проведенное исследование показало, что институционализация инклюзивного образования детей с глубоким нарушением зрения является фактором, с одной стороны, актуализирующим, а с другой – иерархизирующим потребности школьных коллективов в области кадрового, компетентностного, организационно-методического и профессионально-коммуникационного обеспечения их деятельности. При этом она, сочетаясь с установлением новых нормативно-методических требований к образованию слепых и слабовидящих, его цифровизацией, специфически опосредует содержание данных потребностей.

Ключевые слова: 

инклюзивное образование, слепые и слабовидящие, дети с глубоким нарушением зрения, педагогический коллектив, школа, потребность, кадры, повышение квалификации, методическое сопровождение, профессионально-общественная коммуникация.

URL WoS/RSCIhttps://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:43091308

Процентиль актуальности SciVal: 96.080 Inclusive Education | Special Educational Needs | Teacher Attitude

http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=RSCI&search_mode=G...

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85092642215&origin=...

Research on the needs of school teaching staff within the framework of institutionalization of inclusive education for the blind and visually impaired

Библиографическая ссылка:
Немирова Н. В., Кантор В. З. Исследование потребностей педагогических коллективов школ в условиях институционализации инклюзивного образования слепых и слабовидящих // Science for Education Today. – 2020. – № 3. – С. 28–44. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2003.02
Список литературы: 
  1. Aferdita A., Stankovska G. Attitudes of Teachers towards Inclusive Education// IOSR Journal of Humanities and Social Science. – 2019. – Vol. 24 (7). – P. 78–84. DOI: http://dx.doi.org/10.9790/0837-2407017884   
  2. Amor A. M., Hagiwara M., Shogren, K. A., Thompson J. R., Verdugo M. Á., Burke K. M., Aguayo  V.  International perspectives and trends in research on inclusive education: A systematic review // International Journal of Inclusive Education. – 2019. – Vol. 23(12). – P. 1277-1295. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13603116.2018.1445304  
  3. Barbosa A. J. G., Campos R. A Inclusive education in educational magazines: Content and bibliometric analysis// Revista Brasileira de Educacao Especial. – 2010. – Vol. 16 (3). – P. 479–494. DOI: http://dx.doi.org/10.1590/S1413-65382010000300011  
  4. Chrysostomou M., Symeonidou S. Education for disability equality through disabled people’s life stories and narratives: working and learning together in a school-based professional development programme for inclusion// European Journal of Special Needs Education. – 2017. – Vol. 32 (4). – P. 572–585. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/08856257.2017.1297574  
  5. Hemmings B., Woodcock S. Preservice teachers' views of inclusive education: A content analysis  // Australasian Journal of Special Education. – 2011. – Vol. 35 (2). – P. 103–116. DOI: http://dx.doi.org/10.1375/ajse.35.2.103  
  6. Kahan D., McKenzie T. L. School Websites: A Physical Education and Physical Activity Content Analysis // Journal of School Health. – 2019. – Vol. 90 (1). DOI: http://dx.doi.org/10.1111/josh.12851  
  7. Kantor V. Z. Nikulina G. V., Nikulina I. N. The Impact of the Institutional Learning Environments on the Development of Self-Attitude In Pupils With Vision Deficiency // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. – 2017. – Vol. 9 (10). – Р. 1912–1917. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=31045803  
  8.  Martínez S. S., Asorey M. F., Parrilla Á. Investigación Participativa con Jóvenes con Discapacidad Visual: Cuando los Relatos de Exclusión e Inclusión Salen a la Calle // Revista Internacional de Educacion para la Justicia Social. – 2019. – Vol. 8 (2). – P. 49–64. DOI: http://dx.doi.org/10.15366/riejs2019.8.2.003  
  9. Nilsen S. Inside but still on the outside? Teachers’ experiences with the inclusion of pupils with special educational needs in general education // International Journal of Inclusive Education. – 2018. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13603116.2018.1503348  
  10. Pino-Juste M., Criado del Rey J. Teacher motivation: Bibliometric and content analysis// International Journal of Educational Organization and Leadership. – 2016. – Vol. 23 (1). – P. 25–36. DOI: https://doi.org/10.18848/2329-1656/CGP/v23i01/25-36  
  11. Tristani L., Tomasone J., Gainforth H., Bassett-Gunter R. Taking Steps to Inclusion: A Content Analysis of a Resource Aimed to Support Teachers in Delivering Inclusive Physical Education // International Journal of Disability, Development and Education. – 2019. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1034912X.2019.1662890  
  12. Uzunboylu H., Özcan D. Teaching methods used in special education: A content analysis study // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. – 2019. – Vol.  7 (2). – P. 99–107. DOI: http://dx.doi.org/10.5937/IJCRSEE1902099U  
  13. Van Mieghem A., Verschueren K., Petry K., Struyf E. An analysis of research on inclusive education: a systematic search and meta review // International Journal of Inclusive Education. – 2020.  – Vol. 24 (6). – P. 675–689. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13603116.2018.1482012  
  14. Ананьев В. Л., Ахрем Г. В., Борисов В. И., Филипович Ф. М. Преодоление барьера зрительной депривации незрячими учащимися на уроках естественных и гуманитарных предметов: опыт специальной школы // Дефектология. – 2018. – № 6. – С. 53–62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36816647
  15. Беткер Л. М. Стажировка в подготовке педагогов к организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Югорского государственного университета. – 2017. – № 1–1. – С. 25–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28964142  
  16. Бирюкова Ю. С., Христолюбова Л. В. Реализация условий инклюзивного образования в образовательных организациях Свердловской области // Специальное образование. – 2018. – № 2. – С. 6–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35133398
  17. Возняк И. В. Развитие системы подготовки педагогов для инклюзивного образования детей в России // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2017. – №  2 (31). – С. 51–59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30395565
  18. Заиченко Н. А., Сапунова И. В. Гетерогенность и инклюзия в представлениях педагогов и руководителей образовательных организаций // Инклюзия в образовании. – 2018. – Т. 3, № 2. – С. 56–73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39247891  
  19. Максимова Е. В., Сафонова Н. М. Понимание текстов при аудиальном и визуальном восприятии слабовидящими обучающимися // Дефектология. – 2019. – №2. – С. 48–53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38235478  
  20. Малофеев Н. Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2018. – №190. – С. 8–15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36642685  
  21. Севрюкова А. А., Фазылова М. Ф. Внутриорганизационное обучение педагогов школы для осуществления инклюзивного образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2017. – № 1. – С. 5–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29904165
  22. Серебреникова Ю. В. Особенности готовности педагогов образовательных учреждений к осуществлению инклюзивного образования в Хабаровском крае // Специальное образование. – 2018. – № 1. – С. 55–63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32721177
  23. Шеманов А. Ю., Самсонова Е. В. Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24, № 6. – С. 38–46. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2019240604 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41478732
Дата публикации 30.06.2020