Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 1, С. 128–148
УДК: 
378.1

Особенности гендерных показателей цифровой грамотности студентов

Крылова Н. П. 1 (Череповец, Россия), Левашов Е. Н. 1 (Череповец, Россия)
1 Череповецкий государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема формирования цифровой грамотности студентов в условиях образовательной среды вуза.
Целью статьи является выявление особенностей гендерных показателей цифровой грамотности студентов.
Методология. Исследование основано на компетентностном и деятельностном подходах в условиях вузовской подготовки, а также на показателях цифровой грамотности, выявленных на Саммите G20 2017. На основе данных критериев авторами определены уровни гендерных показателей цифровой грамотности студентов. Авторами статьи на основе современных научных подходов обобщаются понятия «цифровая грамотность» и «цифровые компетенции». В ходе исследования проведен онлайн-опрос студентов, в нем приняли участие 190 студентов 1–4 курсов Череповецкого государственного университета, также использовался метод устного опроса преподавателей вуза (20 человек).
Результаты. В статье представлен обзор современных подходов к определению цифровой грамотности студентов, выявляются гендерные показатели и уровни цифровой грамотности студентов вуза. Авторами сформулировано содержание цифровых запросов современной образовательной среды, выявлены общие и отличительные характеристики цифровых компетенций, цифровых навыков, цифровой грамотности студентов, определены гендерные показатели и уровни цифровой грамотности опрошенных.
Заключение. Полученные результаты не выявили существенных гендерных различий в показателях цифровой грамотности; как у молодых людей, так и у девушек зафиксирован средний уровень цифровой грамотности. Авторами предложены рекомендации по развитию уровня цифровой грамотности.

Ключевые слова: 

цифровая грамотность; цифровые компетенции; цифровые навыки; образовательная среда; подготовка студентов вуза; уровень цифровой грамотности; гендерный аспект.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:42525590

Процентиль актуальности SciVal: 98.749 Technology Integration | Pre-service Teachers | IPAD

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85081246708&origin=...

Gender-specific indicators of university students' digital literacy

Библиографическая ссылка:
Крылова Н. П., Левашов Е. Н. Особенности гендерных показателей цифровой грамотности студентов // Science for Education Today. – 2020. – № 1. – С. 128–148. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2001.08
Список литературы: 
  1. Алиева Р. Р., Гузуева Э. Р., Эсмурзаева М. Х. Роль информационно-цифрового пространства в современном образовании // Известия Чеченского государственного университета. – 2019. – № 3. – С. 26–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38518158
  2. Банных Г. А. Использование интернет-технологий в университетском образовании: информационная компетентность и возможности её формирования у студентов и преподавателей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2016. – № 1. – С. 15–33. DOI: https://doi.org/10.17223/1998863X/33/2  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25948703
  3. Берман Н. Д. Цифровая компетентность и цифровое неформальное обучение студентов // International journal of advanced studies in education and sociology. – 2019. – № 1. – С. 4–8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38099145
  4. Борисова М. Н., Воронов М. П. Возникновение и становление компетентностного подхода в высшем образовании // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 3. – С. 5–12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26684300
  5. Буклин Е. Н. Реализация компетентностно-деятельностного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2016. – № 5. – С. 111–116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26088527  
  6. Волкова И. А., Петрова В. С. Формирование цифровых компетенций в профессиональном образовании // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2019. – № 1. – С. 17–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37113782
  7. Галустян О. В. Деятельностный и контекстный подходы к системе полифункционального контроля профессиональной подготовки компетентного специалиста // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. – 2016. – № 2. – С. 31–35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26124846
  8. Гилева Т. А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала // Вестник Уфимского государственного нефтяного технического университета. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. – 2019. – № 2. – С. 22–35. DOI: https://doi.org/10.17122/2541-8904-2019-2-28-22-35 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38507719
  9. Гончарук Н. П., Хромова Е. И. Интеграция педагогических и информационных технологий в образовательном процессе // Казанский педагогический журнал. – 2018. – № 4. – С. 32–37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35420940

10. Гужова И. В.  Культура сетевых коммуникаций цифрового поколения в контексте современных концепций цифровой грамотности (на материалах онлайновой фокус-группы со студентами) // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2019. – № 1. – С. 30–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38568276

11. Долгих Е. А., Першина Т. А. Статистическое изучение цифровых компетенций студентов // E-management. – 2019. – Т. 2, № 3. – С. 64–72. DOI: https://doi.org/10.26425/2658-3445-2019-3-64-72 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41216640

12. Дюмина С. В. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению в системе высшего образования как условие развития профессиональной компетентности обучающихся // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: лингвистика и педагогика. – 2019. – Т. 9, № 1. – С. 136–142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37156280

13. Евтихов О. В. Актуальность и противоречия внедрения компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. – 2016. – № 3. – С. 76–81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26737961

14. Ершова Т. В., Зива С. В. Ключевые компетенции для цифровой экономики // Информационное общество. – 2018. – № 3. – С. 4–20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36422773

15. Ефремова Г. М., Мороз О. Н., Нитяго И. В. Проблемы формирования компетенций цифровой экономики // Актуальные вопросы образования. – 2018. – № 2. – С. 55–60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35584531

16. Зеркина Н. Н., Желтякова М. В. Цифровая грамотность как социально-образовательная проблема // Образование и наука в современном мире. Инновации. – 2018. – № 2. – С. 18–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32466136&

17. Каюмов О. Р. О границах применимости компетентностного подхода в высшем образовании // Высшее образование в России. – 2016. – № 4. – С. 150–155. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25867214

18. Лихачева О. Н. Особенности компетентностного подхода в условиях модернизации российского высшего образования // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды Кубанского государственного технологического университета». – 2016. – № 2. – С. 266–271. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25625386

19. Матвеева Е. П., Кощеева Е. С. К вопросу о подготовке бакалавров к цифровизации образования // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 7. – С. 22–29. DOI: https://doi.org/10.26170/po19-07-03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39523724

20. Мычка С. Ю., Шаталов М. А. Проблемы внедрения компетентностного подхода в системе высшего образования // Аграрное образование и наука. – 2016. – № 5. – С. 56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28351326

21. Одарич И. Н., Гаврилова М. И. Компетентностный подход в системе высшего образования // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6, № 1. – С. 133–136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28921927

22. Синева Н. Л., Вагин Д. Ю., Исламова Г. И. Исследование тенденций, технологий и моделей развития цифровых навыков // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – № 4. – С. 1124–1146. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39212157

23. Сорокина Н. И., Степанов Р. И., Попова Э. Ю. Формирование цифровых компетенций у современной молодежи: проблемы, опыт перспективы // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 6. – С. 24–29. DOI: https://doi.org/10.26170/po19-06-03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38514668

24. Таланов С. Л. Влияние социальных сетей на успеваемость студентов // Социально-политические исследования. – 2019. – № 3. – С. 87–105. DOI: https://doi.org/10.24411/2658-428X-2019-10514  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41123218

25. Хромов С. С., Каменева Н. А. Modern approach to digital literacy development in education // Открытое образование. – 2016. – Т. 20, № 1. – С. 60–65. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-1-60-65 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26419373

26. Шорникова Н. Ю. Формирование необходимых компетенций у студентов – будущих работников цифрового общества // Проблемы современного образования. – 2019. – № 3. – С. 59–64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38522815

27. Fernandez-Mellizo M., Manzano D. Analyzing differences in digital competence of Spanish students // Papers. – 2018. – Vol. 103 (2). – P. 175–198. DOI: http://dx.doi.org/10.5565/rev/papers.2369  

28. Gibson P. F., Smith S.  Digital literacies: preparing pupils and students for their information journey in the twenty-first century // Information and learning sciences. – 2018. – Vol. 119 (12). – P. 733–742. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/ILS-07-2018-0059  

29. Guzman-Simon F., Garcia-Jimenez E., Lopez-Cobo I. Undergraduate students’ perspectives on digital competence and academic literacy in a Spanish University // Computers in human behavior. – 2017. – Vol. 74. – P. 196–204. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2017.04.040   

30. Kim K. T. The structural relationship among digital literacy, learning strategies, and core competencies among South Korean college students // Educational sciences: theory and practice. – 2019. – Vol. 19 (2). – P. 3–21. DOI: http://dx.doi.org/0.12738/estp.2019.2.001

31. Lofthus L., Silseth K. Students choosing digital sources: studying students’ information literacy in group work with tablets // E-learning and digital media. – 2019. – Vol. 19 (2). – P. 284–300. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/2042753019835882  

32. Nowak B. M. The development of digital competence of students of teacher training studies – Polish casus // International journal of higher education. – 2019. – Vol. 8 (6). – P. 262–266. DOI: http://dx.doi.org/10.5430/ijhe.v8n6p262  

33. Porat E., Blau I., Barak A. Measuring digital literacies: junior high-school students’ perceived competencies versus actual performance // Computers and education. – 2018. – Vol. 126. – P. 23–36. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2018.06.030  

34. Siddiq F., Gochyyev P., Wilson M. Learning in digital networks – ICT literacy: a novel assessment of students’ 21st century skills // Computers and education. – 2017. – Vol. 109. – P. 11–37. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2017.01.014  

35. Techataweewan W., Prasertsin U. Development of digital literacy indicators for Thai undergraduate students using mixed method research // Kasetsart journal of social sciences. – 2018. – Vol. 39 (2). – P. 215–221. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.kjss.2017.07.001  

36. Tetep S. A. Students’ digital media literacy: effects on social character // International journal of recent technology and engineering. – 2019. – Vol. 8 (2), Special Issue 9. – P. 394–399. DOI: http://dx.doi.org/10.35940/ijrte.B1091.0982S919

Дата публикации 29.02.2020