Феномен социальной информации в образовании: современные практики исследования (обзор)
Проблема и цель. В статье представлено исследование проблемы формирования личности в современных условиях развития информационного общества. Цель статьи – определить содержательные характеристики феномена социальной информации в образовании с позиции современных практик исследования российского и зарубежного сообщества.
Методология. Основу исследования составляет философская методология; в исследовании применены общенаучные методы теоретического познания, методы системного анализа, сравнения и обобщения зарубежных и российских исследований по проблеме формирования личности в современных условиях развития информационного общества.
Результаты. Определены основные подходы к пониманию и определению развивающейся в настоящее время социальной информации. Выявлены особенности феномена социальной информации в ситуации информационной перенасыщенности, оказывающей существенное влияние на познавательные возможности личности. Раскрываются представления о специфике современной научной коммуникации, развитии открытой образовательной практики, открытых университетов, интернализации образования на основе интегрированных производственных систем, мультимедиа-технологий обработки информации, интегрированных информационно-телекоммуникационных систем. Построение таких интегрированных систем и технологий в значительной мере обобщается принципом открытых систем. Выявляется специфика виртуализации в современной образовательной практике как опосредованной компьютерными технологиями образовательной коммуникации. Выявляется влияние данного процесса на ценностные ориентации личности, в первую очередь на ценности образования. Подчеркивается высокое значение фундаментальности в образовании, формирования с необходимостью целостно-эволюционного мышления человека.
Заключение. В заключении обобщаются содержательные характеристики феномена социальной информации в образовании для формирования личности в современных условиях развития информационного общества.
феномен социальной информации; развитие информационного общества; ценности информационного развития; формирование личности; образование; информация в образовании; влияние информации; усвоение информации.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:41586633
Процентиль актуальности SciVal: 99.383 Gamification | Game Design | Game-Based Learning
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85079523227&origin=...
The phenomenon of social information in education: Modern research practices (a critical review)
- Beltramo J. L. Developing adaptive teaching practices through participation in cogenerative dialogues // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 63. – P. 326–337. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.01.007
- Bradbury N. A. Attention span during lectures: 8 seconds, 10 minutes, or more? // Advances in Physiology Education. – 2016. – Vol. 40 (4). – P. 509–513. DOI: http://doi.org/10.1152/advan.00109.2016
- Brooks R. Higher education mobilities: A cross-national European comparison // Geoforum. – 2018. – Vol. 93. – P. 87–96. DOI: https://doi.org/10.1016/j.geoforum.2018.05.009
- Chai Ch. S., Koh E., Lim Ch. P., Tsai Ch.-Ch. Deepening ICT integration through multilevel design of Technological Pedagogical Content Knowledge // Journal of Computers in Education. – 2014. – Vol. 1 (1). – P. 1–17. DOI: http://doi.org/10.1007/s40692-014-0002-1 -
- Chou T.-L., Wu J.-J., Tsai C.-C. Research Trends and Features of Critical Thinking Studies in E-Learning Environments // Journal of Educational Computing Research. – 2019. – Vol. 57 (4). – P. 1038–1077. DOI: https://doi.org/10.1177/0735633118774350
- Dichev Ch., Dicheva D. Gamifying education: what is known, what is believed and what remains uncertain: a critical review // International journal of educational technology in higher education. – 2017. – Vol. 14. – P. 9. DOI: http://doi.org/10.1186/s41239-017-0042-5
- Faiella F., Ricciardi M. Gamification and learning: a review of issues and research // Journal of e-Learning and Knowledge Society. – 2015. – Vol. 11 (3). – P. 13–21. DOI: https://doi.org/10.20368/1971-8829/1072
- Hamada M., Hassan M. An Interactive Learning Environment for In-formation and Communication Theory // Eurasia Journal of Mathematics Science and Technology Education. – 2017. – Vol. 13 (1). – P. 35–59. DOI https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00603a
- Harley J. M., Poitras E. G., Jarrell A., Duffy M. C., Lajoie S. P. Comparing virtual and location-based augmented reality mobile learning: emotions and learning outcomes // Educational Technology Research and Development. – 2016. – Vol. 64 (3). – P. 359–388. DOI: https://doi.org/10.1007/s11423-015-9420-7
- Hill V., Knutzen K. B. Virtual world global collaboration: an educational quest // Information and Learning Science. – 2017. – Vol. 118 (9/10). – P. 547–565. DOI: https://doi.org/10.1108/ILS-02-2017-0010
- Husen T., Tuijnman A. The contribution of formal schooling to the in-crease in intellectual capital // Educational Researcher. – 1991. – Vol. 20 (7). – P. 17–25. DOI: https://doi.org/10.3102/0013189X020007017
- Ifenthaler D., Adcock A. B., Erlandson B. E. Challenges for Education in a Connected World: Digital Learning, Data Rich Environments, and Computer-Based Assessment // Technology, Knowledge and Learning. – 2014. – Vol. 19 (1–2), – P. 121–126. DOI: http://doi.org/10.1007/s10758-014-9228-2
- Jules T. D. Mature regionalism’ and the genesis of ‘functional projects’: ‘educational regionalism’ in small (and micro-states) // Globalisation, Societies and Education. – 2017. – Vol. 15 (4). – P. 482–498. DOI: https://doi.org/10.1080/14767724.2016.1264289
- Kaatrakoski H., Littlejohn A., Hood N. Learning challenges in higher education: an analysis of contradictions within Open Educational Practice // Higher Education. – 2017. – Vol. 74 (4). – P. 599–615. DOI: http://doi.org/10.1007/s10734-016-0067-z
- Kelly P., Koates H., Naylor R. Leading Online Education from Participation to Success // Educational Studies. – 2016. – № 3. – P. 34–58. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-3-34-58
- Koh J. H. L., Chai C. S., Benjamin W. Technological Pedagogical Content Knowledge (TPACK) and Design Thinking: A Framework to Support ICT Lesson Design for 21st Century Learning // Asia-Pacific Education Researcher. – 2015. – Vol. 24 (3). – P. 535–543. DOI: http://doi.org/10.1007/s40299-015-0237-2
- Leidner D. E. Globalization, culture, and information: Towards global knowledge transparency // Journal of Strategic Information Systems. – 2010. – Vol. 19 (2). – P. 69–77. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsis.2010.02.006
- Lomonosova N. V., Zolkina A. V. Digital learning resources: Enhancing efficiency within blended higher education // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 6. – С. 121–137. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1806.08 https://elibrary.ru/item.asp?id=36655296
- Manz E. Understanding the codevelopment of modeling practice and ecological knowledge // Science Education. – 2012. – Vol. 96 (6). – P. 1071–1105. DOI: http://doi.org/10.1002/sce.21030
- McVey M. Changing spaces of education: New perspectives on the nature of learning // International Review of Education. – 2013. – Vol. 59 (6). – P. 805–807. DOI: http://doi.org/10.1007/s11159-013-9394-9
- Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Philosophical interpretation of knowledge and information: Knowledge value and information diversity in modern communication // XLinguae. – 2018. – Vol. 11 (3). – P. 176–184. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.03.17
- Scanlon E. Technology enhanced learning in science: interactions, affordances and design based research // Journal of Interactive Media in Education. – 2010. – № 2. – P. Art. 8. DOI: http://doi.org/10.5334/2010-8
- Sedova K. A case study of a transition to dialogic teaching as a process of gradual change // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 67. – P. 278–290. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.06.018
- Shields R. Reconsidering regionalisation in global higher education: student mobility spaces of the European Higher Education Area // Compare: A Journal of Comparative and International Education. – 2016. – Vol. 46 (1). – P. 5–23. DOI: https://doi.org/10.1080/03057925.2014.884348
- Šmajs J. The philosophical conception of a constitution for the Earth // Human Affairs. – 2015. – Vol. 25, Issue 3. – P. 342–361. DOI: http://dx.doi.org/10.1515/humaff-2015-0028
- Su C. The effects of students' learning anxiety and motivation on the learning achievement in the activity theory based gamified learning environment // Eurasia Journal of mathematics, science and technology education. – 2017. – Vol. 13 (5). – P. 1229–1258. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00669a
- Wohlin C., Šmite D., Brede Moe N. A general theory of software engineering: balancing human, social and organizational capitals // Journal of Systems and Software. – 2015. – Vol. 109. – P. 229–242. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jss.2015.08.009
- Yonezawa A., Horta H., Osawa A. Mobility, formation and development of the academic profession in science, technology, engineering and mathematics in East and South East Asia // Comparative Education. – 2016. – Vol. 52 (1). – P. 44–61. DOI: https://doi.org/10.1080/03050068.2015.1125617
- Аникина Н. В., Иванова И. А., Гордина С. В. Информационная культура личности как интегральный показатель уровня развития индивида в системе непрерывного образования // Интеграция образования. – 2012. – № 4. – С. 108−113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18353928
- Антонова Ю. В. Генезис феномена информационной культуры // Человеческий капитал. – 2019. – № 1. – С. 9–19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36709878
- Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Айзман Р. И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. – 2019. – № 5. – С. 48–70. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1905.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41271740
- Балабанов П. И., Басалаева О. Г. Особенности процессов коммуникации в науке, культуре и обществе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – № 32. – С. 127–132. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24169657
- Вакин В. А. Информация как механизм управления социальной организацией // Вестник экономики, права и социологии. – 2014. – № 3. – С. 186–190. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22120460
- Васенина Е. А., Петухова М. В., Соболева Е. В. Организация познавательной деятельности учащихся при изучении информатики в условиях информационной образовательной среды // Вестник педагогических инноваций. – 2018. – № 1. – С. 115–126. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32695144
- Вербицкая Н. О., До Б., Мазуркова А. А. Ценностные трансформации в процессах непрерывного образования в условиях цифровой цивилизации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2018. – № 2. – С. 44–50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35003394
- Гижа А. В. Информация в сложных системах // Философская мысль. – 2018. –№ 6. – С. 53–65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35144741
- Гильмутдинова Н. А. Социально-философский смысл феномена информации // Вестник Ульяновского государственного технического университета. – 2015. – № 1. – С. 24–28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23715196
- Гриншкун В. В. Определение подходов к комплексному исследованию информационной образовательной среды в системах общего, профессионального и дополнительного образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2019. – № 1. – С. 12–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37197615
- Гриншкун В. В. Проблемы и пути эффективного использования технологий информатизации в образовании // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2018. – № 2. – С. 34–47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32833382
- Гриншкун В. В., Краснова Г. А. Виртуальные университеты: факторы успеха и перспективы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2018. – Т. 15, № 1. – С. 7–17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32615370
- Демина М. Г. Концепт «общество знания» в реальности наблюдателей второго порядка // Ценности и смыслы. – 2018. – № 3. – С. 117–129. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35303101
- Журавлева Н. Н., Петрушкевич М. А. Школьный медиа-холдинг как инновационная форма управления информационным пространством образовательной организации // Вестник педагогических инноваций. – 2017. – № 2. – С. 10–16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29326968
- Заец А. А. Информация как социальный феномен // Социально-гуманитарные знания. – 2016. – № 2. – С. 344–349. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26318337
- Казанова Н. В., Хлипун В. В. Осмысление феномена информации в трудах основоположников информатики: взгляд через полвека // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. – 2015. – № 10. – С. 26–29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25112746
- Матвеева Н. С. Сетевое пространство и профессиональное образование // Вестник педагогических инноваций. – 2015. – № 4. – С. 50–53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25085276
- Панина С. И. Дети как носители социальной информации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2007. – № 3. – С. 25–29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9613728
- Протченко А. Н. Образование в информатизации социума // Интеграция образования. − 2014. − № 3. − С. 77−82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22297401
- Прохоров А. В. Модели университета в условиях глобализации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 3. – С. 56–66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21190043
- Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Знаниевая парадигма в общественном развитии: основные концепции // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3. – С. 55–62. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1503.05 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23565664
- Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Образование общества знания: специфика современного развития: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 196 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24960634
- Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания // Science for Education Today. – 2019. – № 2. – С. 52–66. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38191464
- Пушкарёва Е. А. Философский анализ интеграции образования и науки: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 195 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24174773
- Пушкарёва Е. А. Ценностные основания современного взаимодействия образования и науки: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 172 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24960640
- Русакова С. П. Развитие критического мышления с использованием веб-ресурса learningapps.org на уроках информатики // Вестник педагогических инноваций. – 2017. – № 4. – С. 93–100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32268692
- Рыбин В. А., Денискин С. А. Феномен и понятие информации: опыт интерпретации на примере систем природы и культуры // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2017. – № 1. – С. 5–13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29205136
- Санакуев Н. Г. Процессуально-деятельностный характер коммуникации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2015. – № 2. – С. 133–142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24212945
- Сковиков А.Г., Ускова Е. О. Предпосылки и перспективы полипрофильного образования в эпоху цифровой экономики // Вестник педагогических инноваций. – 2018. – № 2. – С. 12–20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35223293
- Сидоркина В. М., Полутина Н. С. Трансформация ценности образования в виртуальном обществе // Интеграция образования. – 2014. – № 4. – С. 124–128. DOI: http://doi.org/10.15507/Inted.077.018.201404.124 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22748980
- Соболева Е. В. Особенности проектирования цифрового образовательного пространства на основе применения игровой технологии // Science for Education Today. – 2019. – № 4. – С. 107–123. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.07 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39256957
- Труфанова Е. О. Информационное перенасыщение: ключевые проблемы // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2019. – № 1. – С. 4–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41213222
- Трофимов В. М. Что есть точное знание и как оно обеспечивается в когнитивных процессах // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4. – С. 141–157. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1804.09 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35605575
- Храпова В. А. Текст в эпоху информационного общества (становление новой парадигмы) // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – 2008. – № 11. – С. 97–103. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21610532
- Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Перебейнос А. Е., Сиврикова Н. В. Личностные ценности подростков малого и большого города и риски в процессе их формирования // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 2. – С. 215–233. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.15 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38191475
- Шуб М. Л. Социальная, коллективная и культурная память: новый подход к определению смысловых границ понятий // Обсерватория культуры. – 2017. – Т. 14, № 1. – С. 4–11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29037229
- Юдалевич Н. В. Информационный мусор как феномен современного общества // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2016. – № 2. – С. 119–122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26128191