Особенности интеграции научно-образовательных практик России и Китая в приграничье: социокультурный аспект
2 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Проблема и цель. Авторы анализируют социокультурные механизмы приграничного взаимодействия России и Китая в контексте формирования современного международного научно-образовательного пространства. Целью статьи становится выявление специфики интеграционного взаимодействия научно-образовательных практик в социокультурном пространстве российско-китайского приграничья и установление оснований по использованию его потенциала в практике соразвития образовательных систем России и Китая.
Методология. Материал исследования представлен трудами российских и зарубежных авторов по изучению социокультурной специфики образовательного сотрудничества, партнерскими соглашениями и договорами в области научно-образовательного сотрудничества, а также аутентичными источниками по исследуемой проблематике, входящими в международные научные базы данных. Авторами статьи также использованы результаты личных полевых исследований (2015-2019 гг.), реализованных на приграничных территориях северо-восточного Китая. Исследование базируется на принципах философской рефлексии и диалога культур, а также методе компаративистики как важнейшем направлении современной философии. Основными подходами к предмету исследования стали социокультурный, культурфилософский и культурно-семиотический. Частично задействованы кластерный и глонакалистический подходы как задел для дальнейших перспектив исследования.
Результаты. В ходе определения специфики интеграции научно-образовательных практик двух видов образовательных систем, принадлежащих разным культурно-цивилизационным типам, авторами были проанализированы процессы взаимодействия России и Китая в области науки и образования в условиях приграничья. В статье приведен конкретный кейс региональной пары Забайкальский край, РФ – регион Дунбэй (Северо-Восточный Китай), КНР. Рассмотрены основные формы и определены тенденции приграничного российско-китайского образовательного сотрудничества. В контексте выделения факторов, осложняющих интеграцию научно-
образовательных практик в приграничье, установлены социокультурные основания и обоснована значимость участия в этих процессах университетов как основных акторов научно-образовательного сотрудничества и проводников научно-образовательных практик в приграничье. В итоге, определена специфика приграничной интеграции научно-образовательных практик России и Китая с акцентом на необходимости ее институализации в качестве новой, актуальной времени и пространству, форме – научно-образовательном кластере.
Заключение. Обобщая результаты комплексного компаративистского анализа процессов научно-образовательного российско-китайского приграничного взаимодействия авторы определяют его социокультурную специфику и выделяют основания по использованию его потенциала в практике соразвития образовательных систем России и Китая.
международное научно-образовательное пространство; приграничный университет; российско-китайское сотрудничество; научно-образовательные практики; социокультурная специфика; приграничный научно-образовательный кластер.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:42772191
Процентиль актуальности SciVal: 93.945 Transnational Education | Internationalization Process | Student Mobility
http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=RSCI&search_mode=G...
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85085898936&origin=...
- Yang R. Benefits and challenges of the international mobility of researchers: the Chinese experience // Globalisation, Societies and Education. – 2020. – Vol. 18 (1). – P. 53–65. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/14767724.2019.1690730
- Tight M. Globalization and internationalization as frameworks for higher education research // Research Papers in Education. – 2019. – P. 1–23. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02671522.2019.1633560
- Морозова В. С. Восточный вектор России в социокультурном пространстве приграничного взаимодействия Российская Федерация – Китайская Народная Республика: интеграция, соразвитие или диалог? // Российско-китайские исследования. – 2017. – № 1. – С. 63–71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36407820
- Ma W., Yue Y. Internationalization for quality in Chinese research universities: student perspectives // Higher education. – 2015. – Vol. 70. – P. 217–234. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10734-015-9899-1
- Liu H., Metcalfe A. S. Internationalizing Chinese higher education: a glonacal analysis of local layers and conditions // Higher education. – 2016. – Vol. 71. – P. 399–413. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10734-015-9912-8
- McMahon P. C., Zou Y. Thirty Years of Reform and Opening Up: Teaching International Relations in China // PS: Political Science and Politics. – 2011. – Vol. 44 (1). – P. 115–121. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/s1049096510002003
- Wang L. Internationalization with Chinese Characteristics // Chinese education and society. – 2014. – Vol. 47 (1). – P. 7–26. DOI: http://dx.doi.org/10.2753/CED1061-1932470101
- Hong M. A comparative study of the internationalization of higher education policy in Australia and China (2008–2015) // Studies in Higher Education. – 2020. – Vol. 45 (4). – P. 768–779. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03075079.2018.1553154
- Zhenzhou Z., Postiglione G. A. Making globalization work for Chinese higher education by building bridges between internationalization and multiculturalism // Asian Ethnicity. – 2008. – Vol. 9 (2). – P. 133–150. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/14631360802042057
- Hou A. Y. Quality in cross-border higher education and challenges for the internationalization of national quality assurance agencies in the Asia-Pacific region: the Taiwanese experience // Studies in Higher Education. – 2014. – Vol. 39 (1). – P. 135–152. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03075079.2011.646258
- Yousaf S., Fan X., Laber F. Branding China through the internationalization of higher education sector: an international students’ perspective from China // Journal of Marketing for Higher Education. – 2020. – P. 1–19. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/08841241.2019.1710890
- Li J., Xiaohong T. A Global experiment in the internationalization of Chinese universities: models, experiences, policies and prospects of the Confucius Institutes’ First Decade // Chinese Education & Society. – 2016. – Vol. 49 (6). – P. 411–424. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10611932.2016.1262682
- Zhu X., Li J. Conceptualizing the ontology of higher education with Chinese characteristics // Educational Philosophy and Theory. – 2018. – Vol. 50 (12). – P. 1144–1156. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00131857.2018.1504707
- Гурулева Т. Л. Совместные образовательные программы России и Китая: состояние и проблемы реализации // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27, № 12. – P. 108–123. DOI: http://dx.doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-93-103 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36590311
- Медяник Е. И. Совместный университет как инструмент реализации национальных интересов России и Китая // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2017. – Т., 12, № 1. – С. 7–23. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1996-7845-2017-01-7 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29303723
- Танатова Д. К., Погосян В. Г., Королев И. В. Обучение китайских студентов в российских университетах: мотивация и демотивация // Социологические исследования – 2019. – №. 5. – С. 150–157. DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250004969-8 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38174943
- Bray M., Borevskaya N. Financing education in transitional societies: lessons from Russia and China // Comparative education. – 2001. – Vol. 37 (3). – P. 345–365. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03050060120067820
- Khisamutdinov А. А. Russian Higher Education in China // Russian Education & Society. – 2016. – Vol. 58 (7–8). – P. 471–490. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10609393.2016.1298370
- Peters M. A. China’s belt and road initiative: Reshaping global higher education // Educational Philosophy and Theory. – 2020. – Vol. 52 (6). – P. 1–7. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00131857.2019.1615174
- Wilson J. L. Soft Power: A Comparison of Discourse and Practice in Russia and China // Europe-Asia Studies. – 2015. – Vol. 67 (8). – P. 1171–1202. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09668136.2015.1078108
- Bie D., Yi M. The context of higher education development and policy response in China // Studies in Higher Education. – 2014. – Vol. 39 (8). – P. 1499–1510. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03075079.2014.949545
- Капишникова В. А., Морозова В. С. Забайкальский государственный университет в процессах межрегионального культурного и научно-образовательного приграничного сотрудничества РФ-КНР // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. – 2015. – № 16–2. – С. 60–66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23300920
- Morozova V. S., Dubrovskaya K. S. Scientific-educational cluster as a way of forming innovation-focused partnership in Russian-Chinese co-development: potential, priorities and development vector in the sociocultural medium of borderland // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2016. – Vol. 9 (11). – P. 2575–2580. DOI: https://doi.org/10.17516/1997-1370-2016-9-11-2575-2580 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27311235
- Kireev A. A. China in Russia, Russia in China: ethnic aspect of migration between the two countries in the past and present // Asian Ethnicity. – 2016. – Vol. 17 (1). – P. 67–89. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/14631369.2015.1086090
- Aoyama R. “One Belt, One Road”: China’s New Global Strategy // Journal of Contemporary East Asia Studies. – 2016. – Vol. 5 (2). – P. 3–22. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/24761028.2016.11869094