Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 2, С. 124–137
УДК: 
37.022

Оценка целенаправленности применения современных ИКТ студентами вузов в образовательном процессе

Васильева Л. Н. 1 (Чебоксары, Россия), Володина Е. В. 1 (Чебоксары, Россия), Ильина И. И. 1 (Чебоксары, Россия), Андреев В. В. 1 (Чебоксары, Россия)
1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследована проблема эффективного применения инфокоммуникационных технологий (ИКТ) студентами в образовательном процессе вуза.
Цель исследования – оценка целенаправленности применения современных ИКТ студентами в образовательном процессе вуза.
Методология. Разработана анкета, содержащая 11 вопросов. Опрошены 150 студентов разных курсов обучения бакалавриата и магистратуры. С применением системного и синергетического подходов выполнены анализ и обобщение ответов опрошенных студентов.
Результаты. Авторы обобщили опыт использования ИКТ в образовательном процессе и выявили, что результативность и эффективность их применения низкая. С точки зрения студентов предназначение ИКТ состоит в возможности скачать файлы и быстро, без глубокой переработки и без больших затрат времени, создать на их основе реферат, найти ответы на вопросы на зачёте и экзамене, озвучить их и почти сразу забыть, так как при необходимости эту информацию легко найти повторно в виртуальном пространстве. Установлено отсутствие целенаправленной трансформации характера взаимодействия «студент – ИКТ» по мере перехода студентов на более старшие курсы. Авторы обосновали необходимость обучения студентов целенаправленному применению современных ИКТ для повышения эффективности и результативности образовательного процесса.
Заключение. Авторами сделан вывод, что большая часть студентов испытывает затруднения в целенаправленном применении современных ИКТ в учебном процессе.

Ключевые слова: 

трансформация высшего образования; цифровые технологии; применение ИКТ в высшем образовании; бакалавриат; магистратура; технические направления подготовки; эффективность ИКТ в образовательном процессе.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:42772188

Процентиль актуальности SciVal: 68.890 Learning Management System | Information and Communication Technology | Digital Literacy

http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=RSCI&search_mode=G...

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85085874104&origin=...

Use of information and communication technologies (ICT) by university students: Evaluating the effectiveness for learning purposes

Библиографическая ссылка:
Васильева Л. Н., Володина Е. В., Ильина И. И., Андреев В. В. Оценка целенаправленности применения современных ИКТ студентами вузов в образовательном процессе // Science for Education Today. – 2020. – № 2. – С. 124–137. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2002.08
Список литературы: 
  1. Picatoste J., Pérez-Ortiz L., Ruesga-Benito S. M. A new educational pattern in response to new technologies and sustainable development. Enlightening ICT skills for youth employability in the European Union // Telematics and Informatics. – 2018. – Vol. 35 (4). – P. 1031–1038. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tele.2017.09.014
  2. Бакунович М. Ф., Станкевич Н. Л. Самоконтроль как базовый элемент профессиональной компетентности будущих IТ-специалистов // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 4.  – С. 681–695. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.093.022.201804.681-695  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36546001  
  3. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б., Яковлева О. В. ИКТ-инструменты профессиональной деятельности педагога: сравнительный анализ российского и европейского опыта // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 1. – С. 25‒45. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.090.022.201801.025-045  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32612728  
  4. Elphick M. The Impact of Embedded iPad Use on Student Perceptions of Their Digital Capabilities // Education Sciences. – 2018. – Vol. 8 (3). – P. 102. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci8030102
  5. Frydenberg M., Andone D. Enhancing and transforming global learning communities with augmented reality // Journal of Information Systems Education. – 2018. – Vol. 29 (1). – P. 37–44. URL: http://jise.org/Volume29/n1/JISEv29n1p37.html
  6. Opriş I., Costinaş S., Ionescu C. S., Gogoaşe Nistoran D. E. Step-by-step augmented reality in power engineering education // Computer Applications in Engineering Education. – 2018. – Vol.  26 (5). – P. 1590–1602. DOI: https://doi.org/10.1002/cae.21969
  7. Alfalah S. F. M. Perceptions toward adopting virtual reality as a teaching aid in information technology // Education and Information Technologies. – 2018. – Vol. 23 (6). – P. 2633–2653. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-018-9734-2
  8. Abu-Al-Aish A., Love S. Factors influencing students’ acceptance of m-learning: An investigation in higher education // The International Review of Research in Open and Distance Learning. – 2013. – Vol. 14 (5). – P. 82–107. DOI: https://doi.org/10.19173/irrodl.v14i5.1631
  9. Apuke O. D., Iyendo T. O. University students’ usage of the internet resources for research and learning: forms of access and perceptions of utility // Heliyon. – 2018. – Vol. 4 (12). – e01052. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2018.e01052
  10. Shepherd C. E., Bolliger D. U., Dousay T. A., Persichitte K. Preparing Teachers for Online Instruction with a Graduate Certificate Program // TechTrends. – 2016. – Vol. 60. – P. 41–47. DOI: https://doi.org/10.1007/s11528-015-0015-2
  11. Nejkovic V., Tosic M. Exploring factors for effective use of online information in SPOC within the engineering education // Computer Applications in Engineering Education. – 2018. – Vol.  26  (5). – P. 1457–1469. DOI: https://doi.org/10.1002/cae.21991
  12. Ortega-Sánchez D., Gómez-Trigueros I. M. Massive Open Online Courses in the Initial Training of Social Science Teachers: Experiences, Methodological Conceptions, and Technological Use for Sustainable Development // Sustainability. – 2019. – Vol. 11 (3). – P. 578. DOI: https://doi.org/10.3390/su11030578
  13. Roumell E. A. L., Bolliger D. U. Experiences of Faculty with Doctoral Student Supervision in Programs Delivered via Distance // The Journal of Continuing Higher Education. – 2017. – Vol.  65  (2). – P. 82–93. DOI: https://doi.org/10.1080/07377363.2017.1320179
  14. McCallin A., Nayar S. Postgraduate research supervision: A critical review of current practice // Teaching in Higher Education. – 2012. – Vol. 17 (1). – P. 63–74. DOI: https://doi.org/10.1080/13562517.2011.590979
  15. Gardener S. K. Conceptualizing success in doctoral education: Perspectives of faculty in seven disciplines // The Review of Higher Education. – 2009. – Vol. 32 (3). – P. 383–406. DOI: https://doi.org/10.1353/rhe.0.0075
  16. Андреев В. В., Гибадулин Р. Я., Проданов Г., Жданов Р. И. Институт перспективных исследований – новая форма подготовки педагогических кадров высшей квалификации в России  // Интеграция образования. – 2017. – Т. 21, № 4. – С. 623–636. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.089.021.201704.623-636  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30682925  
  17. Горбунов В. И., Евдокимова О. К., Римонди Д., Андреев В. В. Формирование трансдисциплинарных знаний у студентов технических направлений вузов // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 1. – С. 172–187. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1901.11  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38165991  
  18. Chai C. S., Koh J. H. L. Changing teachers’ TPACK and design beliefs through the Scaffolded TPACK Lesson Design Model (STLDM) // Learning: Research and Practice. – 2017. – Vol.  3  (2).  – P. 114–129. DOI: https://doi.org/10.1080/23735082.2017.1360506
  19. Willermark S. Technological Pedagogical and Content Knowledge: A Review of Empirical Studies Published From 2011 to 2016 // Journal of Educational Computing Research. – 2018. – Vol.  56  (3).  – P. 315–343. DOI: https://doi.org/10.1177/0735633117713114
  20. Harlen W. Inquiry-based learning in science and mathematics // Review of Science Mathematics and ICT Education. – 2013. – Vol. 7 (2). – P. 9–33. URL: http://grissh.gr/article/55213320d36a369b19000022
  21. Venkatesh V., Morris M. G., Davis G. B., Davis F. D. User acceptance of information technology: Toward a unified view // MIS Quarterly. – 2003. – Vol. 27 (3). – P. 425–478. DOI: https://doi.org/10.2307/30036540
  22. Hsu Y.-C. Exploring the Learning Motivation and Effectiveness of Applying Virtual Reality to High School Mathematics // Universal Journal of Educational Research. – 2020. – Vol. 8 (2). – P.  438–444. DOI: https://doi.org/10.13189/ujer.2020.080214
  23. Cohen A., Soffer T. Academic Instruction in a Digital World: The Virtual TAU Case // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 177. – P. 9–16. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.322
  24. Waghid Z., Waghid F. Examining Digital Technology for (Higher) Education through Action Research and Critical Discourse Analysis // South African Journal of Higher Education. – 2016. – Vol. 30 (1). – P. 265–284. DOI: https://doi.org/10.20853/30-1-562
  25. Akbar M. Digital Technology Shaping Teaching Practices in Higher Education // Frontiers in ICT.  – 2016. – Vol. 3. Article 1. DOI: https://doi.org/10.3389/fict.2016.00001
Дата публикации 30.04.2020