Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 1, С. 149–173
УДК: 
371.134+004(07)

Развитие экологического мышления и навыка бережливого производства в курсе мобильной робототехники

Соболева Е. В. 1 (Киров, Россия), Исупова Н. И. 1 (Киров, Россия), Караулова Л. В. 2 (Киров, Россия), Ниматулаев​ М. М. 3 (Москва, Россия)
1 Вятский государственный университет
2 Кировский государственный медицинский университет
3 Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема формирования инновационного мышления учащихся в сфере информационных технологий. Цель работы – выявить особенности развития экологического мышления и навыка бережливого производства в курсе мобильной робототехники.
Методология. Методология основывается на анализе и обобщении научно-исследовательских работ, значимость которых в области цифровой трансформации общества, мобильного обучения, образовательной робототехники, применения программных средств для развития мышления, признана научным сообществом. Для работы были использованы теоретические и практические методы психолого-педагогического исследования. Педагогический эксперимент представлен на примере оценки сформированности качеств и умений личности, составляющих основу экологического мышления как востребованной компетенции будущего.
Результаты. Обоснована важность уточнения понятий «экологическое мышление», «бережливое производство» именно в контексте применения мобильной робототехники для различных отраслей цифровой экономики как основы подготовки востребованных специалистов. Исследованы особенности применения средств мобильных технологий для повышения эффективности обучения в цифровой школе, поддержки профессиональной ориентации молодёжи, заключающиеся в раскрытии организационной, методической и технической составляющей деятельности наставника. Выделен основной фактор, определяющий возможности применения ресурсов мобильной робототехники, для поддержки условий формирования экологического мышления и ресурсосбережения как основы внедрения инноваций и ответа вызовам автоматизации, глобализации, конкурентоспособности. Особенности развития экологического мышления и навыка бережливого производства раскрываются авторами на примере разработки «умных» проектных решений, которые соответствуют вызовам глобальной цифровой трансформации.
Заключение. Обобщаются особенности формирования экологического мышления и навыка бережливого производства в ходе разработки мобильного автоматизированного устройства при организации творческой, межотраслевой, познавательной исследовательской деятельности учащихся для подготовки высококвалифицированных специалистов профессий будущего «новой» промышленности.

Ключевые слова: 

мобильные приложения; обучение; цифровые технологии; роботизированные системы; межотраслевая коммуникация; повышение производительности; ресурсосбережение; надпрофессиональные компетенции.

URL WoS/RSCIhttps://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:42525591

Процентиль актуальности SciVal: 99.498 Education For Sustainability | Higher Education Institutions | Sustainability Science and Engineering

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85081260083&origin=...

Development of environmental thinking and lean manufacturing skills in the course of mobile robotics

Библиографическая ссылка:
Соболева Е. В., Исупова Н. И., Караулова Л. В., Ниматулаев​ М. М. Развитие экологического мышления и навыка бережливого производства в курсе мобильной робототехники // Science for Education Today. – 2020. – № 1. – С. 149–173. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2001.09
Список литературы: 
  1. Arís N., Orcos L. Educational robotics in the stage of secondary education: Empirical study on motivation and STEM skills // Education Sciences. – 2019. – Vol. 9 (2). – Pp. 73. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci9020073
  2. Afari E., Khine M. S. Robotics as an educational tool: Impact of lego mindstorms // International Journal of Information and Education Technology. – 2017. – Vol. 7 (6). – Pp. 437–442. DOI: http://doi.org/10.18178/ijiet.2017.7.6.908
  3. Agranovich M. Educational Resources: Saturation or Satiety? // Educational Studies Moscow. – 2019. – Vol. 4. – Pp. 254–275. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-254-275
  4. Allabouche K., Diouri O., Gaga A., El Amrani, El Idrissi, N. Mobile phones' social impacts on sustainable human development: case studies, Morocco and Italy // Entrepreneurship and Sustainability Issues. – 2016. – Vol. 4 (1). – Pp. 64–73. DOI: https://doi.org/10.9770/jesi.2016.4.1(6)
  5. Bazylev D., Marguna A., Zimenkoa K., Kremleva A., Rukujzhaa E. Participation in robotics competition as motivation for learning // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 152. – Pp. 835–840. DOI:  https://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.09.330
  6. de Corte E. Learning Design: Creating Powerful Learning Environments for Self-Regulation Skills // Educational Studies Moscow. – 2019. – Vol. 4. – Pp. 30–46. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-30-46
  7. Fritsch M., Wyrwich M. Regional Emergence of Start-Ups in Information Technologies: The Role of Knowledge, Skills and Opportunities // Foresight and STI Governance. – 2019. – Vol. 13 (2). – Pp. 62–71. DOI: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.2.62.71
  8. Gault F. User Innovation in the Digital Economy // Foresight and STI Governance. – 2019. – Vol. 13 (3). – Pp. 6–12. DOI: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.3.6.12
  9. Gilmanshina, S. I., Sagitova, R. N., Gilmanshin, I. R. Science Education: Development of Environmental Thinking // European research studies journal XXI. – 2018. – Vol. 21 (3). – pp. 690–704. DOI: https://doi.org/10.35808/ersj/1093

10. Janelli M. E-Learning in Theory, Practice, and Research // Educational Studies Moscow. – 2018. – no. 4. – pp. 81–98. – DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-4-81-98

11. Jelatu S., Kurniawan Y., Kurnila V. S., Mandur K., Jundu R. Collaboration TPS learning model and m-learning based on android for understanding of trigonometry concepts with different cognitive style // International Journal of Instruction. – 2019. – Vol. 12 (4). – Pp. 545–560. DOI: https://doi.org/10.29333/iji.2019.12435a

12. Hamada M., Hassan M. An Interactive Learning Environment for Information and Communication Theory // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2017. – Vol. 13 (1). – Pp. 35–59. https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00603a

13. Hamid S., Ijab M., Sulaiman H., Anwar R. & Norman A. Social media for environmental sustainability awareness in higher education // International Journal of Sustainability in Higher Education. – 2017. – Vol. 18 (4). – Pp. 474–491. DOI: https://doi.org/10.1108/IJSHE-01-2015-0010 

14. Haşıloğlu M. A., Keleş P. U., Aydın S. Examining environmental awareness of students from 6th, 7th and 8th classes with respect to several variables: “sample of Agri city” // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2011. – Vol. 28. – Pp. 1053–1060. DOI: http://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.11.191

15. Hill V., Knutzen K. B. Virtual world global collaboration: an educational quest // Information and Learning Science. – 2017. – Vol. 118 (9/10). – Pp. 547–565. DOI: https://doi.org/10.1108/ILS-02-2017-0010

16. Kandlhofer M., Steinbauer G. Evaluating the impact of educational robotics on pupils’ technical- and social-skills and science related attitudes // Robotics and Autonomous Systems. – 2016. – Vol. 75. Pp. 679–685. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.robot.2015.09.007

17. Karakozov S. D., Ryzhova N. I. Information and education systems in the context of digitalization of education // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. – 2019. – Vol. 12 (9). – Pp. 1635–1647. DOI: https://doi.org/10.17516/1997-1370-0485

18. Kim C., Kim D., Yuan J., Hill R. B., Doshi P., Thai C. N. Robotics to promote elementary education pre-service teacher’s STEM engagement, learning and teaching // Computers and Education.2015. – Vol. 91. – Pp. 14–31. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2015.08.005

19. Kuzminov Ya., Sorokin P., Froumin I. Generic and Specific Skills as Components of Human Capital: New Challenges for Education Theory and Practice // Foresight and STI Governance. – 2019. – Vol. 13 (2). – Pp. 19–41. DOI: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.2.19.41

20. Lavrinenko A., Shmatko N. Twenty-First Century Skills in Finance: Prospects for a Profound Job Transformation // Foresight and STI Governance. – 2019. – Vol. 13 (2). – Pp. 42–51. DOI: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.2.42.51

21. Mora-Luis C. E., Martin-Gutierrez J. The Change of Educational Processes, Learning and Teaching in Engineering Education // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2020. – Vol. 16 (3). – em1828. DOI: https://doi.org/10.29333/ejmste/116034

22. Ozogul G., Miller C. F., Reisslein M. School Fieldtrip To Engineering Workshop: Pre-, Post-, And Delayed-Post Effects on student perceptions by age, gender, and ethnicity // European Journal of Engineering Education. – 2019. – Vol. 44 (5). – Pp. 745–768. DOI: http://doi.org/10.1080/03043797.2018.1518408

23. Otto S., Kaiser F. G. Ecological behavior across the lifespan: Why environmentalism increases as people grow older // Journal of Environmental Psychology. – 2014. – Vol. 40. – Pp. 331–338. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jenvp.2014.08.004

24. Perig A. V. Didactic student-friendly approaches to more effective teaching of the fundamentals of scientific research in a digital era of scientometrics // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2018. – Vol. 14 (12). – em1632. DOI: https://doi.org/10.29333/ejmste/97188

25. Ralph M., Stubbs W. Integrating environmental sustainability into universities // Higher Education. – 2014. – Vol. 67. – Pp. 71–90. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-013-9641-9

26. Rejeb A., Keogh J. G., Treiblmaier H. Leveraging the internet of things and blockchain technology in supply chain management // Future Internet. – 2019. – Vol. 11 (7). – Pp. 161. DOI: https://doi.org/10.3390/fi11070161

27. Skurikhina J. A., Valeeva R. A., Khodakova N. P., Maystrovich E. V. Forming research competence and engineering thinking of school students by means of educational robotics // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2018. – Vol. 14 (12). – em1639. DOI: https://doi.org/10.29333/ejmste/97827  

28. Soboleva E. V., Karavaev N. L., Shalaginova N. V., Perevozchikova M. S. Improvement of the Robotics Cross-Cutting Course for Training of Specialists in Professions of the Future // European Journal of Contemporary Education. – 2018. – Vol. 7 (4). – Pp. 845–857. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2018.4.845

29. Subheesh N. P., Sethy S. S. Learning through Assessment and Feedback Practices: A Critical Review of Engineering Education Settings // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2020. – Vol. 16 (3). – em1829. DOI: https://doi.org/10.29333/ejmste/114157

30. Taneja H., Webster J. G., Malthouse E. C., Ksiazek T. Media consumption across platforms: Identifying user-defined repertoires // New Media & Society. – 2012. – Vol. 14 (6). – Pp. 951–968. DOI: https://doi.org/10.1177/1461444811436146

31. Tocháček D., Lapeš J., Fuglík V. Developing Technological Knowledge and Programming Skills of Secondary Schools Students through the Educational Robotics Projects // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 217. – Pp. 377–381. DOI: http://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.02.107 

32. Turbak F. Improving App Inventor usability via conversion between blocks and text // Journal of Visual Languages & Computing. – 2014. – Vol. 25 (6). – Pp. 1042–1043. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jvlc.2014.10.005

33. Wilmer H. H., Chein J. M. Mobile technology habits: patterns of association among device usage, intertemporal preference, impulse control, and reward sensitivity // Psychonomic Bulletin & Review. – 2016. – Vol. 23. – Pp. 1607–1614. DOI: https://doi.org/10.3758/s13423-016-1011-z

34. Zafoschnig A. Smart ideas for engineers – the impact of emerging technologies on modern engineering education // Higher Education in Russia. – 2018. – Vol. 27 (6). – Pp. 66–70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35161096

35. Zsóka A., Szerényi Z. M., Széchy A., Kocsis T. Greening due to environmental education? Environmental knowledge, attitudes, consumer behavior and everyday pro-environmental activities of Hungarian high school and university students // Journal of Cleaner Production. – 2013. – Vol. 48. – Pp. 126–138. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2012.11.030 

36. Асламова Е. А., Кривов М. В., Асламова В. С. Экспертная система агрегированной оценки уровня промышленной безопасности // Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. – 2018. – № 44. – С. 84–92. DOI: https://doi.org/10.17223/19988605/44/9  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36273535  

37. Данилина Е. К. Контроль сформированности иноязычных письменно-речевых умений при помощи мобильных приложений: теоретико-методическая модель // Научный диалог. – 2018. – №. 3. – С. 253–266. DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-3-253-266 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32717170

38. Варшавская Е. Я., Котырло Е. С. Выпускники инженерно-технических и экономических специальностей: между спросом и предложением // Вопросы образования. – 2019. – № 2. – C. 98–128. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-98-128 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38246974

39. Иванченко Д. А. Управление мобильными технологиями в информационном пространстве современного вуза // Высшее образование в России. – 2014. – №. 7. – C. 93–100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21735261

40. Осипова С. И., Гафурова Н. В., Рудницкий Э. А. Формирование Soft skills в условиях социально общественных практик студентов при реализации образовательной программы в идеологии Международной инициативы CDIO // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 4. – С. 91–101. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.4.8 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39544349

41. Перелет Р. А. Экологические аспекты цифровой экономики // Мир новой экономики. – 2018. – № 4. – pp. 39–45. DOI: https://doi.org/10.26794/2220-6469-2018-12-4-39-45 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36510532

42. Соболева Е. В., Перевозчикова М. С. Особенности подготовки будущих учителей к разработке и применению мобильных игровых приложений с обучающим контентом // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 5. – С. 428–440. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.5.30 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41266933

43. Филатова М. Н., Шейнбаум В. С., Щедровицкий П. Г. Онтология компетенции «умение работать в команде» и подходы к её развитию в инженерном вузе // Высшее образование в России. – 2018. – № 6. – С. 71–82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35161097

44. Чуйкова Л. Ю. Размышления о роли информации в информационной модели природы // Астраханский вестник экологического образования. – 2018. – №. 1. – С. 20–25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32453058

Дата публикации 29.02.2020