Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 4, С. 189–201
УДК: 
316.72+37

Воспитательный потенциал литературного жанра фэнтези для современной подростковой культуры

Карлова О. А. 1 (Красноярск, Россия), Копцева Н. П. 1 (Красноярск, Россия), Резникова К. В. 1 (Красноярск, Россия), Ситникова А. А. 1 (Красноярск, Россия)
1 Сибирский федеральный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В конце XX – начале XXI веков наблюдается рост популярности в культуре произведений в жанре фэнтези, об этом свидетельствует высокий читательский спрос на книги Дж. К. Роулинг, Дж. Р. Р. Толкина, К. Льюиса и др., а также большое количество экранизаций произведений этих авторов. Произведения в этом жанре изначально ориентированы на детей младшего школьного возраста и подростков, но одинаково привлекают читателей самых разных возрастных групп. Исследовательская проблема связана с тем, чтобы объяснить причины массового увлечения подростковой литературой в современной культуре, а также понять причины отсутствия литературы в жанре фэнтези в школьной образовательной программе, несмотря на его популярность у школьников.
Цель – определить воспитательный потенциал литературного жанра фэнтези для современной подростковой культуры.
Методология. В исследовании применены метод теоретического анализа и обобщения результатов существующих исследований в области фэнтези; метод смыслового структурирования; метод смыслового синтеза. В качестве материала исследования выступают произведения жанра фэнтези Дж. К. Роулинг, Дж. Р. Р. Толкина, К. Льюиса и др.
Результаты. На основании проведенного исследования установлено, что основной причиной популярности литературы в жанре фэнтези у разновозрастной читательской аудитории является то, что такая литература представляет собой современные нео-религиозные тексты, отвечающие за восстановление связи всего со всем, как это и было в синкретичном древнем мифе. Произведения в жанре фэнтези адресованы подросткам, но в культуре рубежа XX–XXI веков подросток становится идеальным актором, так как находится в ситуации выбора и в состоянии готовности к изменениям, поэтому подростковое сознание становится свойственным большинству людей.
Причины игнорирования фэнтези со стороны образовательной системы достаточно разнообразны:: понимание фэнетзи как средства эскапизма, причины инфантилизма и виртуального бунтарства;, как альтернативной формы институционализированной религии; сильная экономическая составляющая популярности фэнтези. Но при этом ущемляется и явно положительный образовательный потенциал фэнтези – ярко выраженная креативная функция, способствующая переходу от роли читателя к роли писателя.
Заключение. Основной воспитательный потенциал литературного жанра фэнтези для современной подростковой культуры заключен в том, что фэнтези оказывает мощное влияние на духовное образование, на формирование личности подростка, являясь альтернативой институционализированной религии, помогая найти смысл и цель жизни; фэнтези привлекает читателей к науке; усиливает туристическую привлекательность за счет волшебной составляющей места; фэнтези способствуют развитию креативност у подростков, побуждая читателей к собственному творчеству.

Ключевые слова: 

фэнтези; школьная образовательная программа; внеклассное чтение; подростковая культура; взросление; Толкин; Роулинг.

Процентиль актуальности SciVal: 63.081 Roald Dahl | Child Reader | Lewis Carroll

http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=RSCI&search_mode=G...

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85092301217&origin=...

The educational potential of the fantasy genre for modern teenage culture

Библиографическая ссылка:
Карлова О. А., Копцева Н. П., Резникова К. В., Ситникова А. А. Воспитательный потенциал литературного жанра фэнтези для современной подростковой культуры // Science for Education Today. – 2020. – № 4. – С. 189–201. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2004.12
Список литературы: 
  1. Menadue C. B., Jacups S. Who Reads Science Fiction and Fantasy, and How Do They Feel About Science? Preliminary Findings From an Online Survey // SAGE Open. – 2018. – Vol. 8 (2). – P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1177/2158244018780946
  2. Lovell J. Fairytale authenticity: historic city tourism, Harry Potter, medievalism and the magical gaze // Journal of Heritage Tourism. – 2019. – Vol. 14 (5–6). – P. 448–465. DOI: https://doi.org/10.1080/1743873X.2019.1588282
  3. Kibbe M. M., Kreisky M., Weisberg D. S. Young children distinguish between different unrealistic fictional genres // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. – 2018. – Vol. 12 (2). – P. 228–235. DOI: https://doi.org/10.1037/aca0000115
  4. Hsu Ch.-T., Jacobs A. M., Citron F. M. M., Conrad M. The emotion potential of words and passages in reading Harry Potter – an fMRI study // Brain and language. – 2015. – Vol. 142. – P. 96–114. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bandl.2015.01.011
  5. Robinson C. L. The Namework of Ursula K. Le Guin // Names. – 2018. – Vol. 66 (3). – P. 125–134. DOI: https://doi.org/10.1080/00277738.2017.1415541
  6. Wilcox B., Brown B. L., Baker-Smemoe W., Morrison T. G. Tolkien’s Phonoprint in Character Names Throughout His Invented Languages // Names. – 2018. – Vol. 66 (3). – P. 135–143. DOI: https://doi.org/10.1080/00277738.2017.1415544
  7. Eberhardt M. Gendered representations through speech: The case of the Harry Potter series // Language and Literature. – 2017. – Vol. 26 (3). – P. 227–246. DOI: https://doi.org/10.1177/0963947017701851
  8. Odriozola J. M. J. R. R. Tolkien: The philosophical basis of sub-creative words // Logos (United States). – 2019. – Vol. 22 (3). – P. 105–129. DOI: https://doi.org/10.1353/log.2019.0023
  9. Pons A. L. Escape and consolation: Narrative voice and metafiction in the Harry Potter series // Atlantis. – 2019. – Vol. 41 (1). – P. 125–141. DOI: https://doi.org/10.28914/Atlantis-2019-41.1.07

10. Adamiak M. "The king was pregnant": Androgyny and the masculine norm in the literary experiment of Ursula K. Le Guin // Avant. – 2017. – Vol. 8 (3). – P. 77–92. DOI: https://doi.org/10.26913/80302017.0112.0003

11. Kraatila E. Conspicuous fabrications Speculative fiction as a tool for confronting the post-truth discourse // Narrative Inquiry. – 2019. – Vol. 29 (2). – P. 418–433. DOI: https://doi.org/10.1075/ni.19016.kra

12. Seymour J. “Friends? Always”: The Power of Male Friendship in Harry Potter and the Cursed Child // Journal of Popular Culture. – 2019. – Vol. 52 (2). – P. 259–276. DOI: https://doi.org/10.1111/jpcu.12774

13. Simonson M. The Arboreal Foundations of Stewardship in J. R. R. Tolkien's The Silmarillion // English Studies in Africa. – 2017. – Vol. 60 (2). – P. 12–22. DOI: https://doi.org/10.1080/00138398.2017.1406735

14. Apostolides A., Meylahn J.-A. The lived theology of the Harry Potter series // HTS Teologiese Studies / Theological Studies. – 2014. – Vol. 70 (1). – P. 2713. DOI: https://doi.org/10.4102/hts.v70i1.2713

15. Juričková M. "What punishments of God are not gifts?" the meaning of suffering in Tolkien's life and work // Ars Aeterna. – 2018. – Vol. 10 (2). – P. 41–51. DOI: https://doi.org/10.1515/aa-2018-0011

16. Lavinsky D. Tolkien’s Old English Exodus and the Problematics of Allegory // Neophilologus. – 2017. – Vol. 101 (2). – P. 305–319. DOI: https://doi.org/10.1007/s11061-016-9511-7

17. Inloes A. Muhammad Abd al-Rahman (Phillip) Barker: Bridging cultural divides through fantasy/science-fiction role-playing games and fictional religion // Muslim World. – 2018. – Vol. 108 (3). – P. 387–418. DOI: https://doi.org/10.1111/muwo.12225

18. Robertson B. J. From Fantasy to Franchise: Dragonlance and the Privatization of Genre // Extrapolation. – 2017. – Vol. 58 (2–3). – P. 129–152. DOI: https://doi.org/10.3828/extr.2017.9

19. Wilkins K. ‘A crowd at your back’: fantasy fandom and small press // Media International Australia. – 2018. – Vol. 170 (1). – Р. 115–125. DOI: https://doi.org/10.1177/1329878X17743524

20. Guttfeld D. Fans and franchises: The evolution of factors influencing polish translations of speculative fiction // Przekladaniec. – 2018. – Vol. 37. – Р. 143–155. DOI: https://doi.org/10.4467/16891864PC.18.017.9559

21. Varughese E. D. Post-millennial “Indian Fantasy” fiction in English and the question of mythology: Writing beyond the “usual suspects” // Journal of Commonwealth Literature. – 2019. – Vol. 54 (3). – Р. 460–474. DOI: https://doi.org/10.1177/0021989417738282

22. Zheng P., Callaghan V. How Chinese SMEs Innovate Using ‘Diegetic Innovation Templating’ – The stimulating role of Sci-Fi and fantasy // Futures. – 2018. – Vol. 95. – P. 98–117. DOI: https://doi.org/10.1016/j.futures.2017.10.005

23. Bina O., Mateus S., Pereira L., Caffa A. The future imagined: exploring fiction as a mean of reflecting on Today’s Grand Societal challenges and tomorrow’s options // Futures. – 2017. – Vol. 86. – P. 166–184. DOI: https://doi.org/10.1016/j.futures.2016.05.009

24. Boerman-Cornell W., Klanderman D., Schut A. Using Harry Potter to Bridge Higher Dimensionality in Mathematics and High-Interest Literature // Journal of Adolescent and Adult Literacy. – 2017. – Vol. 60 (4). – P. 425–432. DOI: https://doi.org/10.1002/jaal.597

25. Waysdorf A., Reijnders S. Immersion, authenticity and the theme park as social space: Experiencing the Wizarding World of Harry Potter // International Journal of Cultural Studies. – 2018. – Vol. 21 (2). – P. 173–188. DOI: https://doi.org/10.1177/1367877916674751

 

Дата публикации 31.08.2020