Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 4, С. 44–60
УДК: 
378:37.04

Профессионализация личности студента в период обучения в вузе: этапы развития профессиональной направленности

Буянова Г. В. 1 (Пермь, Россия), Гитман Е. К. 2 (Пермь, Россия), Попова Т. В. 1 (Пермь, Россия), Долматова Н. С. 1 (Пермь, Россия)
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. Д.Н. Прянишникова
2 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлен анализ проблемы профессионального становления личности студента в период вузовской подготовки. Целью статьи является выявление этапов развития профессиональной направленности в совокупности ее структурных компонентов и их соотнесение со стадиями профессионализации личности студента в период обучения в вузе.
Методология. Исследование носит теоретический характер и включает анализ, сравнение и обобщение отечественных и зарубежных научных трудов по проблеме профессиональной направленности. Методологической основой исследования выбран системный подход, позволяющий представить профессиональную направленность во взаимосвязи ее структурных компонентов.
Результаты. В ходе исследования авторы обобщили точки зрения отечественных и зарубежных ученых на предмет понимания сути и роли профессиональной направленности в процессе профессионализации личности; выделили основные структурные компоненты профессиональной направленности (ценностный, мотивационный, когнитивно-рефлексивный); выявили этапы (уровни) развития профессиональной направленности и стадии формирования ее структурных компонентов; проанализировали, с психологической и педагогической точек зрения, стадии профессионального становления в период вузовской подготовки. Результатом исследования является разработка и обоснование алгоритма поэтапного развития профессиональной направленности в период обучения в вузе. Каждый уровень развития профессиональной направленности раскрывается через соответствующие этапы формирования ее структурных компонентов и соотносится с определенной стадией профессионального становления личности студента, курсом. Описание этапов дополнено общими рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса.
Заключение. Выявлено, что развитие профессиональной направленности у студентов – это закономерный и многоуровневый процесс, включающий в себя формирование ценностного, мотивационного и когнитивно-рефлексивного компонентов, которые, в свою очередь, также имеют свою логику развития. Эффективность профессионализации личности студента на каждой стадии профессионального становления в период вузовской подготовки обеспечивается соблюдением последовательности этапов развития профессиональной направленности в совокупности ее структурных компонентов.

Ключевые слова: 

профессионализация; стадии профессионального становления; профессиональная направленность; структура профессиональной направленности; ценностный компонент; мотивационный компонент; когнитивно-рефлексивный компонент; этапы развития профессиональной направленности.

URL WoS/RSCIhttps://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:43933903

Процентиль актуальности SciVal: 99.370 Pedagogical Support | Educational Process | Professional Competence

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85092316484&origin=...

Formation of students' professional identity during university years: Stages of developing professional commitment

Библиографическая ссылка:
Буянова Г. В., Гитман Е. К., Попова Т. В., Долматова Н. С. Профессионализация личности студента в период обучения в вузе: этапы развития профессиональной направленности // Science for Education Today. – 2020. – № 4. – С. 44–60. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2004.03
Список литературы: 
  1. Сыманюк Э. Э., Печеркина А. А., Закревская О. В. Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 6. – С. 192–202. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.16 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41652639
  2. Абрамов Р. А., Пронина И. В., Халатенкова Е. Ю. Повышение профессиональной востребованности выпускников вузов // Образование и наука. – 2016. – № 10. – С. 91–106. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-10-91-106 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27538845
  3. Shnarbekova M. The Motivations Behind Educational and Professional Choices of Kazakhstani Youth (Based on the Results of Sociological Studies) // Russian Education & Society. – 2018. – Vol. 60 (4). – P. 370–380. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10609393.2018.1473700 
  4. Jackson D. Re-conceptualising graduate employability: the importance of pre-professional identity // Higher Education Research & Development. – 2016. – Vol. 35 (5). – P. 925–939. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07294360.2016.1139551
  5. Trede F., Macklin R., Bridges D. Professional identity development: a review of the higher education literature // Studies in Higher Education. – 2012. – Vol. 37 (3). – P. 365–384. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03075079.2010.521237
  6. Zauwiyah A., Anantharaman R. N., Hishamuddin I. Students' Motivation, Perceived Environment and Professional Commitment: an Application of Astin's College Impact Model // Accounting Education. – 2012. – Vol. 21 (2). – P. 187–208. DOI: https://doi.org/10.1080/09639284.2011.603472
  7. Буянова Г. В. Основные направления воспитательной деятельности в системе современного высшего образования // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 1. – С. 37–50. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.1.3 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36996140
  8. Коваленок Т. П., Крыжановская И. В. Типы профессиональной направленности и познавательные интересы студентов // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2010. – № 2. – С. 41–50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15260603
  9. Загайнов И. А., Блинова М. Л. Профессиональная направленность личности обучающихся // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 4. – С. 54–56. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2017.4.12 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29035263

10. Fors J.-O. Development of professional commitment among students in social work education // Journal ofSocial Work Education. – 2017. – Vol. 36 (5). – P. 529–541. DOI: https://doi.org/10.1080/02615479.2016.1221065

11. Bedenko N. N., Bakhtigulova L. B., Klychkov K. Y., Kaftan V. V., Oborsky A. Y., Brega G. V., Poliakova I. V. Formation of students’ motivational readiness for their future professional activities // Opcion. – 2019. – Vol. 35 (19). – P. 2337–2365. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41713071

12. Blackley S., Luzeckyj A., King Sh. Re-valuing higher education: learning(s) and teaching(s) in contested spaces // Higher Education Research & Development. – 2020. – Vol. 39 (1). – P. 1–12. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07294360.2020.1689604

13. Bridgstock R., Jackson D. Strategic institutional approaches to graduate employability: navigating meanings, measurements and what really matters // Journal of Higher Education Policy and Management. – 2019. – Vol. 41 (5). – P. 468–484. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1360080X.2019.1646378

14. Helens-Hart R. Appreciative coaching for student academic and professional development // Communication Teacher. – 2018. – Vol. 32 (4). – P. 220–224. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/17404622.2018.1459758

15. Duchatelet D. Donche V. Fostering self-efficacy and self-regulation in higher education: a matter of autonomy support or academic motivation? // Higher Education Research & Development. – 2019. – Vol. 38 (4). – P. 733–747. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07294360.2019.1581143

16. Подлеснов А. А. Профессиональная направленность личности как интегральный мотивационно-динамический компонент подготовки кадров высшей квалификации // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 21. – С. 261–264. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23049653

17. Толочек В. А. Профессиональная карьера: линейно-стадиальный и стадиально-процессуальный подходы // Известия саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2019. – Т. 8, № 2. – С. 120–131. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-120-131 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39209010

18. Поваренков Ю. П. Структурно-уровневый подход к периодизации профессионального становления личности // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 6. – С. 212–219. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30798398

19. Kahu E. R. Framing student engagement in higher education // Studies in Higher Education. – 2013. – Vol. 38 (5). – P. 758–773. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2011.598505

20. Розенфельд А. С., Рямова К. А. Некоторые аспекты социально-педагогической адаптации студентов первокурсников к образовательной среде вуза // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 6. – С. 200–205. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35266299

21. Филимонова Е. А. Проблема адаптации студентов к будущей профессии в рамках реализации образовательных программ // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2017. – № 2. – С. 136–141. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29356578

22. Фортыгина С. Н., Павлова Л. Н. Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7, № 6. – С. 26–36. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1706.02 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30794026

Дата публикации 31.08.2020