Специфика социализации детей в традиционной культуре бурят
2 Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
Проблема и цель. Статья посвящена проблеме социализации детей в традиционной культуре бурят. Цель статьи – раскрыть специфику социализации детей в традиционной культуре бурят через выявление ценностей воспитания и механизмов социализации ребенка, которые оказывали значительное влияние на становление человека.
Методология. Традиции родовой культуры служили идеалами воспитания, где основополагающим принципом являлось ценностное отношение к ребенку. На основе теоретического анализа данных по этнографии бурят определялись специфика и механизмы социализации детей в традиционной культуре. Применение сравнительно-сопоставительного анализа позволило выявить сходства и различия в определении возрастных границ детства и традиций воспитания у монголоязычных народов. Метод моделирования позволил конкретизировать данные эмпирического исследования и обосновать возрастную периодизацию детства у бурят.
Результаты. Выявлено, что основная среда социализации индивида на этапе детства – семья или семейно-родственная группа. Проведен анализ практики и механизмов социализации детей на основе обрядово-ритуальных действий, обеспечивающих переход ребенка на новый этап взросления. Обозначена система традиционных ценностей воспитания у бурят, определяющих поведенческие модели, осмысление своего «Я» в системе социальных отношений, раннее включение в трудовую деятельность. Разработана модель возрастной периодизации детства у бурят.
Заключение. Истоки ценностного отношения к детству были встроены в систему жизнеобеспечения традиционного общества бурят. В системе ценностей воспитания выделяется ответственность родителей перед семейно-родовым коллективом в становлении личности ребенка. Многодетность поддерживается верой в перерождение души, принятия особой миссии появления ребенка, обычая передачи детей бездетным родственникам. Механизмами социализации в кочевом сообществе выступают возрастные инициации и переходные обряды, раннее приобщение к труду, гендерная дифференциация.
традиционная культура; ценности воспитания; возрастные инициации; социализация; обряды перехода; традиции семьи.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:43933913
Процентиль актуальности SciVal: 67.043 Chiefdoms | Slavica | Germanic Tribes
http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=RSCI&search_mode=G...
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85092327919&origin=...
The specifics of children's socialization in the traditional Buryat culture
- Orlandi R., Capelin P., Garcia R., Oliveira A. Education and Ethnic-Racial Relations: Altering Encounters between University and Community // Open Journal of Social Sciences. – 2018. – Vol. 6 (12). – P. 76–87. DOI: https://doi.org/10.4236/jss.2018.612008
- Zhang J. Educational diversity and ethnic cultural heritage in the process of globalization // International Journal of Anthropology and Ethnology. – 2019. – Vol. 3. – Article No: 7. DOI: https://doi.org/10.1186/s41257-019-0022-x
- Petrikova A., Kuprina T., Beketova A., Mishenkova M. Intercultural aspects of concept «tolerance» and facilities of creating tolerant academic environment // XLinguae. – 2017. – Vol. 10 (4). – Р. 287–303. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2017.10.04.24
- Beketova A. P., Kuprina T. V., Petrikova A. Development of students’ in-tercultural communicative tolerance in the university multilingual educational environment. // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 2. – С. 108–124. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-108-124 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32561584
- Jules T. D. Mature regionalism’ and the genesis of ‘functional projects’: ‘educational regionalism’ in small (and micro-states) // Globalisation, Societies and Education. – 2017. – Vol. 15 (4). – P. 482–498. DOI: https://doi.org/10.1080/14767724.2016.1264289
- Lianaki-Dedouli I., Plouin J. Bridging anticipation skills and intercultural competences as a meansto reinforce the capacity of global citizens for learning to learn together // Futures. – 2017. – Vol. 94. – P. 45–58. DOI: https://doi.org/10.1016/j.futures.2017.03.001
- Колокольцев М. М. Этнопедагогический компонент физического воспитания школьников // Образование и наука. – 2017. – Т. 19, № 3. – С. 156–170. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-156-170 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28908723
- McElligott R. “Boys indifferent to the manly sports of their race”: nationalism and children’s sport in Ireland, 1880–1920 // Irish Studies Review. – 2019. – Vol. 27 (3). – P. 344–361. DOI: https://doi.org/10.1080/09670882.2019.1584977
- Morales M. P. Exploring indigenous game-based physics activities in pre-service physics teachers' conceptual change and transformation of epistemic beliefs // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2017 – Vol. 13 (5). – P. 1377–1409. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00676a
- Williams J. ‘I didn’t even know that there was such a thing as aboriginal games’: a figurational account of how Indigenous students experience physical education // Sport, Education and Society. – 2018. – Vol. 23 (5). – P. 426–474. DOI: https://doi.org/10.1080/13573322.2016.1210118
- Токмашева М. А., Ильин А. А., Капилевич Л. В. Влияние шорских национальных подвижных игр на формирование двигательных навыков у школьников с учетом этнических особенностей // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 3. – С. 254–271. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.15 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38538219
- Lee J.-K., Shin S., Yoo H. H. Exploring the Ontological Status of the Race Concept as Perceived by Korean Medical Students // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2018. – Vol. 14 (10). – Article No: em1582. DOI: https://doi.org/10.29333/ejmste/92288
- Huang T.-H., Liu Y.-C. Science education curriculum development principles in Taiwan: connecting with aboriginal learning and culture // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2017– Vol. 13 (5). – P. 1341–1360 DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00674a
- Тахохов Б. А. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в контексте глобализации // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 4. – С. 73–92. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.05 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39256955
- Дагбаева С. Б. Тенденции и варианты этнической социализации подростков // Российский психологический журнал. – 2018. – Т. 15, № 1. – С. 140–156. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2018.1.7 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35155912
- Мустафаева Д. Ш. Семья как источник общечеловеческих и национально-этнических ценностей в воспитании и развитии личности // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2. – С. 96–98. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23737102
- Иванов А. А., Иващенко Я. С. Аксиология формирования человека в традиционной культуре. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 6. – С. 236–249. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1806.15 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36655303
- Дашиева Л. Д. Семантика обрядов перехода в песенной традиции западных бурят // Вестник Томского университета. Культурология и искусствоведение. – 2017. – № 28. – С. 98–105. DOI: https://doi.org/10.17223/22220836/28/9 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30707371
- Цыдыпов Б. Д., Гомбожапова Х.-Ц. Д. Историко-культурные предпосылки народного воспитания у бурят // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2014. – № 4. – С. 58–64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21536947
- Дамбаева А. Н. Традиционная система воспитания бурят // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – № 15. – С. 120–124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18266858