Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 1, С. 174–190
УДК: 
378+364+316

Карьерный рост педагога дошкольного образования через саморефлексию в квалификационной работе [in English]

Пупикова Е. 1 (Нитра, Братислава, Словакия), Колларова Д. 2 (Нитра, Словакия), Бирова Я. 3 (Трнава, Словакия)
1 Университет Константина философа в Нитре, Словакия; Центр методологии и педагогики в Братиславе, Словакия.
2 Университет Константина философа в Нитре, Словакия
3 университет Кирилла и Мефодия в Трнаве
Аннотация: 

Проблема и цель. Законодательство Словацкой республики обязывает будущих педагогов дошкольных учреждений, завершающих курс обучения в университете, а также практикующих педагогических работников, сдавших первый квалификационный экзамен, осуществлять рефлексивный анализ своей профессиональной деятельности в формате квалификационной работы. До первого квалификационного экзамена на соответствие должности педагога дошкольного учреждения допускаются лица имеющие среднее педагогическое или высшее педагогическое образование (академическую степень).
Методология. С целью оценки уровня профессиональной рефлексии педагогов дошкольных учреждений был проведен анализ их письменных квалификационных работ. Участникам исследования (дошкольным педагогам) было предложено разработать и оценить методическое решение практической задачи в собственной педагогической деятельности. В рамках исследования были проанализированы квалификационные работы, содержащие рефлексию профессиональной деятельности педагогов дошкольных учреждений, имеющих среднее педагогическое и высшее педагогическое образование. Цель состояла в том, чтобы определить и интерпретировать качественные различия между уровнем профессиональной рефлексии дошкольных педагогов в зависимости от их образовательного уровня. В работе была применена методология качественного исследования. Исследование проводилось на материале двадцати четырёх квалификационных работ, содержащих профессиональную рефлексию дошкольных педагогов. Двенадцать квалификационных работ были выполнены дошкольными педагогами, имеющими среднее педагогическое образование, ещё двенадцать работ выполнили педагоги, имеющие высшее образование (академическую степень). В качестве основного метода исследования использовался анализ квалификационных работ объёмом 126 страниц. При оценке авторы также использовали количественные показатели. В ходе контент-анализа документов авторами также был применен качественный метод открытого кодирования. Это позволило сгруппировать тексты для работы по трём категориям: технические вопросы (педагогическая терминология), причинно-следственный анализ (контекстная область – взаимодействие) и критическое мышление (дидактическая рефлексия – воспитательное воздействие). Для выявления, уточнения и анализа зависимости уровня профессиональной рефлексии педагогов дошкольных учреждений от их образовательного уровня было применено аксиальное кодирование.
Результаты. Статья содержит описание, оценку и интерпретацию квалификационных работ дошкольных педагогов, содержащих рефлексию их профессиональной деятельности. В процессе применения методологии качественного исследования авторами выявлена взаимосвязь между образовательным уровнем педагога и уровнем развития его профессиональной рефлексии.
Заключение. Результаты исследования показали, что в обеих группах участников наблюдается снижение способности к профессиональной рефлексии педагогов с акцентом на этапы учебного процесса. Перед участниками обеих групп стояла задача диагностировать проблему в образовательном процессе, выработать стратегии её решения и повышения качества образовательного процесса, направленные не только на обучающихся, но и на самих педагогов. Педагоги, имеющие диплом о среднем образовании, испытывали затруднения в диагностике проблем обучающихся. Осуществляя рефлексию своей профессиональной деятельности, педагоги данной группы считали, что проблемы в образовательном процессе являются проявлением возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся, а не результатом применяемых ими дидактических методов и приёмов. Напротив, педагоги с высшим образованием при решении профессиональных задач проявляли готовность к пересмотру применяемых дидактических методов и приёмов, а также показали более высокий уровень компетентности в области педагогической терминологии. Однако, анализируя собственную профессиональную деятельность, участники обеих групп уделяли недостаточное внимание проблемам развития личности ребёнка.
Авторы приходят к выводу, что в процессе подготовки педагогических кадров для дошкольных учреждений необходимо уделять большее внимание педагогической практике и анализу образовательной действительности с акцентом на успешность обучающихся.

Ключевые слова: 

карьерный рост; повышение квалификации; педагог дошкольного образования; саморефлексия педагогов; аттестационная работа.

URL WoS/RSCIhttps://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:42525592

Процентиль актуальности SciVal: 99.370 Pedagogical Support | Educational Process | Professional Competence

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85081236832&origin=...

Career growth of teacher of pre-primary education through self-reflection in qualification thesis

Библиографическая ссылка:
Пупикова Е., Колларова Д., Бирова Я. Карьерный рост педагога дошкольного образования через саморефлексию в квалификационной работе [in English] // Science for Education Today. – 2020. – № 1. – С. 174–190. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2001.10
Список литературы: 
  1. Babiakova S. Autoevaluácia školy a učiteľa. – Banská Bystrica: Univerzita Mateja Bela, Belianum, 2013. – pp. 189. ISBN 978-80-557-0569-9
  2. Ambrozy M., Kralik R., Martin J. G. Determinism vs freedom: some ethics-social implications // XLinguae. – 2017. – vol. 10 (4). – pp. 48–57. DOI: http://dx.doi.org/10.18355/XL.2017.10.04.05
  3. Duchovicova J., Petrova G. Osobnostné kompetencie absolventov ako predpoklad sociálnej inklúzie // Slavonic Pedagogical Studies Journal. – 2016. – vol. 5 (1). – pp. 184–200. DOI: http://dx.doi.org/10.18355/PG.2016.5.1.184-200
  4. Duchovicova J., Sabo A., Petrova G. Facilitation of selfconsciousness of academically gifted students // Slavonic Pedagogical Studies Journal. – 2015. – vol. 4 (2). – pp. 113–135. DOI: http://dx.doi.org/10.18355/PG.2015.4.2.113-135
  5. Drovosekov S. E., Sakhieva V. Peculiarities of Using Projects in Learning English as a Foreign Language // Xlinguae. – 2018. – vol. 11 (1). – pp. 91–101. DOI: http://dx.doi.org/10.18355/XL.2018.11.01.09
  6. Fenyvesiova,L. Kollarova D. Sebareflexia pedagogickej praxe študentov odboru pedagogika z hľadiska kvality ich vlastných výstupov v školských zariadeniach. Prohuman: vedecko-odborný recenzovaný internetový časopis. – 2014. – vol. 6 (1). – pp. 1–16. ISSN 1338-1415. URL: http://www.prohuman.sk/pedagogika/sebareflexia-pedagogickej-praxe-studentov-odboru-pedagogika-z-hladiska-kvality-ich-vystupov-v-skolskych-zariadeniach
  7. Gashi-Berisha V. Literary and intercultural aspects in methodology of teaching French as a foreign language // XLinguae. – 2018. – vol. 11 (XL). – pp. 92–106. DOI: http://dx.doi.org/10.18355/XL.2018.11.01XL.09
  8. Haroun Z. The pedagogical device, framework of analysis of the teaching process and evaluation of the reading comprehension // XLinguae. – 2018. – vol. 11 (XL). – pp. 138–149. DOI: http://dx.doi.org/10.18355/XL.2018.11.01XL.12
  9. Ismailova K. E., Bondareva O. V. Learning the vocabulary of Russian as a foreign language within the elementary level through Quizlet.com // XLinguae. – 2018 vol. 11 (3). – pp. 86–95. DOI: http://dx.doi.org/10.18355/XL.2018.11.03.08
  10. Khuziahmetov A. N., Valeev A. A. Advantages of bilingual training in national schools // XLinguae. – 2018. – vol. 11 (1). – pp. 114–125. DOI: http://dx.doi.org/10.18355/XL.2018.11.01.11
  11. Khuziakhmetov A. N., Valeev A. A., Kralova Z., Duchovicova J. The most important aspects of early foreign-language education in primary schools // XLinguae. – 2018. – vol. 11 (2). – pp. 370–382. DOI: http://dx.doi.org/10.18355/XL.2018.11.02.30
  12. Korthagen F. et. all. Jak spojit praxi s teorií: Didaktika realistického vzdělávaní učitelů. – Brno: Paido, 2012. – pp. 290. ISBN 978-80-7315-221-5
  13. Kouteková M., Furinová M. Sebareflexia a profesijné kompetencie učiteľa vo výchovno-vzdelávacom procese. – Banská Bystrica: UMB Belianum, 2015. – pp. 136. ISBN 978-80-557-1068-6
  14. Nehyba J., Lazarová B,. Kolb D. A. et. all. Reflexe v procesu učení : Desetkrát stejně a přece jinak. – Brno: Masarykova univerzita, 2014. – pp. 120. ISBN 978-80-210-6489-8.
  15. Pelikán J. Metodologie výskumu osobonosti stredoškolského profesora a jeho pedagogického působení. – Praha: Karolinum, 1991. – pp. 147. ISBN 978-80-7066-398-1.
  16. Petlák E. Všeobecná didaktika. – Bratislava: Iris. 2004. – pp. 311. ISBN978-80-89018-64-5.
  17. Petrikova A., Kuprina T., Beketova A., Mishenkova M. Intercultural aspects of concept "Tolerance" and facilities of creating tolerant academic environment // XLinguae. – 2017. – vol. 10 (4). – pp. 287–303. DOI: http://dx.doi.org/10.18355/XL.2017.10.04.24
  18. Rizekova I. Supporting continuity in teaching French from secondary school to the university degree // XLinguae. – 2018. – vol. 11 (XL). – pp. 150-163. DOI: http://dx.doi.org/10.18355/XL.2018.11.01XL.13
  19. Rozhina V. A., Baklashova T. A. Teaching English language to young school-age children while making projects, playing games and using robotics // XLinguae. – 2018. – vol. 11 (1). – pp. 102–113. DOI: http://dx.doi.org/10.18355/XL.2018.11.01.10
  20. Sharonova S. A., Trubnikova N. V., Erokhova N. S., Nazarova H. A. Intellectual colonialism and national education systems // XLinguae. – 2018. – vol. 11 (2). – pp. 338–351. DOI: http://dx.doi.org/10.18355/XL.2018.11.02.27
  21. Staruss A., Corbinová J. Základy kvalitatívneho výskumu. Postupy a techniky metody zakotvené teorie. – Brno: Albert Boskovice, 1999. – pp. 105. ISBN 80-85834-60-X.
  22. Waligórski K. Rozwój zawodowy nauczyciela – Repozytorium UKW // Zeszyty naukowe wyzsej skoly pedagogicznej w bydgoszczy. – 1993. – pp. 26–39. URL: http://repozytorium.ukw.edu.pl/bitstream/handle/item/2085/Waligorski%20Rozwoj%20zawodowy%20nauczyciela.pdf?sequence=1
Дата публикации 29.02.2020