Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 2, С. 57–72
УДК: 
167+378

Экстраполяция понятий как фактор, влияющий на эпистемически корректное выстраивание глоссария педагогики

Коржуев А. В. 1 (Москва, Россия), Садыкова А. Р. 2 (Москва, Россия), Икренникова Ю. Б. 3 (Москва, Россия), Рязанова Е. Л. 1 (Москва, Россия)
1 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
2 Московский городской педагогический университет
3 Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
Аннотация: 

Проблема и цель. В последние десятилетия проблема глоссария педагогики усугубляется интенсивной экстраполяцией понятий различных областей знания в область наук об образовании, и это обусловливает множество проблем в терминологическом контенте педагогики. Целью настоящей статьи является определение специфики экстраполяции понятий как фактора, влияющего на эпистемически корректное выстраивание глоссария педагогики.
Методология. В процессе исследования использовались: анализ литературы по проблемам глоссариев различных областей знания, экспликация и тезирование критериев эпистемической терминологической корректности социально-гуманитарного знания; выявление факторов, влияющих на эпистемически нормированное выстраивание глоссария педагогики, подвергающейся терминологической «интервенции» других областей знания; конструирование авторского теоретического проекта, отображающего корректное "педагогическое заимствование" терминов и клише других областей знания.
Результаты. В статье на основе анализа репрезентативного контента педагогической и науковедческой литературы типизируются позитивные и негативные результаты широко распространённой в публикационном пространстве экстраполяции понятий различных областей знания в педагогику; на основе такого анализа конструируется теоретический критерий
«корректной терминологической экстраполяции» как синтез таких стилистически выраженных требований как «непротиворечивость вторичной и исходной содержательной интерпретации», «содержательная встроенность экстраполируемого понятия в проблемное поле образования», «конструктивная и креативная нацеленность».
Заключение. В качестве критериев корректной экстраполяции (эпистемическая норма) выявлены: а) непротиворечивость «образовательного фокуса» экстраполируемого из других областей термина его исходному смыслу; б) содержательная встраиваемость такого термина в контент наук об образовании, новизна транслируемого содержания, его чёткая компонентная раскрываемость в образовательном поле; в) возможность транслированного в педагогику термина быть встроенным в сегмент конструктивного её развития.

Ключевые слова: 

научные термины; содержательное поле; экстраполяция понятий; критерии экстраполяционной корректности; непротиворечивость экстраполируемого термина исходному смыслу; конструктивное терминологическое развитие педагогики.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:42772184

Процентиль актуальности SciVal: 97.451 Argumentation | Scientific Literacy | Science Education

http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=RSCI&search_mode=G...

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85085885885&origin=...

Extrapolation of terms as a factor contributing to the appropriate epistemic development of education glossary

Библиографическая ссылка:
Коржуев А. В., Садыкова А. Р., Икренникова Ю. Б., Рязанова Е. Л. Экстраполяция понятий как фактор, влияющий на эпистемически корректное выстраивание глоссария педагогики // Science for Education Today. – 2020. – № 2. – С. 57–72. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2002.04
Список литературы: 
  1. Snaza N. Aleatory entanglements: (Post)humanism, hospitality and attunement – A response to Hugo Letiche // Journal of Curriculum and Pedagogy. – 2017. – Vol. 14 (3). – P. 256–272. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/15505170.2017.1398700  
  2. Letiche H. Bewildering pedagogy // Journal of Curriculum and Pedagogy. – 2017. – Vol. 14 (3). – P. 236–255. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/15505170.2017.1335662  
  3. Koskinen H. J. Antecedent Recognition: Some Problematic Educational Implications of the Very Notion // Journal of Philosophy of Education. – 2018. – Vol. 52 (1). – P. 178–190. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/1467-9752.12276 
  4. Pritchard D. Epistemic Virtue and the Epistemology of Education // Journal of Philosophy of Education. – 2013. – Vol. 47 (2). – P. 236–247. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/1467-9752.12022
  5. Kallio H., Virta K., Kallio M. Modelling the Components of Metacognitive Awareness // International Journal of Educational Psychology. – 2018. – Vol. 7 (2). – Р. 94–122. DOI: http://dx.doi.org/10.17583/ijep.2018.2789
  6. Ennis R. H. Critical Thinking Across the Curriculum: A Vision // Topoi. – 2018. – Vol. 37 (1). – P. 165–184. DOI: https://doi.org/10.1007/s11245-016-9401-4
  7. Zenker F. Introduction: Reasoning, Argumentation, and Critical Thinking Instruction // Topoi. – 2018. – Vol. 37 (1). – P. 91–92. DOI: https://doi.org/10.1007/s11245-016-9416-x
  8. Rapanta C., Macagno F. Evaluation and promotion of argumentative reasoning among university students: The case of academic writing // Revista Lusofona de Educacao. – 2019. – Vol. 45. – P.  125–142. DOI: http://dx.doi.org/10.24140/issn.1645-7250.rle45.09 
  9. Rapanta C. Argumentation as critically oriented pedagogical dialogue // Informal Logic. – 2019. – Vol. 39 (1). – P. 1–31. DOI: http://dx.doi.org/10.22329/il.v39i1.5116  
  10. Alexander H. A. What is critical about critical pedagogy? Conflicting conceptions of criticism in the curriculum // Educational Philosophy and Theory. – 2018. – Vol. 50 (10). – P. 903–916. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00131857.2016.1228519 
  11. Alexander P. A. Reflection and Reflexivity in Practice Versus in Theory: Challenges of Conceptualization, Complexity, and Competence // Educational Psychologist. – 2017. – Vol. 52 (4). – P.  307–314. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.2017.1350181
  12. Barczyński B. J., Kalina R. M. Science of Martial Arts – Example of the Dilemma in Classifying New Interdisciplinary Sciences in the Global Systems of the Science Evaluation and the Social Consequences of Courageous Decisions // Procedia Manufacturing. – 2015. – Vol. 3. – P. 1203–1210. DOI: https://doi.org/10.1016/j.promfg.2015.07.199 
  13. Baxter Magolda M. B. Evolution of a Constructivist Conceprualozation of Epistemological Reflection // Educational Psychologist. – 2004. – Vol. 39 (1). – P. 31–42. DOI: https://doi.org/10.1207/s15326985ep3901_4
  14. Leś T. The research potential of educational theory: On the specific characteristics of the issues of education // Educational Philosophy and Theory. – 2017. – Vol. 49 (14). – P. 1428–1440. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00131857.2017.1313716 
  15. Koivuniemi M., Järvenoja H., Järvelä S. Teacher education students' strategic activities in challenging collaborative learning situations // Learning, Culture and Social Interaction. – 2018. – Vol.  19. – P. 109–123. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2018.05.002 
  16. Rodek V. Learning and its Effectiveness in Students’ Self-reflection // The New Educational Review. – 2019. – Vol. 55. – P. 112–120. DOI: https://doi.org/10.15804/tner.2019.55.1.09
  17. Kornienko A. A. The Concept of Knowledge Society in the Ontology of Modern Society // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 166. – P. 378–386. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.540
  18. Rapanta C. Teaching as Abductive Reasoning: The Role of Argumentation // Informal Logic. – 2018. – Vol. 38 (2). – P. 293–311. DOI: https://doi.org/10.22329/il.v38i2.4849
  19. Kim M.-Y., Wilkinson I. A. G. What is dialogic teaching? Constructing, deconstructing, and reconstructing a pedagogy of classroom talk // Learning, Culture and Social Interaction. – 2019. – Vol. 21. – P. 70–86. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2019.02.003
  20. Coney C. L. Critical Thinking in its Contexts and in Itself // Educational Philosophy and Theory. – 2015. – Vol. 47 (5). – P. 515–528. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00131857.2014.883963 
  21. Chekour M., Laafou M., Janati-Idrissi R. What are the Adequate Pedagogical Approaches for Teaching Scientific Disciplines? Physics as a Case Study // Journal of Educational and Social Research. – 2018. – Vol. 8 (2). – P. 141–148. DOI: https://doi.org/10.2478/jesr-2018-0025
  22. Садыкова А. Р., Никитина Э. К., Коржуев А. В., Икренникова Ю. Б. Курс «История и философия науки» для педагогической аспирантуры (методологические размышления) // Высшее образование в России. – 2019. – № 2. – С. 79–93. DOI: http://dx.doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-79-93   URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37026034
Дата публикации 30.04.2020