Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 4, С. 75–90
УДК: 
159.9+378

Формирование способов преодоления трудных жизненных ситуаций в будущей профессиональной деятельности выпускников вуза средствами рефлексивных семинаров

Каргина А. Е. 1 (Кемерово, Россия), Морозова И. С. 1 (Кемерово, Россия), Медовикова Е. А. 1 (Кемерово, Россия), Гриненко Д. Н. 1 (Кемерово, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кемеровский государственный университет" (КемГУ)
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема формирования способов преодоления трудных жизненных ситуаций в будущей профессиональной деятельности у студентов выпускного курса направления «Техносферная безопасность». Цель статьи состоит в определении результативности применения рефлексивных семинаров как средства формирования способов преодоления трудных жизненных ситуаций у студентов на заключительном этапе обучения в вузе.
Методология. Сбор данных осуществлялся с помощью методик: «Способы преодоления негативных ситуаций» (С. С. Гончарова), «Способы совладающего поведения» (R. Lazarus), «Индекс жизненного стиля» (Л. И. Вассерман, О. Ф. Ерышев и др.), незаконченные предложения. Выборку составили 48 человек, обучающихся на направлении подготовки «Техносферная безопасность». Полученные данные проинтерпретированы и подвергнуты статистическому анализу с помощью t-критерия Стъюдента.
Результаты. Основные результаты заключаются в том, что определено содержательное наполнение понятия «трудная жизненная ситуация», которое выпускники вуза описывают, как состояние беспокойства о результате. Установлено, что организованное воздействие в форме рефлексивных семинаров обеспечивает формирование вариативных способов преодоления трудных жизненных ситуаций у студентов на заключительном этапе обучения в вузе.
Заключение. В заключении делаются выводы о том, что после проведенного воздействия, будущие специалисты в области техносферной безопасности демонстрируют отказ от поиска виновных и принимают ответственность за выбор варианта решения. Авторами отмечается, что полученные результаты могут быть использованы при составлении программ сопровождения формирования готовности к будущей профессиональной деятельности студентов на различных этапах обучения в вузе.

Ключевые слова: 

трудная жизненная ситуация; студенты; способы преодоления; готовность к профессиональной деятельности; рефлексивные семинары; заключительный этап обучения в вузе; ответственность за выбор.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:43933905

Процентиль актуальности SciVal: 99.867 Mindfulness Meditation | Cognitive Behavioral Therapy | Inner Experience

http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=RSCI&search_mode=G...

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85092266852&origin=...

Developing coping skills for managing difficult situations in the future workplace of senior undergraduate students by means of reflexive seminars

Библиографическая ссылка:
Каргина А. Е., Морозова И. С., Медовикова Е. А., Гриненко Д. Н. Формирование способов преодоления трудных жизненных ситуаций в будущей профессиональной деятельности выпускников вуза средствами рефлексивных семинаров // Science for Education Today. – 2020. – № 4. – С. 75–90. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2004.05
Список литературы: 
  1. Александрова О. В., Дерманова И. Б. Психосемантический подход к оценке сложной жизненной ситуации (на примере ситуации, связанной с заболеванием, угрожающим жизни ребенка) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. – 2016. – Вып. 4. – С. 40–50. DOI: https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.403 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28766103
  2. Sharpe M. J., Stalnaker Th., Schuck N. W., Killcross S., Schoenbaum G., Niv Y. An integrated model of action selection: distinct modes of cortical control of striatal decision making // Annual review of psychology. –2019. – Vol. 70. – P. 53–76. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010418-102824
  3. Fischhoff B., Broomell St. B. Judgment and decision making // Annual Review of Psychology. – 2020. – Vol. 71. – P. 331–355. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010419-050747
  4. Битюцкая Е. В. Типы ориентаций в трудных ситуациях // Вопросы психологии. – 2018. – № 5. – С. 41–53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36735672
  5. Битюцкая Е. В., Базаров Т. Ю. Особенности восприятия жизненных событий людьми с разными предпочитаемыми стилями реагирования на изменения // Вопросы психологии. – 2019. – № 3. – С. 94–106. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39207112
  6. Головей Л. А., Манукян В. Р., Трошихина Е. Г., Рыкман Л. В., Данилова М. В. Роль психоэмоционального благополучия в восприятии жизненной ситуации безработными и работающими взрослыми // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т. 27, № 2. – С. 27–49. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp.2019270203 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38230681 
  7. Муругова А. О., Морозова И. С. Возрастная изменчивость способов преодоления негативных ситуаций в период ранней юности // Вестник Иркутского государственного университета. Серия: психология. – 2018. – Т. 23. – С. 88–96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32714547
  8. Морозова И. С., Евсеенкова Е. В. Жизненные стратегии студентов-психологов // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 6. – С. 20–24. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2017.6.3 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29423883
  9. Барцалкина В. В., Волкова Л. В., Кулагина И. Ю. Особенности ценностно-смысловой сферы при переживании трудной жизненной ситуации в зрелости // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т. 27, № 2. – С. 69–81. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2019270205 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38230683
  10. Баскакова С. А. Современные представления о способах совладания с психическими расстройствами // Социальная и клиническая психиатрия. – 2010. – Т. 20, № 2. – С. 88–96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15056350
  11. Хазова С. А., Шипова Н. С., Адеева Т. Н., Тихонова И. В. Совладающее поведение лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор качества жизни и субъективного благополучия // Консультативная психология и психотерапия. – 2018. – Т. 26, № 4. – С. 101–118. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp.2018260407 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36574439
  12. Santarnecchi E., Sprugnoli G., Tatti E., Mencarelli L., Neri F., Momi D., Lorenzo G., Pascual-Leone A., Rossi S., Rossi A. Brain functional connectivity correlates of coping styles // Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience. – 2018. – Vol. 18. – P. 495–508. DOI: https://doi.org/10.3758/s13415-018-0583-7
  13. Akhtar M., Kroener-Herwig B. Coping styles and socio-demographic variables as predictors of psychological well-being among international students belonging to different cultures // Current Psychology . – 2019. – Vol. 38. – P. 618–626. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-017-9635-3
  14. Филиппова С. А., Пазухина С. В., Куликова Т. И., Степанова Н. А. Эмоциональная устойчивость будущих педагогов к негативному влиянию современной информационной среды // Психологическая наука и образование. –2019. – Т. 24, № 5. – С. 80–90. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2019240508 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41244124
  15. Keng S., Choo X., Tong E. M. W. Association between trait mindfulness and variability of coping strategies: a diary study // Mindfulness. – 2018. – Vol. 9. –P. 1423–1432. DOI: https://doi.org/10.1007/s12671-018-0885-4
  16. Белогай К. Н., Морозова И. С., Медовикова Е. А., Сахарчук Н. Ю., Тупикина Г. Г. Особенности временной перспективы личности студентов с различным уровнем осознанной саморегуляции на этапах обучения в вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 5. – С. 57–72. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36433778
  17. Keser E., Kahya Y., Akın B. Stress generation hypothesis of depressive symptoms in interpersonal stressful life events: the roles of cognitive triad and coping styles via structural equation modeling // Current Psychology . – 2020. – Vol. 39. – P. 174–182. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-017-9744-z
  18. Chishima Y., Mizuno M., Sugawara D., Miyagawa Y. The influence of self-compassion on cognitive appraisals and coping with stressful events // Mindfulness. – 2018. – Vol. 9. P. 1907–1915. DOI: https://doi.org/10.1007/s12671-018-0933-0
  19. Кулагина И. Ю., Апасова Е. В. Развитие личности при обучении в вузе (сравнительное исследование) // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14, № 2. – С. 12–23. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp.2018140202 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35126143
  20. Матюшкина Е. Я., Кантемирова А. А. Профессиональное выгорание и рефлексия специалистов помогающих профессий // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т. 27, № 2. – С. 50–68. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp.2019270204 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38230682
  21. Мороденко Е. В., Медовикова Е. А. Значение психологии безопасности в рамках профессиональной деятельности на угольных предприятиях Кузбасса // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). – 2018. – № 10. – С. 219–226. DOI: http://dx.doi.org/10.25018/0236-1493-2018-10-0-219-226 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36323175
  22. Леонова А. Б., Султанова Ф. Р. Мотивационные предикторы эффективности деятельности проектных и производственных организаций // Экспериментальная психология. – 2018. – Т. 11, № 1. – С. 114–127. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy.2018110107 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35405080
  23. Hamnett H., Korb A. The coffee project revisited: Teaching research skills to Forensic chemists // Journal of Chemical Education. – 2017. – Vol. 94 (4). – P. 445–450. DOI: https://doi.org/10.1021/acs.jchemed.6b00600  
  24. Kintu M. J., Zhu C., Kagambe E. Blended learning effectiveness: the relationship between student characteristics, design features and outcomes // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2017. – Vol. 14. – Article number: 7. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-017-0043-4
  25. Geng S., Law K. M. Y., Niu B. Investigating self-directed learning and technology readiness in blending learning environment // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2019. – Vol. 16. – Article number: 17. DOI:  https://doi.org/10.1186/s41239-019-0147-0
Дата публикации 31.08.2020