Феномен французского Просвещения как диалектическое единство образовательной дидактической практики и философской теории
Проблема и цель. Цель статьи – проанализировать феномен французского Просвещения как диалектическое единство дидактической практики и философской теории: философско-педагогическую практику, в которой теоретический аспект неотделим от практического.
Методология. В работе используется историко-перспективистский метод анализа, опирающийся на универсальный принцип историзма. Кроме того, автор пользуется методами текстуального и контекстуального анализа, общими приемами герменевтического исследования.
Результаты. В ходе исследования на основании анализа источников и критической литературы аргументируется авторский тезис о неразрывном единстве дидактической практики и философской теории Просвещения. Показывается, что это единство становится основанием философско-педагогической практики, нацеленной на преобразование человека и человеческого разума. Сам дискурс Просвещения при этом оказывается неотделим от практики его передачи.
Заключение. В статье разработан и обоснован авторский подход к исследованию философии французского Просвещения как философско-педагогической практики, реализуемой в контексте философского проекта преобразования человеческого разума через изменение условий существования человека.
просвещение; дидактика; педагогическая практика; самосознание; история философии; французская революция; эмпиризм.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:43933908
Процентиль актуальности SciVal: 76.610 Jean-Jacques Rousseau | General Will | Alexis De Tocqueville
http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=RSCI&search_mode=G...
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85092313665&origin=...
- Dostal R. Gadamer, Kant, and the Enlightenment // Research in Phenomenology. – 2016. ‒ Vol. 46 (3). – P. 337‒348. DOI: http://dx.doi.org/10.1163/15691640-12341342
- Adkins G. M. Was Condorcet a stoic? Rousseau, universal education and rational autonomy in the French Enlightenment // Modern Intellectual History. ‒ 2019. ‒ Vol. 16 (3). ‒ P. 713‒739. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/S1479244317000348
- Biesa G. Say you want a revolution ... suggestions for the impossible future of critical pedagogy // Educational Theory. ‒ 1998. ‒ Vol. 48 (4). ‒ P. 499–510. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1741-5446.1998.00499.x
- Benzaquèn A. S. Childhood, Identity and Human Science in the Enlightenment // History Workshop Journal. ‒ 2004. ‒ Vol. 57 (1). – P. 35–57. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/hwj/57.1.34
- Oelkers J. Rousseau and the image of ‘modern education’ // Curriculum Studies. ‒ 2002. ‒ Vol. 34 (6). ‒ P. 679–698. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00220270210141936
- Gilead T. Reconsidering the roots of current perceptions: Saint Pierre, Helvétius and Rousseau on education and the individual // History of Education. ‒ 2005. ‒ Vol. 34 (4). ‒ P. 427–439. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00467600500129617
- Alves J. D. D. Rousseau’s pedagogy and its critical to French’s eighteenth education // Revista Olhres. ‒ 2019. ‒ T. 7, № 3. ‒ P. 166‒177. DOI: http://dx.doi.org/10.34024/olhares.2019.v7.9425
- Holley J. Rousseau’s reception as an Epicurean: from atheism to aesthetics // History of European Ideas. ‒ 2019. ‒ Vol. 45 (4). ‒ P. 553‒571. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/01916599.2018.1563965
- Lima Filho J. E. Enlightenment and education in Kant: autonomy as a human development project // Trans-Form-Acao. ‒ 2019. ‒ Vol. 42 (2). ‒ P. 59‒84. DOI: http://dx.doi.org/10.1590/0101-3173.2019.v42n2.04.p59
10. Vulpius R. The Russian Variant of Enlightenment // Kritika-Explorations in Russian and Eurasian History. ‒ 2019. ‒ T. 20, № 1. ‒ P. 171‒178. DOI: http://dx.doi.org/10.1353/kri.2019.0009
11. Лепешев Д. В. Философия и практика воспитания во Франции // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. ‒ 2018. ‒ № 4. ‒ С. 36‒44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35085063
12. Баркова В. В. Концепт человека в философии образования эпохи Просвещения // Инновационное развитие профессионального образования. ‒ 2018. ‒ Т. 17, № 1. ‒ С. 13‒17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32809857
13. Шюс К. Совершенствование человека. Образование в XVIII веке // Философские науки. ‒ 2012. ‒ № 10. ‒ С. 136‒148. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18258762
14. Черничкина А. А. О понятии Bildung в философии культуры немецкого романтизма // Вопросы философии. ‒ 2016. ‒ № 3. ‒ С. 72‒79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26039437
15. Руткевич А. М. Историзм и его критики // Вопросы философии. ‒ 2018. ‒ № 12. ‒ С. 24‒36. DOI: http://dx.doi.org/10.31857/S004287440002580-3 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36552038
16. Кротов А. А. Из истории философии образования эпохи Просвещения: Кондильяк и Дестют де Траси // Философские науки. ‒ 2014. ‒ № 9. ‒ С. 129‒140. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22809798
17. Дьяков А. В. История философии как философия: французский опыт // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и Конфликтология. ‒ 2019. ‒ Т. 35, № 1. ‒ С. 222‒229. DOI: http://dx.doi.org/10.21638/spbu17.2019.118 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37174518
18. Власова О. А. Статус истории философии в общегуманитарном поле и университетской системе: перспектива самосознания // Science for Education Today. ‒ 2019. ‒ Т. 9, № 4. ‒ С. 93‒105. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39256956
19. Mankin R. Locke’s Education of the Personality // Études Anglaises. ‒ 2005. ‒ Vol. 58 (4). ‒ P. 387–401. DOI: https://doi.org/10.3917/etan.584.0387
20. Censer J. P. Intellectual History and the Causes of the French Revolution // Journal of Social History. ‒ 2019. ‒ Vol. 52 (3). ‒ P. 545‒554. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/jsh/shy082
21. Дьяков А. В. Светская философия, или сослагательное наклонение в истории мысли: Паскаль и де Мере // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. ‒ 2014. ‒ № 4. ‒ С. 60‒66. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22501973