Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 2, С. 73–90
УДК: 
101+316+378

Виртуализация социальной коммуникации в образовании: ценностные основания информационного развития (обзор)

Пушкарёв Ю. В. 1 (Новосибирск, Россия), Пушкарёва Е. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлено исследование проблемы формирования личности в современных условиях развития информационного общества. Цель статьи – определить содержание ценностных оснований процессов виртуализации социальной коммуникации в образовании.
Методология. Основу исследования составляет философская методология; в исследовании применены общенаучные методы теоретического познания, методы системного анализа, сравнения и обобщения зарубежных и российских исследований по проблеме формирования личности в современных условиях развития информационного общества. В качестве методологических оснований исследования определяются основные подходы к осмыслению социальной информации.
Результаты. Определены основные исследовательские подходы к содержанию социальной информации в коммуникационных процессах. Особенностью современной коммуникации как социального феномена является прямая зависимость от ценностных ориентаций современной личности. Выявлены особенности научной коммуникации в ситуации информационной перенасыщенности, что связывают с активной компьютеризацией и математизацией гуманитарных наук; повышением роли компьютерного моделирования в научных исследованиях; повышением интеллекта автоматизированных систем; включением научных исследователей в мировую информационную компьютерную сеть баз данных и знаний.
Виртуализация образования как опосредованная компьютерными технологиями коммуникация в современной образовательной практике характеризуется как основной фактор, оказывающий влияние на ценностные ориентации личности (в первую очередь на ценности образования). Однако именно виртуализация образования определяет многие проблемы развития электронного образования и складывающиеся ценностные противоречия.
Заключение. В заключении обобщается содержание ценностных оснований процессов виртуализации социальной коммуникации в образовании.

Ключевые слова: 

феномен социальной информации; развитие информационного общества; ценности информационного развития; формирование личности; виртуализация образования; информация в образовании; влияние информации; усвоение информации.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:42772185

Процентиль актуальности SciVal: 98.749 Technology Integration | Pre-service Teachers | IPAD

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85085869402&origin=...

Virtualization of social communication in education: Values-based approach to information development (a critical review)

Библиографическая ссылка:
Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Виртуализация социальной коммуникации в образовании: ценностные основания информационного развития (обзор) // Science for Education Today. – 2020. – № 2. – С. 73–90. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2002.05
Список литературы: 
  1. Hill V., Knutzen K. B. Virtual world global collaboration: an educational quest // Information and Learning Science. – 2017. – Vol. 118 (9/10). – P. 547–565. DOI: https://doi.org/10.1108/ILS-02-2017-0010  
  2. Leidner D. E. Globalization, culture, and information: Towards global knowledge transparency // Journal of Strategic Information Systems. – 2010. – Vol. 19 (2). – P. 69–77. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsis.2010.02.006
  3. Liew A. Enhancing and enabling management control systems through information technology: The essential roles of internal transparency and global transparency // International Journal of Accounting Information Systems. – 2019. – Vol. 33. – P. 16–31. DOI: https://doi.org/10.1016/j.accinf.2019.03.001 
  4. Nunkoo R., Ribeiro M. A., Sunnassee V., Gursoy D. Public trust in mega event planning institutions: The role of knowledge, transparency and corruption // Tourism Management. – 2018. – Vol. 66. – P. 155–166. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2017.11.010 
  5. Šmajs J. The philosophical conception of a constitution for the Earth // Human Affairs. – 2015. – Vol. 25 (3). – P. 342–361.  DOI: http://dx.doi.org/10.1515/humaff-2015-0028
  6. Scanlon E. Technology enhanced learning in science: interactions, affordances and design based research // Journal of Interactive Media in Education. – 2010. – № 2. – Art. 8. DOI: http://doi.org/10.5334/2010-8
  7. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания // Science for Education Today. – 2019. – № 2. – С. 52–66. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38191464
  8. Юдалевич Н. В. Информационный мусор как феномен современного общества // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2016. – № 2. – С. 119–122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26128191
  9. Su C. The effects of students' learning anxiety and motivation on the learning achievement in the activity theory based gamified learning environment // Eurasia Journal of mathematics, science and technology education. – 2017. – Vol. 13 (5). – P. 1229–1258. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00669a
  10. Антонова Ю. В. Генезис феномена информационной культуры // Человеческий капитал. – 2019. – № 1. – С. 9–19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36709878  
  11. Аникина Н. В., Иванова И. А., Гордина С. В. Информационная культура личности как интегральный показатель уровня развития индивида в системе непрерывного образования // Интеграция образования. – 2012. – № 4. – С. 108−113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18353928   
  12. Васенина Е. А., Петухова М. В., Соболева Е. В. Организация познавательной деятельности учащихся при изучении информатики в условиях информационной образовательной среды // Вестник педагогических инноваций. – 2018. – № 1. – С. 115–126. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32695144  
  13. Ашилова М. С., Бегалинов А. С., Бегалинова К. К. О влиянии цифровизации общества на казахстанское образование // Science for Education Today. – 2019. – № 6. – С. 40–51. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1906.03 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41586632
  14. Трофимов В. М. Об одной концепции топологии человеческой рефлексии в сравнении с конечными автоматами // Science for Education Today. – 2019. – № 5. – С. 110–124. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1905.07 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41271743
  15. Вербицкая Н. О., До Б., Мазуркова А. А. Ценностные трансформации в процессах непрерывного образования в условиях цифровой цивилизации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2018. – № 2. – С. 44–50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35003394  
  16. Пушкарёва Е. А. Ценностные основания современного взаимодействия образования и науки: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 172 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24960640  
  17. Шуб М. Л. Социальная, коллективная и культурная память: новый подход к определению смысловых границ понятий // Обсерватория культуры. – 2017. – Т. 14, № 1. – С. 4–11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29037229  
  18. Пушкарёва Е. А. Философский анализ интеграции образования и науки: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 195 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24174773  
  19. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Феномен социальной информации в образовании: современные практики исследования (обзор) // Science for Education Today. – 2019. – № 6. – С. 52–71. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1906.04
  20. Казанова Н. В., Хлипун В. В. Осмысление феномена информации в трудах основоположников информатики: взгляд через полвека // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. – 2015. – Т. 24, № 10. – С. 26–29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25112746
  21. Демина М. Г. Концепт «общество знания» в реальности наблюдателей второго порядка // Ценности и смыслы. – 2018. – № 3. – С. 117–129. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35303101  
  22. Санакуев Н. Г. Процессуально-деятельностный характер коммуникации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2015. – № 2. – С. 133–142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24212945  
  23. Pushkarev Y. V., Pushkareva E. A. Communication foundation for intellectual culture: tendencies of contemporary development // XLinguae. – 2019. – Т. 12, № 4. – С. 212–218. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2019.12.04.18
  24. Труфанова Е. О. Информационное перенасыщение: ключевые проблемы // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2019. – № 1. – С. 4–21. DOI: https://doi.org/10.17726/philIT.2019.1.16.1 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41213222
  25. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Philosophical interpretation of knowledge and information: Knowledge value and information diversity in modern communication // XLinguae. – 2018. – Vol.  11 (3). – P. 176–184. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.03.17
  26. Протченко А. Н. Образование в информатизации социума // Интеграция образования. − 2014. − № 3 (76). − С. 77−82. DOI: https://doi.org/10.15507/inted.076.018.201403 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22297401
  27. Пушкарёва Е. А., Латуха О. А. Интеграция науки и образования: проблемы реализации в образовательном учреждении. Новосибирск, 2014. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24211080
  28. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Знаниевая парадигма в общественном развитии: основные концепции // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3. – С. 55–62. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1503.05  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23565664  
  29. Yonezawa A., Horta H., Osawa A. Mobility, formation and development of the academic profession in science, technology, engineering and mathematics in East and South East Asia // Comparative Education. – 2016. – Vol. 52 (1). – P. 44–61. DOI: https://doi.org/10.1080/03050068.2015.1125617 
  30. Chai Ch. S., Koh E., Lim Ch. P., Tsai Ch.-Ch. Deepening ICT integration through multilevel design of Technological Pedagogical Content Knowledge // Journal of Computers in Education. – 2014. – Vol. 1 (1). – P. 1–17.  DOI: http://doi.org/10.1007/s40692-014-0002-1 
  31. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Фундаментальное знание в непрерывном образовательном процессе: методология и аксиология проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 1. – С. 87–98. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1601.08 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25581271 
  32. Сидоркина В. М., Полутина Н. С. Трансформация ценности образования в виртуальном обществе // Интеграция образования. – 2014. – № 4. – С. 124–128. DOI: http://doi.org/10.15507/Inted.077.018.201404.124 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22748980   
  33. Al-Awamleh A. Students’ satisfaction with blended learning programmes in the faculty of physical education // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 5. – С. 37–47. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1905.03
  34. Zakaria N., Yusof S. A. M. Crossing Cultural Boundaries Using the Internet: Toward Building a Model of Swift Trust Formation in Global Virtual Teams // Journal of International Management. – 2020. – Vol. 26 (1). – Article 100654. DOI: https://doi.org/10.1016/j.intman.2018.10.004 
  35. Jimenez A., Boehe D. M., Taras V., Caprar D. V. Working Across Boundaries: Current and Future Perspectives on Global Virtual Teams // Journal of International Management. – 2017. – Vol.  23 (4). – P. 341–349. DOI: https://doi.org/10.1016/j.intman.2017.05.001 
  36. Zakaria N. Emergent Patterns of Switching Behaviors and Intercultural Communication Styles of Global Virtual Teams During Distributed Decision Making // Journal of International Management. – 2017. – Vol. 23 (4). P. 350–366. DOI: https://doi.org/10.1016/j.intman.2016.09.002 
  37. Матвеева Н. С. Сетевое пространство и профессиональное образование // Вестник педагогических инноваций. – 2015. – № 4. – С. 50–53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25085276  
  38. Федорова Г. А., Рагулина М. И., Удалов С. Р., Лапчик М. П. Развитие дистанционного взаимодействия студентов и учителей на основе современных информационно-коммуникационных технологий // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 2. – С. 108–125. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.08 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38191468 
  39. Hamada M., Hassan M. An Interactive Learning Environment for In-formation and Communication Theory // Eurasia Journal of Mathematics Science and Technology Education. – 2017. – Vol. 13 (1). – P. 35–59. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00603a
  40. Пушкарев Ю. В., Пушкарева Е. А. Концепция развития интеллектуального потенциала: измерения и основания в контексте проблем непрерывного образования (обзор) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7, № 3. – С.  140–156. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1703.09 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29962768 
  41. Angreani L. S., Vijaya A. Designing an Effective Collaboration using Information Technology Towards World Class University // Procedia Computer Science. – 2017. – Vol. 124. – P. 577–584. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2017.12.192 
  42. Wang C.-J. Facilitating the emotional intelligence development of students: Use of technological pedagogical content knowledge (TPACK) // Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. – 2019. – Vol. 25. – Article 100198. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jhlste.2019.100198 
  43. Tanak A. Designing TPACK-based course for preparing student teachers to teach science with technological pedagogical content knowledge // Kasetsart Journal of Social Sciences. – 2018. – In press. DOI: https://doi.org/10.1016/j.kjss.2018.07.012 
  44. Akyuz D. Measuring technological pedagogical content knowledge (TPACK) through performance assessment // Computers & Education. – 2018. – Vol. 125. – P. 212–225. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.06.012 
  45. Scherer R., Tondeur J., Siddiq F. On the quest for validity: Testing the factor structure and measurement invariance of the technology-dimensions in the Technological, Pedagogical, and Content Knowledge (TPACK) model // Computers & Education. – 2017. – Vol. 112. – P. 1–17. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2017.04.012 
  46. Koh J. H. L., Chai C. S., Benjamin W. Technological Pedagogical Content Knowledge (TPACK) and Design Thinking: A Framework to Support ICT Lesson Design for 21st Century Learning // Asia-Pacific Education Researcher. – 2015. – Vol. 24 (3). – P. 535–543. DOI: http://doi.org/10.1007/s40299-015-0237-2  
  47. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Образование общества знания: специфика современного развития: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 196 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24960634  
  48. McVey M. Changing spaces of education: New perspectives on the nature of learning // International Review of Education. – 2013. – Vol. 59 (6). – P. 805–807. DOI: http://doi.org/10.1007/s11159-013-9394-9 
  49. Egger J., Masood T. Augmented reality in support of intelligent manufacturing – A systematic literature review // Computers & Industrial Engineering. – 2020. – Vol. 140. – Article 106195. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cie.2019.106195 
  50. Herz M., Rauschnabel P. A. Understanding the diffusion of virtual reality glasses: The role of media, fashion and technology // Technological Forecasting and Social Change. – 2019. – Vol.  138.  – P. 228–242. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2018.09.008 
  51. Sorko S. R., Brunnhofer M. Potentials of Augmented Reality in Training // Procedia Manufacturing. – 2019. – Vol. 31. – P. 85–90. DOI: https://doi.org/10.1016/j.promfg.2019.03.014 
  52. Alalwan N., Cheng L., Al-Samarraie H., Yousef R., Sarsam S. M. Challenges and Prospects of Virtual Reality and Augmented Reality Utilization among Primary School Teachers: A Developing Country Perspective // Studies in Educational Evaluation. – 2020. – Vol. 66. – Article 100876. DOI: https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2020.100876 
  53. Herbert B., Ens B., Weerasinghe A., Billinghurst M., Wigley G. Design considerations for combining augmented reality with intelligent tutors // Computers & Graphics. – 2018. – Vol. 77. – P. 166–182. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cag.2018.09.017 
  54. López-Faican L., Jaen J. EmoFindAR: Evaluation of a mobile multiplayer augmented reality game for primary school children // Computers & Education. – 2020. – Vol. 149. – Article 103814. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.103814 
  55. Innocenti E. D., Geronazzo M., Vescovi D., Nordahl R., Avanzini F. Mobile virtual reality for musical genre learning in primary education // Computers & Education. – 2019. – Vol. 139. – P.  102–117. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.04.010 
  56. Cho J., Rahimpour S., Cutler A., Goodwin C. R., Codd P. Enhancing Reality: A Systematic Review of Augmented Reality in Neuronavigation and Education // World Neurosurgery. – 2020. – In press, journal pre-proof. DOI: https://doi.org/10.1016/j.wneu.2020.04.043 
  57. Lampropoulos G., Keramopoulos E., Diamantaras K. Enhancing the functionality of augmented reality using deep learning, semantic web and knowledge graphs: A review // Visual Informatics.  – 2020. Vol. 4 (1). – P. 32–42. DOI: https://doi.org/10.1016/j.visinf.2020.01.001 
  58. Radianti J., Majchrzak T. A., Fromm J., Wohlgenannt I. A systematic review of immersive virtual reality applications for higher education: Design elements, lessons learned, and research agenda // Computers & Education. – 2020. – Vol. 147. – Article 103778. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.103778 
  59. Harley J. M., Poitras E. G., Jarrell A., Duffy M. C., Lajoie S. P. Comparing virtual and location-based augmented reality mobile learning: emotions and learning outcomes // Educational Technology Research and Development. – 2016. – Vol. 64 (3). – P. 359–388. DOI: https://doi.org/10.1007/s11423-015-9420-7  
  60. Georgiou Y., Kyza E. A. Relations between student motivation, immersion and learning outcomes in location-based augmented reality settings // Computers in Human Behavior. – 2018. – Vol. 89. – P. 173–181. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.08.011 
  61. Chou T.-L., Wu J.-J., Tsai C.-C. Research Trends and Features of Critical Thinking Studies in E-Learning Environments // Journal of Educational Computing Research. – 2019. – Vol. 57 (4). – P. 1038–1077. DOI: https://doi.org/10.1177/0735633118774350   
  62. Ifenthaler D., Adcock A. B., Erlandson B. E. Challenges for Education in a Connected World: Digital Learning, Data Rich Environments, and Computer-Based Assessment // Technology, Knowledge and Learning. – 2014. – Vol. 19 (1–2). – P. 121–126.  DOI: http://doi.org/10.1007/s10758-014-9228-2  
Дата публикации 30.04.2020