Влияние качества педагогического образования учителя на результативность обучения выпускника школы
Проблема и цель. В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования по проблеме обеспечения качества общего среднего образования, самой массовой ступени образования. Цель статьи – выявить влияние качества педагогического образования учителя на результативность обучения выпускника школы.
Методология. Эмпирическое исследование проведено методом анализа документов, в качестве единиц анализа выбраны сайты школ Алтайского края, выпускники которых получили максимальные и минимальные баллы ЕГЭ в 2018 году. Проанализирован кадровый состав педагогического коллектива школ по показателям «образование» и «повышение квалификации». Проведен анализ базового профессионального образования учителей-предметников, обеспечивших достижение выпускниками школ максимальных и минимальных баллов ЕГЭ. Использован сравнительный метод для выявления роли учителей, выпускников профильного педагогического университета и других вузов в достижении результатов обучения выпускников школ.
Результаты. В статье выявляются особенности влияния качества педагогического образования учителя на результативность обучения выпускника школы. Подчеркивается роль базового образования учителя, полученного в региональном профильном педагогическом университете, в получении выпускниками школы максимальных и минимальных баллов ЕГЭ по отдельным предметам. На примере Алтайского края выявляется дифференциация влияния фактора базового педагогического образования учителя на результаты обучения выпускников школ по образовательным округам. Формулируются выводы и практические рекомендации по эффективному использованию потенциала профильного педагогического университета в обеспечении качества среднего общего образования в регионе.
Заключение. Установлена связь между базовым образованием учителя-предметника и результатами обучения выпускника школы. Доказана положительная роль профильного педагогического образования учителя в обеспечении качества среднего образования.
педагогическое образование; качество педагогического образования; базовое профессиональное образование учителя; профильный педагогический университет; выпускник педагогического университета; качество среднего общего образования; результативность обучения выпускника школы.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:43933910
Процентиль актуальности SciVal: 97.170 Teacher Evaluation | Teacher Labor Markets | Charter Schools
http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=RSCI&search_mode=G...
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85092320613&origin=...
The impact of initial teacher education quality on secondary school leavers' learning achievement
- Cao Y., Postareff L., Lindblom-Ylänne S., Toom A. Teacher educators’ approaches to teaching and connections with their perceptions of the closeness of their research and teaching // Teaching and Teacher Education. – 2019. – Vol. 85. – P. 125–136. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.06.013
- Nielsen B. L., Laursen H. D., Reol L. A., Jensen H., Kozina A., Vidmar M., Rasmusson M., Marušić I., Denk A., Roczen N., Jurko S., Ojstersek A. Social, emotional and intercultural competencies: a literature review with a particular focus on the school staff // European Journal of Teacher Education. – 2019. – Vol. 42 (3). – P. 410–428. DOI: https://doi.org/10.1080/02619768.2019.1604670
- Mak P. Impact of professional development programme on teachers’ competencies in assessment // Journal of Education for Teaching. – 2019. – Vol. 45 (4). – P. 481–485. DOI: https://doi.org/10.1080/02607476.2019.1639266
- Myrberg E., Johansson S., Rosén M. The Relation between Teacher Specialization and Student Reading Achievement // Scandinavian Journal of Educational Research. – 2019. – Vol. 63 (5). – P. 744–758. DOI: https://doi.org/10.1080/00313831.2018.1434826
- Szumski G., Karwowski M. Exploring the Pygmalion effect: The role of teacher expectations, academic self-concept, and class context in students’ math achievement // Contemporary Educational Psychology. – 2019. – Vol. 59. – P. 101787. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2019.101787
- Gilar-Corbi R., Miñano P., Veas A., Castejón J.-L. Testing for invariance in a structural model of academic achievement across underachieving and non-underachieving students // Contemporary Educational Psychology. – 2019. – Vol. 59. – P. 101780. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2019.101780
- Bhai M., Horoi I. Teacher characteristics and academic achievement // Applied Economics. – 2019. Vol. 51 (44). – P. 4781–4799. DOI: https://doi.org/10.1080/00036846.2019.1597963
- Ansari A., Pianta R. C. Teacher–child interaction quality as a function of classroom age diversity and teachers’ beliefs and qualifications // Applied Developmental Science. – 2019. – Vol. 23 (3). – P. 294–304. DOI: https://doi.org/10.1080/10888691.2018.1439749
- Осипов А. М., Матвеева Н. А., Бояджиева П. А., Воронцов Я. А. Российское образование в бумажной пучине: опыт социологического анализа // Социологические исследования. – 2020. – № 3. – С. 60–70. DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250008798-0 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42517808
10. Иванова В. А., Матвеева Н. А., Осипов А. М., Рысакова П. И. Современная социология образования в России: некоторые итоги и проблемы развития // Социологические исследования. – 2013. – № 5. – С. 95–103. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20135806
11. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Мечта о хорошем образовании: противоречия развития образовательных общностей в российских университетах // Мир России. Социология. Этнология. – 2019. – Т. 28, № 2. – С. 98–124. DOI: https://doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-2-98-124 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37258522
12. Осипов А. М. Учительство в контексте социологии образования: теоретические подходы и приоритеты исследований // Социологические исследования. – 2018. – № 3. – С. 45–52. DOI: https://doi.org/10.7868/S0132162518030042 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32782971
13. Матвеева Н. А. Самооценка готовности выпускников педагогического университета к самостоятельной профессиональной деятельности // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3. – С. 31–34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35585050
14. Матвеева Н. А. Качество педагогического образования в оценках молодых учителей и администрации школы // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 1. – С. 107–109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32542634
15. Nagovitsyn R. S., Bartosh D. K., Ratsimor A. Y., Neverova N. V. Modernization of regional continuing pedagogical education in the «school-college-institute» // European Journal of Contemporary Education. – 2019. – Vol. 8 (1). – P. 144–156. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2019.1.144 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37263745
16. Bazarova T., Dagbaeva N., Namsaraev S., Waganova W., Fomizkaya G. A system of continuing pedagogical education in Russia: current state and prospects // International Journal of Educational Management. – 2018. – Vol. 32 (7). – P. 1215–1222. DOI: https://doi.org/10.1108/IJEM-11-2017-0326 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38613683
17. Осипов А. М., Матвеева Н. А. Институциональные барьеры и механизмы доступности образования: концепция и региональная динамика // Социологические исследования. – 2015. – № 7. – С. 37–48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23863874