Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 5, С. 178–195
УДК: 
373.1 +371.7 +613. 955+613.956

Функциональное состояние адаптационной системы школьников, обучающихся в условиях ограничения использования устройств мобильной связи

Новикова И. И. 1 (Новосибирск, Россия), Романенко С. П. 1 (Новосибирск, Россия), Лобкис М. А. 2 (Новосибирск, Россия), Ивлева Г. П. 1 (Новосибирск, Россия), Зубцовская Н. А. 1 (Новосибирск, Россия), Савченко О. А. 3 (Омск, Россия), Сорокина А. В. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены
2 Федеральное бюджетное учреждение науки «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотребнадзора
3 Омский автобронетанковый инженерный институт
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема организации здоровьесберегающих условий обучения для детей и подростков. Цель данной статьи – определить особенности функционального состояния адаптационной системы школьников, обучающихся в условиях ограничения использования устройств мобильной связи.
Методология. В основе исследования лежит гигиенический эксперимент, в ходе которого было обследовано 355 обучающихся образовательных организаций, в том числе, не использовавших устройства мобильной связи – группа наблюдения (n=155) и контрольная группа (n=180).
Для достижения поставленной цели была проведена оценка функционального состояния адаптационного потенциала компенсаторно-приспособительных механизмов по общепринятой модифицированной методике оценки адаптационного потенциала по Р. М. Баевскому. Полученные показатели были подвергнуты статистической обработке. Применены методы теоретического исследования: сравнение, формализация, обобщение и системный анализ.
Результаты. Представлен краткий обзор применения ограничительных мероприятий по использованию устройств мобильной связи в зарубежных образовательных организациях и ожидаемые результаты. Выявлена взаимосвязь состояния адаптационных механизмов учащихся всех возрастных групп со значениями показателей сердечно-сосудистой системы в условиях действующих ограничительных мероприятий использования устройств мобильной связи. Авторы акцентируют внимание на величинах адаптационного потенциала школьников в условиях свободного пользования гаджетом в течение учебного дня в сравнении со значениями, полученными в условиях полного ограничения. Обоснована зависимость активности и чувствительности вегетативной регуляции сердечного ритма от пола и возраста обучающихся.
Заключение. Полученные результаты подтверждают эффективность введенных ограничений на использование обучающимися в общеобразовательных организациях личных устройств мобильной связи, что способствует профилактике напряжения адаптационных резервов детского организма, а значит снижает риск переутомления и формирование патологических изменений.

Ключевые слова: 

здоровьесберегающие условия; учащиеся; устройства мобильной связи; гемодинамические показатели; адаптационный потенциал; образовательные организации; напряжение; компенсаторно-приспособительные функции; сердечно-сосудистая система.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44193030

Процентиль актуальности SciVal: 99.883 Internet Use | Addiction | Gaming

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85096843421&origin=...

Functional state of schoolchildren’s adaptation system in conditions of separation from mobile communication devices

Библиографическая ссылка:
Новикова И. И., Романенко С. П., Лобкис М. А., Ивлева Г. П., Зубцовская Н. А., Савченко О. А., Сорокина А. В. Функциональное состояние адаптационной системы школьников, обучающихся в условиях ограничения использования устройств мобильной связи // Science for Education Today. – 2020. – № 5. – С. 178–195. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2005.10
Список литературы: 
  1. Бобкова И. А. Цифровизация школы: школьная жизнь в условиях модернизации // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: Математика. Компьютер. Образование. – 2019. – Т. 26, № 7. – С. 99–107. DOI: https://doi.org/10.20537/mce2019econ09  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42332306    
  2. Stenman S., Pettersson F. Remote teaching for equal and inclusive education in rural areas? An analysis of teachers’ perspectives on remote teaching // The International Journal of Information and Learning Technology. – 2020. – Vol. 37 (3). – P. 87–98. DOI: https://doi.org/10.1108/IJILT-10-2019-0096   
  3.  Pearson V., Lister K., McPherson E., Gallen A.-M., Davies G., Colwell C., Bradshaw K., Braithwaite N., Collins T. Embedding and Sustaining Inclusive Practice to Support Disabled Students in Online and Blended Learning // Journal of Interactive Media in Education. – 2019. – Vol.  1. – P. 4. DOI: http://doi.org/10.5334/jime.500
  4. Кучма В. Р., Ткачук Е. А., Тармаева И. Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. – 2016. – Т. 95, № 12. – C. 1183–1188. DOI: https://doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-12-1183-1188  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28089945 
  5. Minghelli B. Musculoskeletal spine pain in adolescents: Epidemiology of non-specific neck and low back pain and risk factors // Journal of Orthopaedic Science. – 2019. – Vol. 25 (5). – P. 776–780. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jos.2019.10.008 
  6. Lanca C., Saw S. M. The association between digital screen time and myopia: A systematic review // Ophthalmic and Physiological Optics. – 2020. – Vol. 40 (2). – P. 216–229. DOI: https://doi.org/10.1111/opo.12657
  7. Raustorp A., Spenner N., Wilkenson A., Fröberg A. School‐based study showed a correlation between physical activity and smartphone and tablet use by students aged eight, 11 and 14 // Acta Paediatrica. – 2020. – Vol. 109 (4). – P. 801–806. DOI:  https://doi.org/10.1111/apa.15041
  8. Odgers C. L., Jensen M. R. Annual Research Review: Adolescent mental health in the digital age: facts, fears, and future directions // Journal of Child Psychology and Psychiatry. – 2020. – Vol.  61  (3). – P. 336–348. DOI:  https://doi.org/10.1111/jcpp.13190 
  9. Dresp-Langley B. Children’s Health in the Digital Age // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020. – Vol. 17 (9). – P. 3240. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph17093240  
  10. Anshari M., Alas Y., Sulaiman E. Smartphone addictions and nomophobia among youth // Vulnerable Children and Youth Studies. – 2019. – Vol. 14 (3). – P. 242–247. DOI: https://doi.org/10.1080/17450128.2019.1614709 
  11. Ariel Y., Elishar-Malka V. Learning in the smartphone era: Viewpoints and perceptions on both sides of the lectern // Education and Information Technologies. – 2019. – Vol. 24. – P. 2329–2340. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-019-09871-w
  12. Леонович Е. Г., Барышева О. Б. Цифровая эпоха образования: почему смартфоны не враги учебников // Научный журнал. Инженерные системы и сооружения. – 2020. – Т. 2, № 1. – С.  88–94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43067640
  13. Kabanova E. E., Vetrova E. A. The Use of Modern Electronic Gadgets in the Educational Process of the University // European Journal of Contemporary Education. – 2019. – Vol. 8 (3). – P. 524–533. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2019.3.524  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42343325 
  14. Буйнов Л. Г., Айзман Р. И., Герасев А. Д., Сорокина Л. А., Плахов Н. Н., Шангин А. Б. Здоровьеформирующее образование – одна из важнейших задач современности // Гигиена и санитария. – 2018. – Т.  97, № 9. – С. 869–872. DOI: https://doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-9-869-872  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36351645 
  15. Healey A., Mendelsohn A. Selecting appropriate toys for young children in the digital era // Pediatrics. – 2019. – Vol. 143 (1). – P. e20183348. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2018-3348
  16. Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Айзман Р. И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 5. – P. 48–70. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1905.04 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41271740
  17. Новикова И. И., Ерофеев, Ю. В., Флянку, И. П., Усачева, Е. В., Куликова, О. М. Двигательная активность и индивидуальные накопительные риски нарушения составляющих здоровья школьников // Гигиена и санитария. – 2020. – Т. 99, № 3. – С. 279–285. DOI: https://doi.org/10.33029/0016-9900-2020-99-3-279-285 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42714959 
  18.  Stiglic N., Viner R. M. Effects of screentime on the health and well-being of children and adolescents: a systematic review of reviews // BMJ open. – 2019. – Vol. 9 (1). – P. e023191. DOI: http://dx.doi.org/10.1136/bmjopen-2018-023191 
  19. Phan T. T., Tucker J. M., Siegel R., Christison A. L., Stratbucker W., Werk L. N., Hossain J., Datto G., Gentile D. A., Stubblefield S. Electronic Gaming Characteristics Associated with Class 3 Severe Obesity in Youth Who Attend the Pediatric Weight Management Programs of the COMPASS Network // Childhood Obesity. – 2019. – Vol. 15 (1). – P. 21–30. DOI:  https://doi.org/10.1089/chi.2018.0156 
  20. Smit C. R., Buijs L., van Woudenberg T. J., Bevelander, K. E., Buijzen M.  The Impact of Social Media Influencers on Children’s Dietary Behaviors // Frontiers in Psychology.  – 2020. – Vol. 10.  – P. 2975. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02975
  21. Cheng C., Li A. Y. Internet addiction prevalence and quality of (real) life: A meta-analysis of 31 nations across seven world regions // Cyberpsychology Behavior and Social Networking. – 2014.  – Vol. 17. – P. 755–760. DOI: https://doi.org/10.1089/cyber.2014.0317  URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25489876/
  22. Zink J., Belcher B. R., Imm K., Leventhal A. M.  The relationship between screen-based sedentary behaviors and symptoms of depression and anxiety in youth: a systematic review of moderating variables // BMC public health. – 2020. – Vol. 20. – P. 472. DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-020-08572-1
  23. Takeuchi H., Taki Y., Asano K., Asano M., Sassa Y., Yokota S., Kotozaki Y., Nouchi R., Kawashima R. Impact of frequency of internet use on development of brain structure and verbal intelligence: longitudinal analyses // Human Brain Mapping. – 2018. – Vol. 39 (11). – P. 4471–4479. DOI: https://doi.org/10.1002/hbm.24286
  24. Bener A., Yildirim E., Torun P., Çatan F., Bolat E., Alıç S., Griffiths M. D. Internet addiction, fatigue, and sleep problems among adolescent students: a large-scale study // International Journal of Mental Health and Addiction. – 2019. – Vol. 17 (4). – P. 959–969. DOI: https://doi.org/10.1007/s11469-018-9937-1 
  25. Макарова Л. В., Лукьянец Г. Н. Гаджеты и их использование учащимися во внешкольной деятельности // Новые исследования. – 2019. – №. 1. – С. 15–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42424637  
  26. Yang J., Fu X., Liao X., Li Y. Association of problematic smartphone use with poor sleep quality, depression, and anxiety: A systematic review and meta-analysis // Psychiatry Research. – 2020. – Vol. 284. – P. 112686. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychres.2019.112686 
  27. McNeill J., Howard S. J., Vella S. A., Cliff, D. P. Longitudinal associations of electronic application use and media program viewing with cognitive and psychosocial development in preschoolers  // Academic pediatrics. – 2019. – Vol. 19 (5). – P. 520–528. DOI: https://doi.org/10.1016/j.acap.2019.02.010 
  28. Kim K., Ryu E., Chon M. Y., Yeun E. J., Choi S. Y., Seo J. S., Nam B. W. Internet addiction in Korean adolescents and its relation to depression and suicidal ideation: a questionnaire survey // International journal of nursing studies. – 2006. – Vol. 43 (2). – P. 185–192. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijnurstu.2005.02.005  URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/16427966/
  29. Lau J. T. F., Walden D. L., Wu A. M. S., Cheng K. M., Lau M. C. M., Mo P. K. H. Bidirectional predictions between Internet addiction and probable depression among Chinese adolescents // Journal of Behavioral Addictions. – 2018. Vol. 7 (3). – P. 633–643. DOI: https://doi.org/10.1556/2006.7.2018.87 
  30. Twenge J. M., Joiner T. E., Martin G., Rogers M. L. Digital media may explain a substantial portion of the rise in depressive symptoms among adolescent girls: response to Daly // Clinical psychological science. – 2018. – Vol. 6 (3). – P. 296–297. DOI: https://doi.org/10.1177/2167702618759321
  31. Климов В. М., Айзман Р. И. Оценка физического здоровья выпускников школ, поступающих в вузы // Бюллетень сибирской медицины. – 2016. – Т. 15, № 3. – С. 41–47. DOI: https://doi.org/10.20538/1682-0363-2016-3-41-47 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26370504
  32. Новикова И. И., Ерофеев Ю. В., Денисов А. В. Результаты комплексной гигиенической оценки здоровья школьников // Здоровье населения и среда обитания. – 2018. – № 4. – С. 31–35. DOI: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-301-4-31-35 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34858922   
  33. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Храмцов П. И. Гигиеническая безопасность жизнедеятельности детей в цифровой среде // Здоровье населения и среда обитания. – 2016. – № 8. – С. 4–7. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26534178   
  34. Beland L. P., Murphy R. Ill communication: technology, distraction & student performance // Labour Economics. – 2016. – Vol. 41. – P. 61–76. DOI: https://doi.org/10.1016/j.labeco.2016.04.004 
  35. Pereira, F. S., Bevilacqua, G. G., Coimbra, D. R., Andrade, A. Impact of problematic smartphone use on mental health of adolescent students: association with mood, symptoms of depression, and physical activity // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. – 2020. – Vol. 23 (9). – P.  619–626. DOI: https://doi.org/10.1089/cyber.2019.0257 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32580574/
  36. Kessel D., Hardardottir H. L., Tyrefors B. The impact of banning mobile phones in Swedish secondary schools // Economics of Education Review. – 2020. – Vol. 77. – P. 102009. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2020.102009
  37. Ермакова И. В., Догадкина С. Б., Рублева Л. В., Кмить Г. В., Безобразова В. Н., Шарапов  А.  Н. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы, автономной нервной регуляции сердечного ритма и эндокринной системы к нагрузкам разного характера у школьников 10–15 лет // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, №. 5. – C. 176–204. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1905.11   URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41271748
  38. Григорьев А. И., Григорьев К. И. Роль неблагоприятных факторов окружающей среды в формировании нарушений адаптации детей и подростков // Медицинская сестра. – 2018. – Т. 20, №. 7. – С. 32–38. DOI: https://doi.org/10.29296/25879979-2018-07-07 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36286428  
  39. Хашхожева Д. А., Суншева Б. М., Аккизов А. Ю., Сабанова Р. К., Дзамихова А. З., Кошерова К. А. Функциональные резервы школьников и студентов при адаптации к меняющимся условиям обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2017. – Т. 19, № 2. – С. 178–182. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30736903 
Дата публикации 31.10.2020