Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 5, С. 50–66
УДК: 
159.922.76 +159.9.075 +376.3

Барьеры в организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, воспринимаемые родителями

Миронов А. В. 1 (Ханты-Мансийск, Россия), Шелест Е. С. 2 (Тюмень, Россия), Булатова О. В. 3 (Тюмень, Россия)
1 Югорский государственный университет
2 муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 69
3 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский государственный университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема создания инклюзивной образовательной среды через взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ). Цель статьи заключается в выявлении препятствий, с которыми сталкиваются родители детей с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды.
Методология. Основывается на анализе и обобщении научно-исследовательских работ по проблеме организации инклюзивного образования. Для исследования использовались эмпирические методы: анкетный опрос, методы математической статистики.
Результаты. Авторы выявили следующие барьеры организации обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды, воспринимаемые родителями: информационный, социально-психологический, организационно-методический и материально-технический. Сравнительный анализ показал, что с барьерами обучения и воспитания детей с ОВЗ сталкиваются родители не только инклюзивных школ, но и родители, чьи дети обучаются в коррекционных школах, с наличием специальных условий и учетом особенности психического и физического развития. Родители детей с ОВЗ выделяют барьеры организации обучения и воспитания детей в независимости от школы и формы обучения. Наибольшие опасения у родителей инклюзивных школ вызывают организационно-методические и материально-технические барьеры. У родителей детей, обучающихся в коррекционных школах, наибольшие опасения вызывает социально-психологический барьер.
Заключение. Делается вывод о том, что основными препятствиями, с которыми сталкиваются родители детей с ОВЗ, в условиях инклюзивной образовательной среды являются: информационный, социально-психологический, организационно-методический и материально-технический барьеры. Родители детей с ОВЗ выделяют барьеры организации обучения и воспитания детей в независимости от школы и формы обучения.

Ключевые слова: 

барьеры инклюзивного образования; представления родителей; дети с ограниченными возможностями здоровья; информационный барьер; социально-психологический барьер; организационно-методический барьер; материально-технический барьер.

Процентиль актуальности SciVal: 96.080 Inclusive Education | Special Educational Needs | Teacher Attitude

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85096850334&origin=...

Barriers to implementing inclusive education for children with special educational needs: Parents' perceptions

Библиографическая ссылка:
Миронов А. В., Шелест Е. С., Булатова О. В. Барьеры в организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, воспринимаемые родителями // Science for Education Today. – 2020. – № 5. – С. 50–66. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2005.03
Список литературы: 
  1. Saloviita T., Consegnati S.  Teacher attitudes in Italy after 40 years of inclusion // British journal of special education. – 2019. – Vol. 46 (4). – P. 465–479. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-8578.12286 
  2. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21, № 1. – С. 136–145. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210112 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25781582
  3. Paseka A., Schwab  S. Parents’ attitudes towards inclusive education and their perceptions of inclusive teaching practices and resources // European journal of special needs education. – 2020. – Vol. 35 (2). – P. 254–272. DOI: https://doi.org/10.1080/08856257.2019.1665232
  4. Jørgensen C. R., Allan J. Education, schooling and inclusive practice at a secondary free school in England // British Journal of Sociology of Education. – 2020. – Vol. 41 (4). – P. 507–522. DOI: https://doi.org/10.1080/01425692.2020.1726171  
  5. Tryfon M., Anastasia A., Eleni R. Parental perspectives on inclusive education for children with intellectual disabilities in Greece // International journal of developmental disabilities. – 2019. DOI: https://doi.org/10.1080/20473869.2019.1675429  
  6. Lohmann A., Wulfekühler H., Wiedebusch S., Hensen G. Parents’ attitudes towards inclusive education in day care facilities // International Journal of Inclusive Education. – 2018. – Vol. 23 (12). – P. 1232–1247. DOI: https://doi.org/10.1080/13603116.2018.1444106 
  7. Biggeri M., Di Masi D., Bellacicco R. Disability and higher education: assessing students’ capabilities in two Italian universities using structured focus group discussions // Studies in higher education. – 2020. – Vol. 45 (4). – P. 909–924. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1654448  
  8. Khairuddin K. F., Miles S. School staff members’ and parents’ experiences of the inclusion of deaf children in Malaysian mainstream schools // Education 3-13. – 2020. – Vol. 48 (3). – P. 273–287. DOI: https://doi.org/10.1080/03004279.2019.1664403
  9.  Majoko T. Inclusion of children with autism spectrum disorder in mainstream early childhood development: Zimbabwean parent perspectives // Early child development and care. – 2017. – Vol.  189 (6). – P. 909–925. DOI: https://doi.org/10.1080/03004430.2017.1350176  
  10. Hodges A., Joosten A., Bourke-Taylor H., Cordier R. School participation: The shared perspectives of parents and educators of primary school students on the autism spectrum // Research in Developmental Disabilities. – 2020. – Vol. 97. –P. 103550.DOI: https://doi.org/10.1016/j.ridd.2019.103550
  11. Cremin K., Healy O., Gordon M. Parental perceptions on the transition to secondary school for their child with autism // Advances in autism. – 2017. – Vol. 3 (2). – P. 87–99. DOI: https://doi.org/10.1108/AIA-09-2016-0024  
  12. Sharma U., Armstrong A. C., Merumeru L., Simi J., Yared H. Addressing barriers to implementing inclusive education in the Pacific // International Journal of Inclusive Education. – 2019. – Vol.  23  (1). – P. 65–78. DOI: https://doi.org/10.1080/13603116.2018.1514751    
  13. Sosu E. M., Rydzewska, E. ‘Are all beliefs equal?’ Investigating the nature and determinants of parental attitudinal beliefs towards educational inclusion // Educational Studies. – 2017. – Vol.  43  (5). – P. 516–532. DOI: https://doi.org/10.1080/03055698.2017.1312286   
  14. Stevens L., Wurf G. Perceptions of inclusive education: A mixed methods investigation of parental attitudes in three Australian primary schools // International Journal of Inclusive Education. – 2018.  – Vol. 24 (4). – P. 351–365. DOI: https://doi.org/10.1080/13603116.2018.1464068
  15. Алехина С. В. Роль родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии инклюзивного образования // Педагогика и просвещение. – 2017. – № 4. – С. 1–9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32312078
  16. Адеева Т. Н. Проблемные аспекты и факторы готовности к инклюзивному образованию педагогов и родителей // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 4. – С. 129–135. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30071084
  17. Хотылева Т. Ю., Розенблюм С. А. Иллюзии инклюзии: типичные ошибки родителей детей с РАС из опыта инклюзивной школы // Аутизм и нарушения развития. – 2017. – Т. 15, № 3. – С. 48–53. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30266861  
  18. Задорин И. В., Колесникова Е. Ю., Новикова Е. М. Инклюзивное образование в Москве: дифференциация информированности участников как фактор-ограничение // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С. 60–73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15855143
  19. Ажинова А. Е. Инклюзивное образование: барьеры внедрения и психолого-педагогические условия успешной реализации // Вестник Балтийского федерального университета им. Канта. Серия: филология, педагогика, психология. – 2019. – № 2. – С. 93–101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38205866
  20. Горяйнова А. Р. «Место под солнцем»: уровни формирования школьной инклюзии // Журнал исследований социальной политики. – 2019. – Т. 17, № 4. – С. 555–570. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2019-17-4-555-570 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41540302
  21. Грунт Е. В. Инклюзивное образование в современной российской школе: региональный аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2019. – Т. 12, № 1. – С.  67–81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37752769
  22. Sharma U., Armstrong, A. C., Merumeru L., Simi J., Yared H. Addressing barriers to implementing inclusive education in the Pacific // International Journal of Inclusive Education. – 2019. – Vol.  23  (1). – P. 65–78. DOI: https://doi.org/10.1080/13603116.2018.1514751  
  23. Bendixsen S., Danielsen H.. Great expectations: migrant parents and parentschool cooperation in Norway // Comparative education. – 2020. – Vol. 56 (3). – P. 349–364. DOI: https://doi.org/10.1080/03050068.2020.1724486  
  24. Tett L., Macleod G. Enacting home–school partnerships: the roles of headteachers, family-learning practitioners and parents // Cambridge Journal of Education. – 2020. – Vol. 50 (4). – P. 451–468. DOI: https://doi.org/10.1080/0305764X.2020.1722062   
Дата публикации 31.10.2020