Педагогическая медиапсихология: методологическое обоснование интеграционной модели
Проблема и цель. В статье представлена модель педагогической медиапсихологии как раздела психологии образования, предметом которой являются процессы развития, обучения и воспитания личности в условиях медиаопосредствования. Проблема исследования определена противоречием между новыми задачами педагогической психологии, связанными с превращением современного образовательного пространства в медиапространство, и отсутствием комплексного подхода к их решению. Цель исследования – обоснование новой дисциплинарной области, определение ее проблематики, описание объектов и основных методологических установок.
Методология. Для аргументации суждений использованы теоретический анализ научных работ и метод моделирования.
Результаты. Показано, что образовательное медиапространство как объект психологии обладает специфичностью, требующей для своего научного исследования системного взаимосодействия разных дисциплинарных, методологических и инструментальных подходов. На дисциплинарном уровне исследование проблем педагогической медиапсихологии предполагает интеграцию базовых представлений педагогической психологии и медиапсихологии как современного направления социальной психологии. На междисциплинарном – интеграцию подходов и методов психологии, философии, лингвистики, теории текста, социологии и культурологии, без которых невозможен психологический анализ медиатекста как медиатора образовательных процессов. Показана необходимость внутридисциплинарной парадигмальной интеграции традиционной для педагогической психологии теории деятельности с положениями психологии дискурса, психосемиотики, нарративной психологии и психоанализа; интеграции объяснительного и понимающего подхода к анализу объекта исследования; количественных и качественных методов исследования.
Заключение. Педагогическая медиапсихология как самостоятельная область психологии образования презентована в виде интеграционной модели, в которой обозначены ее объекты и содержательно согласующиеся парадигмальные и дисциплинарные подходы.
педагогическая психология; медиапсихология; модель; интеграция; медиапространство; медиатекст; медиакомпетентность; субъекты образования.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44193027
Процентиль актуальности SciVal: 98.383 Community of Inquiry | Social Presence | Online Discussion
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85096857811&origin=...
Educational media psychology: Methodological foundations of an integrated model
1. Баева И. А., Лактионова Е. Б., Гаязова Л. А., Кондакова И. В. Модель психологической безопасности подростка в образовательной среде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2019. – № 194. – С. 7–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42344740&
2. Долганов Д. Н. Современное состояние и актуальные проблемы педагогической психологии // Вестник экспериментального образования. – 2018. – № 2. – С. 29–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35123029
3. Киселева М. И., Нечаев Н. Н. Категория развития в педагогической психологии. Перспективы переосмысления // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2012. – № 640. – С. 9–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17904039
4. Кондаков А. М., Костылева А. А. Цифровая идентичность, цифровая самоидентификация, цифровой профиль: постановка проблемы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2019. – Т. 16, № 3. – С. 207–218. DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-3-207-218 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42358361
5. Костромина С. Н., Медина Бракомонте Н. А., Защиринская О. В. Современные тенденции педагогической психологии и психологии образования // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 16: Психология. Педагогика. – 2016. – № 1. – С. 109–117. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25896527
6. Кыштымова И. М., Кыштымова Е. С. Развивающий потенциал медиапространства // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». – 2019. – Т. 27. – С. 58–73. DOI: https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.27.58 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37337757
7. Кыштымова И. М., Скорова Л. В. Психологическая медиакомпетентность: метауровневая модель // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». – 2018. – Т. 23. – С. 77–87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32714546
8. Кыштымова И. М., Тимофеев С. Б. Влияние видеоигр на геймеров: к проблеме определения трансформационного потенциала игровой активности // Baikal Research Journal. – 2019. – Т. 10, № 4. – С. 3. DOI: https://doi.org/10.17150/2411-6262.2019.10(4).3 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42324626
9. Поддьяков А. Н. Психология обучения в условиях новизны, сложности, неопределённости // Психологические исследования. – 2015. – Т. 8, № 40. – С. 6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23593084
10. Подольский А. И. Вызовы времени и некоторые вопросы педагогической психологии // Мир психологии. – 2016. – № 4. – С. 67–75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28947797
11. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. – 2018. – Т. 9, № 3. – С. 71–80. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090308 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36598708
12. Смирнов С. Д. Методологические проблемы педагогической психологии в ракурсе постнеклассической рациональности // Психологические исследования. – 2014. – Т. 7, № 36. – С. 8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22927601
13. Смирнова Е. О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2. – С. 25–32. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2019.0205 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41103103
14. Степанова М. А. О состоянии педагогической психологии в свете современной социальной ситуации // Вопросы психологии. – 2010. – № 1. – С. 78–91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18931710
15. Ткаченко Н. Н. Типология образовательных сред в современной педагогической психологии // Страховские Чтения. – 2018. – № 26. – С. 319–324. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36999015
16. Яницкий М. С. Психологические аспекты цифрового образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2019. – № 2. – С. 38–44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39243353
17. Alexander P. A. Past as prologue: Educational psychology’s legacy and progeny // Journal of Educational Psychology. – 2018. – Vol. 110 (2). – P. 147–162. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/edu0000200
18. Barr R. Growing Up in the Digital Age: Early Learning and Family Media Ecology // Current Directions in Psychological Science. – 2019. – Vol. 28 (4). – P. 341–346. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0963721419838245
19. Bensley D. A, Lilienfeld S. O. Psychological Misconceptions: Recent Scientific Advances and Unresolved // Current Directions in Psychological Science. – 2017. – Vol. 26 (4). – P. 377–382. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0963721417699026
20. Burns M. Success, failure or no significant difference: Charting a course for successful educational technology integration // International Journal of Emerging Technologies in Learning. – 2013. – Vol. 8 (1). – P. 38–45. DOI: http://dx.doi.org/10.3991/ijet.v8i1.2376
21. Cain J. It’s Time to Confront Student Mental Health Issues Associated with Smartphones and Social Media // American Journal of Pharmaceutical Education. – 2018. – Vol. 82 (7). – P. 6862. DOI: http://dx.doi.org/10.5688/ajpe6862
22. Camilleri M. A., Camilleri A. C. Digital Learning Resources and Ubiquitous Technologies in Education // Technology, Knowledge and Learning. – 2017. – Vol. 22 (1). – P. 65–82. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10758-016-9287-7
23. Fullan M., Pinchot M. The fast track to sustainable turnaround // Educational Leadership. – 2018. – Vol. 75 (6). – P. 48–54. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85054337536&origin=resultslist&sort=cp-f&src=s&st1=Fullan+&st2=m&nlo=1&nlr=20&nls=afprfnm-t&sid=04162add6eee4f6fdede228af1e20d29&sot=anl&sdt=cl&cluster=scopubyr%2c%222018%22%2ct%2c%222017%22%2ct&sl=38&s=AU-ID%28%22Fullan%2c+Michael+G.%22+6602002006%29&relpos=2&citeCnt=0&searchTerm=#references
24. Gao F., Zhang, T., Franklin, T. Designing asynchronous online discussion environments: Recent progress and possible future directions // British journal of educational technology. – 2013. – Vol. 44 (3). – P. 469–483. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-8535.2012.01330.x
25. Goldie J. G. S. Connectivism: A knowledge learning theory for the digital age? // Medical Teacher. – 2016. – Vol. 38 (10). – P. 1064–1069. DOI: http://dx.doi.org/10.3109/0142159X.2016.1173661
26. González-Fernández N., Ramírez-García A., Salcines-Talledo I. Media competence and audiovisual literacy needs of Spanish teachers and families // Education XXI. – 2018. – Vol. 21 (2). – Р. 301–321. DOI: http://dx.doi.org/10.5944/educXX1.16384
27. Gunnar Megan R. Perspectives on Psychological Science: Right Way/Wrong Way Symposium Institute of Child Development, University of Minnesota // Perspectives on Psychological Science. – 2017. – Vol. 12 (4). – P. 680–683. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1745691616689088
28. Heflin H., Shewmaker J., Nguyen J. Impact of mobile technology on student attitudes, engagement, and learning // Computers and Education. – 2017. – Vol. 107. – P. 91–99. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2017.01.006
29. Hodgetts D., Chamberlain K. Developing a Critical Media Research Agenda for Health Psychology // Journal of Health Psychology. – 2006. – Vol. 11 (2). – P. 317–327. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1359105306061190
30. Kelly C., Brower C. Making Meaning Through Media: Scaffolding Academic and Critical Media Literacy With Texts About Schooling // Journal of adolescent and adult literacy. – 2017. – Vol. 60 (6). – P. 655–666. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/jaal.614
31. Kember D., McNaught C., Chong Fanny C. Y., Lam P., Cheng K. Understanding the ways in which design features of educational websites impact upon student learning outcomes in blended learning environments // Computers and Education. – 2010. – Vol. 55 (3). – P. 1183–1192. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2010.05.015
32. Kross E. Is Psychology Headed in the Right Direction? // Perspectives on Psychological Science. – 2017. – Vol. 12 (4). – P. 694–698. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1745691617701184
33. Kyshtymova I. M., Skorova L. V., Medvedeva T. A. Development of Psychological Media Competence // Media Education (Mediaobrazovanie). – 2018. – № 58 (4). – P. 95–108. DOI: http://dx.doi.org/10.13187/me.2018.4.95 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43780299
34. Licorish S. A., Owen H. E., Daniel B., George J. L. Students’ perception of Kahoot!’s influence on teaching and learning // Research and Practice in Technology Enhanced Learning. – 2018. – Vol. 13 (1). – P. 9. DOI: https://doi.org/10.1186/s41039-018-0078-8
35. Lewandowsky S., Ecker U. K. H., Cook J. Beyond Misinformation: Understanding and Coping with the “Post-Truth” Era // Journal of Applied Research in Memory and Cognition. – 6 (4). – P. 353–369. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jarmac.2017.07.008
36. Ling P., Ze Z. Developing digital learning resources for the College Market in China // Publishing Research Quarterly. – 2011. – Vol. 27 (4). – P. 354–363. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s12109-011-9234-3
37. Luo T., Clifton L. Examining collaborative knowledge construction in microblogging-based learning environments // Journal of Information Technology Education: Research. – 2017. – Vol. 16. – P.365-390. DOI: http://dx.doi.org/10.28945/3869
38. Montreuil T. C. The Practice of School and Educational Psychology in Canada: The Best Is Yet to Come // Canadian Journal of School Psychology. – 2016. – Vol. 31 (3). – P. 155–159. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0829573516655231
39. Perez-Escoda A., Garcia-Ruiz R., Aguaded-Gomez I. Media Competence in University Teaching Staff. Validation of an Instrument of Evaluation // Attic-revista d innovacio educative. – 2018. – Vol. 21. – P. 1–9. DOI: http://dx.doi.org/10.7203/attic.21.12550
40. Pötzsch H. Critical Digital Literacy: Technology in Education Beyond Issues of User Competence and Labour-Market Qualifications // TripleC. – 2019. – Vol. 17 (2). – P. 221–240. DOI: http://dx.doi.org/10.31269/triplec.v17i2.1093
41. Saceda M. U., Tesch B. Textual and media competence in the ELE classroom // Foro de profesores de e-le. – 2017. – Vol. 13. – P. 301–311. DOI: http://dx.doi.org/10.7203/foroele.13.10855
42. Wagner C. J., González-Howard M. Studying Discourse as Social Interaction: The Potential of Social Network Analysis for Discourse Studies // Educational Researcher. – 2018. – Vol. 47 (6). – P. 375–383. DOI: http://dx.doi.org/.3102/0013189X18777741