Отбор и медико-биологическое сопровождение одаренных обучающихся, реализующих образовательную и спортивную деятельность
Проблема и цель. В статье представлен обзор публикаций по критериям отбора и медико-биологического сопровождения спортивно одаренных детей в их «двойном карьерном росте» и обоснована необходимость их модернизации на основе цифровых методов исследования функционального состояния организма. Цель: выявить противоречия в современном состоянии организации отбора и медико-биологического сопровождения спортивно одаренных детей как факторов, определяющих функциональное состояние, психофизиологическое здоровье и успешность в образовательной и спортивной деятельности.
Методология. В статье представлен теоретический анализ научно-методических работ по процедуре и содержанию отбора и сопровождения одаренных детей в детско-юношеские спортивные школы. При формулировании авторских позиций использовали аксиоматический метод, аннотирование, анализ и обобщение.
Результаты. Теоретический анализ изученных научно-методических публикаций по теме исследования указывает на необходимость модернизации процедуры отбора детей и подростков в детско-юношеские спортивные школы на основе интегрированного (генетического, психологического и педагогического) заключения о соответствии совокупных индивидуальных показателей юниоров нормативным значениям параметров отбора в каждом отдельном виде спорта.
Обобщение и аксиоматический метод позволил сформулировать основные концептуальные положения авторского подхода исследуемой проблемы. В частности, для обеспечения устойчивого состояния здоровья и высокого уровня общих и специфических резервных возможностей систем обеспечения образовательной и спортивной деятельности (двойного карьерного роста) необходимо:
– в образовательную систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров (преподавателей по физической культуре, тренеров, спортивных психологов и психофизиологов, физиологов) включать специалистов, владеющих современными междисциплинарными знаниями и технологиями в области спортивной науки;
– медико-биологическое сопровождение должно быть дополнено мониторингом психической сферы юных спортсменов, испытывающих повышенный уровень стресс воздействий, связанных с реализацией двойного карьерного пути (сочетание общего образования и спортивной подготовки), с целью сохранения психического здоровья и профилактики «профессионального» выгорания;
– целевое адекватное финансирование научных исследований (государственные задания), на базе детских спортивных школ с обязательным привлечением специалистов по фундаментальным направлениям науки (физиологов, генетиков, биохимиков, психофизиологов) и практиков подготовки спортивного резерва.
Заключение. Использование достижений смежных наук и реальный переход на внедрение новых цифровых дистанционных технологий оценки функционального и психофизиологического состояния обучающихся детско-спортивных школ обеспечат системный, динамический мониторинг, результаты которого будут востребованы перспективными тренерами и спортсменами, муниципальными органами управления, в совокупности формирующими олимпийский резерв Российской Федерации.
спортивный отбор; одаренные дети; оценка функционального состояния; медико-биологическое сопровождение; мониторинг; цифровые технологии.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44193031
Процентиль актуальности SciVal: 91.700 Actinin | Athletic Performance | Peptidyl-Dipeptidase A
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85096820893&origin=...
Selection and biomedical support for gifted children simultaneously involved in education and sports
- Ахмерова К. Ш., Ачкасов Е. Е., Выходец И. Т., Курашвили, В. А., Машковский Е. В. Медицинский контроль за здоровьем юных атлетов в США // Спортивная медицина: наука и практика. – 2014. – № 4. – С. 116–123. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23137362
- Ахметов И. И., Габдрахманова Л. Д., Егорова Э. С., Мартыканова Д. С. Молекулярная диагностика в системе спортивного отбора и ориентации // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2015. – № 3. – С. 29–35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23603195
- Бакулев С. Е., Двейрина О. А. Определение численности спортсменов потенциального, ближайшего и действующего резерва как один из способов управления подготовкой спортивных сборных команд Российской Федерации // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2017. – № 4. – С. 17–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29117248
- Баранов А. А., Альбицкий В. Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления // Казанский медицинский журнал. – 2018. – Т. 99, № 4. – С. 698–705. DOI: https://doi.org/10.17816/KMJ2018-698
- Бауэр В. Г. Основные проблемы подготовки спортивного резерва в России // Вестник спортивной науки. – 2014. – № 5. – С. 31–36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24183864
- Вырупаев К. В., Лапин А. Ю., Титова Н. А., Курашвили В. А. Анализ состояния медико-биологического обеспечения подготовки спортивного резерва // Наука и спорт: современные тенденции. – 2018. – № 4. – С. 11–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36492199
- Зенько М. Ю., Рыбникова Е. А. Перекрестная адаптация: от Ф. З. Меерсона до наших дней. Часть 1. Адаптация, перекрестная адаптация и перекрестная сенсибилизация // Успехи физиологических наук. – 2019. – Т. 50, № 4. – С. 3–13. DOI: https://doi.org/10.1134/S0301179819040088
- Калинин А. В., Бутко Д. Ю., Даниленко Л. А., Артамонова М. В., Терехин В. С. Модель центра медико-биологического сопровождения спортивно одаренных детей и подростков // Педиатр. – 2018. – Т. 9, № 3. –С. 81–84. DOI: https://doi.org/10.17816/PED9381-84
- Латыпов И. К. К вопросу разработки концепции республиканской общеобразовательной школы-интерната для спортивно одаренных детей // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 2. – С. 13–15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25721949
- Лидов П. И., Поляев Б. А., Курашвили В. А., Подливаев Б. А., Тарасевич Г. А., Лапин А. Ю., Кулагина Ю. Б. Основы организации комплексных научных групп в системе научно-методического и медико-биологического обеспечения подготовки спортивного резерва в субъектах Российской Федерации // Вестник спортивных инноваций. – 2017. – № 55. – С. 13–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34935415
- Мирошникова Ю. В., Самойлов А. С., Ключников С. О., Выходец И. Т., Бехтина Е. В. Медико-биологическое обеспечение в детско-юношеском спорте в Российской Федерации (концепция) // Педиатрия. Журнал имени Г. Н. Сперанского. – 2013. – Т. 92, № 1. – С. 143–148. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18889739
- Пономарева О. В. Генетика в современном спорте: научные технологии для новых достижений // Наука молодых (Eruditio Juvenium). – 2018. – Т. 6, № 4. – С. 569–581. DOI: https://doi.org/10.23888/HMJ201864569-581 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36575254
- Попов Ю. А. Проблемы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации // Вестник спортивной науки. – 2010. – № 1. – С. 15–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17096374
- Руженкова В. В. Учебный стресс и состояние психического здоровья выпускников общеобразовательной школы // Социальная и клиническая психиатрия. – 2019. – Т. 29, № 4. C. 42–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41436109
- Сальников В. А., Хозей С. П., Ревенко Е. М. Одаренность в системе спортивного отбора: проблемы и перспективы // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2017. –№ 4. – С. 194–201. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29117291
- Тимакова Т. С., Кулагина Ю. Б., Шилина И. А. Анализ состояния НМО в организациях, ответственных за подготовку спортивного резерва в стране // Вестник спортивной науки. – 2017. – № 5. – С. 23–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30752524
- Хвацкая Е. Е. Психологический компонент в структуре первичного спортивного отбора детей (федеральный экспериментальный (инновационный) проект «Стань Чемпионом») // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 12. – С. 436–441. DOI: https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2019.12.436-441
- Хорунжий А. Н., Николаев А. А. Подготовка олимпийского резерва России: проблемы и решения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2012. – № 4. – С. 34–36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17831980
- Эрлих В. В., Шибкова Д. З., Байгужин П. А. Цифровизация технологий оперативной диагностики функциональных резервов и оценки подготовленности спортсменов // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20, № 1. – С. 52–66. DOI: https://doi.org/10.14529/hsm200107
- Ярышева В. Б., Шибкова Д. З., Сабирьянова Е. С. Особенности эхокардиографических параметров сердца у юных спортсменов в зависимости от пола и спортивной специализации // Человек. Спорт. Медицина. – 2018. – Т. 18, № S. – С. 55–63. DOI: https://doi.org/10.14529/hsm18s08 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36921177
- Fairclough S. J., Dumuid D., Mackintosh K. A., Stone G., Dagger R., Stratton G., Davies I., Boddy L. M. Adiposity, fitness, health-related quality of life and the reallocation of time between children's school day activity behaviours: A compositional data analysis // Preventive Medicine Reports. – 2018. – Vol. 11. – P. 254–261. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pmedr.2018.07.011
- Guth L. M., Roth S. M. Genetic influence on athletic performance // Current Opinion in Pediatrics. – 2013. – Vol. 25 (6). – P. 653–658. DOI: https://doi.org/10.1097/MOP.0b013e3283659087
- Jayanthi N. A., Post E. G., Laury T. C., Fabricant P.D. Health consequences of youth sport specialization // Journal of athletic training. – 2019. – Vol. 54 (10). – P. 1040–1049. DOI: https://doi.org/10.4085/1062-6050-380-18
- Lebrun F., MacNamara A., Collins D., Rodgers S. Supporting young elite athletes with mental health issues: coaches' experience and their perceived role // Sport psychologist. – 2020. – Vol. 34 (1). – P. 43–53. DOI: https://doi.org/10.1123/tsp.2019-0081
- Marcus J., Reif S., Wuppermann A., Rouche A. Increased instruction time and stress-related health problems among school children // Journal of Health Economics. – 2020. – Vol. 70. – P. 102256. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jhealeco.2019.102256
- Rabbani A., Baseri M.K., Reisi J., Clemente F. M., Kargarfard M. Monitoring collegiate soccer players during a congested match schedule: Heart rate variability versus subjective wellness measures // Physiology & behavior. – 2018. – Vol. 194. – P. 527–531. DOI: https://doi.org/10.1016/j.physbeh.2018.07.001
- Ray T., Choi J., Reeder, J., Lee S. P., Aranyosi A. J., Ghaffari R., Rogers J. A. Soft, skin-interfaced wearable systems for sports science and analytics // Current Opinion in Biomedical Engineering. – 2019. – Vol. 9. – P. 47–56. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cobme.2019.01.003
- Sandardos S. S., Chambers T. P. “It’s not about sport, it’s about you”: An interpretative phenomenological analysis of mentoring elite athletes // Psychology of Sport and Exercise. – 2019. – Vol. 43. – P. 144–154. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2019.02.003
- Sarmento A., Vignati C., Paolillo S., Lombardi C., Scoccia A., Nicoli F., Mapelli M., Leonardi A., Ossola D., Rigoni R., Agostoni P., Aliverti A. Qualitative and quantitative evaluation of a new wearable device for ECG and respiratory Holter monitoring // International Journal of Cardiology. – 2018. – Vol. 272. – P. 231–237. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijcard.2018.06.044
- Shibkova D. Z. Yarysheva V. B., Baiguzhin P. A., Romanov Yu. N. Electrocardiographic values associated with SERPAIN (PAI-1) gene mutation sensitivity in young athletes for forecasting cardiovascular disorders // Человек. Спорт. Медицина. – 2018. – Т. 18, № S. – С. 7–12. DOI: https://doi.org/10.14529/hsm18s01 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36921170
- Tharabenjasin P., Pabalan N., Jarjanazi H. Association of PPARGC1A Gly428Ser (rs8192678) polymorphism with potential for athletic ability and sports performance: A meta-analysis // PLoS ONE. – 2019. – Vol. 14 (1). – P. e0200967. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0200967
- Weyerstrass J., Stewart K., Wesselius A., Zeegers M. Nine genetic polymorphisms associated with power athlete status – A Meta-Analysis // Journal of Science and Medicine in Sport. – 2018. – Vol. 21 (2). – P. 213–220. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsams.2017.06.012