Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 5, С. 67–83
УДК: 
377+159.9

Оценка студентами педагогического университета собственной подготовки к разрешению конфликтов

Сиврикова Н. В. 1 (Челябинск, Россия), Черникова Е. Г. 1 (Челябинск, Россия), Пташко Т. Г. 1 (Челябинск, Россия), Харланова Е. М. 1 (Челябинск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Актуальность изучения проблемы качества формирования конфликтологической компетенции педагогов обусловлена важностью способности к мирному разрешению конфликтов в педагогической деятельности. Неоправданно низкое число исследований субъективного мнения студентов по вопросам их профессиональной подготовки в этой области определило цель данного исследования: выявление особенностей оценки студентами педагогического университета собственной подготовки к разрешению конфликтов.
Методология. Методологической основой данного исследования стали системный подход, теоретические методы системного анализа и синтеза, сравнения, обобщения. Для сбора эмпирических данных был проведен онлайн опрос студентов педагогического вуза (г. Челябинск, Россия). В опросе приняли участие 287 человек (63 мужчины и 224 женщины).
Результаты. Исследовав оценку студентами необходимости, состава, результативности и удовлетворенности конфликтологической подготовкой, выявлено, что в условиях отсутствия системной реализации конфликтологической подготовки, обнаруживается разрыв между более представленной теоретической составляющей и недостаточно представленной
практической составляющей подготовки, обеспечивающей получение опыта применения технологий разрешения конфликтов в педагогической деятельности. Исследователи приходят к выводу, что будущие педагоги нуждаются в целенаправленной конфликтологической подготовке, т. к. они считают себя недостаточно подготовленными для решения конфликтов в школе.
Заключение. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что субъективная оценка профессиональной подготовки в области разрешения конфликтов студентов-педагогов обладает следующими особенностями: 1) опосредованность вовлеченностью в педагогическую деятельность; 2) недостаточная сформированность субъектной позиции студентов в отношении реализации собственной потребности в формировании конфликтологической компетенции.

Ключевые слова: 

конфликтологическая готовность; конфликтологическая компетенция; удовлетворенность обучением; будущие педагоги; профессиональное обучение; высшее образование; управление конфликтами.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44193024

Процентиль актуальности SciVal: 99.933 Technology Acceptance Model | Mobile Payment | UTAUT

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85096855384&origin=...

Self-assessment of conflict resolution competencies by undergraduate students pursuing an education degree

Библиографическая ссылка:
Сиврикова Н. В., Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Харланова Е. М. Оценка студентами педагогического университета собственной подготовки к разрешению конфликтов // Science for Education Today. – 2020. – № 5. – С. 67–83. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2005.04
Список литературы: 
  1. Алпысбаева М. Б., Карманова Ж. А., Боброва В. В., Шарзадин А. М., Маженова Р. Б. Формирование конфликтологической компетенции социальных работников у студентов вуза // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 3. – С. 58–80. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.04  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38538208
  2. Бисембаева А. К., Сиврикова Н. В. Формирование конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4. – С. 147–154. DOI: http://dx.doi.org/10.25588/CSPU.2018.87..4..016  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36589662  
  3. Перикова Е. И., Атаманова И. В., Богомаз С. А. Специфика психологической готовности к инновационной деятельности молодежи Санкт-Петербурга и Томска // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 1. – С. 62–78. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2001.04  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42525586  
  4. Рослякова С. В., Харланова Е. М., Артемьева Н. П., Черникова Е. Г., Рябых И. Г. Конфликтологическая подготовка будущих педагогов в вузе // Ученые записки университета Лесгафта. – 2019. – № 11. – С. 375–380. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41495444  
  5. Смолянинова О. Г., Попова Ю. В. Дефициты компетенций педагогов в контексте использования технологии медиации в образовании // Образование и саморазвитие. – 2019.  – Т. 14, № 3. – С. 127–139. DOI: http://dx.doi.org/10.26907/esd14.3.12  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41335950  
  6. Фролова Е. В., Рябова Т. М., Рогач О. В., Зуйкина А. В. Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 3. – С. 227–239. DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.2019.3.17  URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38545601  
  7. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Руденко А. В. Адаптация и профессиональное развитие молодых педагогов общеобразовательных организаций (по материалам общероссийского социологического исследования) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 7. – С. 114–122. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30450992  
  8. Al-Fraihat D., Joy M., Masa’deh R., Sinclair J. Evaluating E-learning systems success: An empirical study // Computers in Human Behavior. – 2020. – Vol. 102. – Р. 67–86. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.08.004  
  9. Ashraf M., Huma A. Professional development needs of primary school teachers in Khyber Pakhtunkhwa to teach peace // Education 3-13. – 2020. – Vol. 48 (4). – Р. 405–412. DOI:  https://doi.org/10.1080/03004279.2019.1614085  
  10. Belonogova E. V., Prokopyeva N. G. Algorithms for mediative restorative work of the Territorial Reconciliation Service in difficult cases // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2020. – Vol. 13 (2). – Р. 179–190. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0549  
  11. Blunk E. M., Russell E. M., Armga C. J. The role of teachers in peer conflict: implications for teacher reflections // Teacher Development. – 2017. – Vol. 21 (5). – P. 597–608. DOI: https://doi.org/10.1080/13664530.2016.1273847  
  12. Da Costa E. P., Sá S. Teacher Narratives on the Practice of Conflict Mediation // Advances in Intelligent Systems and Computing. – 2019. – Vol. 861. – Р. 156–169. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-01406-3_14  
  13. García-Raga L., Bo Bonet M. R., Lasagabaster M. J. Significado y sentido de la mediación escolar desde la perspectiva del alumnadomediador de secundaria // REOP – Revista Española de Orientación y Psicopedagogía. – 2018. – Vol. 29 (3). – P. 79–93. DOI: https://doi.org/10.5944/reop.vol.29.num.3.2018.23322  
  14. Gunduz N., Uzunboylu H., Ozcan D. Developing and testing a scale to assess teachers’ attitudes toward peer mediation of student disputes // Social Behavior and Personality: An international journal. – 2017. – Vol. 45 (10). – P. 1745–1760. DOI: https://doi.org/10.2224/sbp.6798  
  15. Iranzo-García P., Camarero-Figuerola M., Barrios-Arós C., Tierno-García J.-M., Gilabert-Medina S. What do Teachers Think about School Leadership Competences and their Pre-Service Training? // REICE. Revista Iberoamericana sobre Calidad, Eficacia y Cambio en Educación. – 2018. – Vol.  16 (3). – P. 29–48. DOI: https://doi.org/10.15366/reice2018.16.3.002
  16. Kuzmanović M., Labrović J. A., Nikodijević A. Designing E-learning environment based on student preferences: Conjoint analysis approach // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. – 2019. – Vol. 7 (3). – Р. 37–47. DOI: https://doi.org/10.5937/IJCRSEE1903037K  
  17. Lamb S., Snodgrass L. A nonviolent pedagogical approach for Life Orientation teacher development: The Alternatives to Violence Project // Educational Research for Social Change. – 2017. – Vol. 6 (2). – P. 1–15. DOI: https://dx.doi.org/10.17159/2221-4070/2017/v6i2a1  
  18. Lindqvist H., Weurlander M., Wernerson A., Thornberg R. Conflicts viewed through the micro-political lens: beginning teachers’ coping strategies for emotionally challenging situations // Research Papers in Education. – 2019. – P. 1–20. DOI: https://doi.org/10.1080/02671522.2019.1633559  
  19. Marocco D., Dell'Aquila E., Zurlo M. C., Vallone F., Barajas M., Frossard F., di Ferdinando A., di Fuccio R., Lippens M., van Praag L., Protopsaltis A., Swertz C., Arslan P. Y., Mazzucato A. Attain Cultural Integration through teachers' Conflict Resolution skills Development: The ACCORD project // Qwerty. – 2019. – Vol. 14 (2). – P. 11–30. DOI: https://doi.org/10.30557/QW000015  
  20. Rachmawati R., Octavia E., Dewi Herawati S., Sinaga O. Culture, Environment and E-learning as Factor in Student Performance (Case Studies in Management Accounting Study Programs) // Universal Journal of Educational Research. – 2019. – Vol. 7 (4A). – Р. 72–78. DOI: https://doi.org/10.13189/ujer.2019.071411  
  21. Theresiawati T., Seta H. B., Hidayanto A. N., Abidin Z. Variables Affecting E-Learning Services Quality in Indonesian Higher Education: Students’ Perspectives // Journal of Information Technology Education: Research. – 2020. – Vol. 19. – Р. 259–286. DOI: https://doi.org/10.28945/4489  
  22. Torrijos Fincias P., Torrecilla Sánchez E. M., Rodríguez Conde M. J. Experimental evaluation of emotional development programmes for teachers in Secondary Education // Annals of Psychology. – 2018. – Vol. 34 (1). – P. 68–76. DOI: https://doi.org/10.6018/analesps.34.1.273451  
  23. Tortez L. M., Quinlan P. S., Makaryus A. N., George C, Caruso V., Gilman S., Ricardo A., Fornari A. The long‐term impact of an interprofessional humanistic faculty development programme: A qualitative investigation // Journal of Evaluation in Clinical practice. – 2020. – Vol. 26 (3). – P.  738–746. DOI: https://doi.org/10.1111/jep.13277  
  24. Zhang M. H., Su C. Y., Li Y., Li Y. Y. Factors affecting Chinese university students’ intention to continue using virtual and remote labs // Australasian Journal of Educational Technology. – 2020.  – Vol. 36 (2). – Р. 169–185. DOI: https://doi.org/10.14742/AJET.5939  
Дата публикации 31.10.2020