Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования
Проблема и цель. В статье исследуются проблемы взаимосвязи и соотношения цифрового и бумажного чтения в читательской деятельности современных подростков. Цель работы – выявить особенности цифрового чтения школьников подросткового возраста в сравнении с чтением с листа.
Методология. Использованы методы теоретического анализа и обобщения результатов исследования цифрового чтения, методы анкетирования, экспертных оценок, фокус-группы и индивидуального структурированного интервью. Осуществлен количественный и качественный анализ полученных данных. В выборку вошли 1835 школьников 5–8-х классов (11–15 лет) из 14 регионов России.
Результаты. Авторы обобщили итоги теоретико-эмпирического исследования цифрового чтения подростков в сравнении с чтением с листа. Для выявления специфики цифрового чтения современных школьников 5–8-х классов разработана и эмпирически верифицирована анкета «Бумага vs экран (чтение с листа и с экрана)». Проведен анализ содержания читательской деятельности подростков в интернете, ее широты и интенсивности, предпочтений читателей относительно среды (аналоговая/цифровая) и носителя (для электронных текстов – конкретного устройства).
Заключение. Авторы делают вывод, что в настоящее время читательская деятельность российских подростков характеризуется сосуществованием старых и новых практик чтения, однако доминирующим форматом чтения книг остается чтение с листа. Особенностями цифрового чтения подростков являются стихийность, прагматичность и ситуативность. В этом чтении превалируют короткие тексты информационного и развлекательного характера, относящиеся к бытовой сфере коммуникации. В качестве важнейшего условия эффективности цифрового чтения выделено целенаправленное обучение данному виду деятельности в школе.
цифровое чтение; чтение с листа; подростки 11–15 лет; электронный носитель; бумажный носитель; читательские предпочтения.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44193022
Процентиль актуальности SciVal: 83.577 Font | Typeface | Legibility
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85096931553&origin=...
- Балакина Ю. В. Электронный текст: принципиально новый тип текста? // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. – 2016. – Т. 15, № 3. – С. 17–27. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2016.3.2 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27248794
- Ломбина Т. Н., Мансуров В. А., Юрченко О. В. Проблемы чтения в новой цифровой реальности (на примере школьников). Часть 1 // Социологическая наука и социальная практика. – 2019. – Т. 7, № 4. – C. 97–107. DOI: https:/doi.org/10.19181/snsp.2019.7.4.6803. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41708295
- Сметанникова Н. Н. Чтение с листа и с экрана // Высшее образование сегодня. – 2012. – № 1. – С. 42–48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18249865
- Собкин В. С., Федотова А. В. Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально-психологическом самочувствии // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 3. – С. 23–36. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2018.0303. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36510707
- Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 2. – С. 50–60. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2016.0205. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27536970
- Чудинова В. П. Чтение и литературные предпочтения школьников поколения Z: социокультурный контекст // Обсерватория культуры. – 2018. – Т. 15, № 6. – С. 668–681. DOI: https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-6-668-681 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36956355
- Ackerman R., Lauterman T. Taking reading comprehension exams on screen or on paper? A metacognitive analysis of learning texts under time pressure // Computers in Human Behavior. – 2012. – Vol. 28 (5). – P. 1816–1828. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2012.04.023
- Askwall S. Computer-supported reading vs. reading text on paper: a comparison of two reading situations // International Journal of Man-Machine Studies. – 1985. – Vol. 22 (4). – Р. 425–439. DOI: https://doi.org/10.1016/S0020-7373(85)80048-1
- Baron N. S., Calixte R. M., Havewala M. The persistence of print among university students: An exploratory study // Telematics and Informatics. – 2017. – Vol. 34 (5). – P. 590–604. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tele.2016.11.008
- Blom H., Segers E., Knoors H., Hermans D., Verhoeven L. Comprehension and navigation of networked hypertexts // Journal of Computer Assisted Learning. – 2018. – Vol. 34 (3). – P. 306–314. DOI: https://doi.org/10.1111/jcal.12243
- Chen G., Cheng W., Chang T., Zheng X., Huang R. A comparison of reading comprehension across paper, computer screens, and tablets: Does tablet familiarity matter? // Journal of Computers in Education. – 2014. – Vol. 1. – P. 213–225. DOI: https://doi.org/10.1007/s40692-014-0012-z
- Clinton V. Reading from paper compared to screens: A systematic review and meta-analysis // Journal of Research in Reading. – 2019. – Vol. 42 (2). – Р. 288–324. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9817.12269
- Coiro J. Toward a Multifaceted Heuristic of Digital Reading to Inform Assessment, Research, Practice, and Policy // Reading Research Quarterly. – 2020. – Online first version. DOI: https://doi.org/10.1002/rrq.302
- Daniel D., Woody W. E-textbooks at what cost? Performance and use of electronic v. print texts // Computers & Education. – 2013. – Vol. 62. – P. 18–23. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2012.10.016
- Delgado P., Vargas C., Ackerman R., Salmerón L. Don’t throw away your printed books: A meta-analysis on the effects of reading media on reading comprehension // Educational Research Review. – 2018. – Vol. 25. – P. 23–38. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2018.09.003
- Dillon A. Reading from Paper versus Screens: A Critical Review of the Empirical Literature // Ergonomics. – 1992. – Vol. 35 (10). – P. 1297–1326. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00140139208967394
- Fesel S., Segers E., Verhoeven L. Individual variation in children's reading comprehension across digital text types // Journal of Research in Reading. – 2017. – Vol. 41 (1). – P. 106–121. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9817.12098
- Golan D., Barzillai M., Katzir T. The effect of presentation mode on children’s reading preferences, performance, and self-evaluations // Computers & Education. – 2018. – Vol. 126. – P. 346–358. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.08.001
- Gu X., Wu B., Xu X. Design, development, and learning in e-textbooks: what we learned and where we are going // Journal of Computers in Education. – 2015. – Vol. 2. – P. 25–41. DOI: https://doi.org/10.1007/s40692-014-0023-9
- Halamish V., Elbaz E. Children's reading comprehension and metacomprehension on screen versus on paper // Computers & Education. – 2019. – Vol. 145. – Art. no. 103737. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.103737
- Hermena E.W., Sheen M., AlJassmi M., AlFalasi K., AlMatroushi M., Jordan T. R. Reading rate and comprehension for text presented on tablet and paper: Evidence from Arabic // Frontiers in Psychology. – 2017. – Vol. 8. – Art. no. 257. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00257
- Kong Y., Seo Y., Zhai L. Comparison of reading performance on screen and on paper: A meta-analysis // Computers & Education. – 2018. – Vol. 123. – P. 138–149. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.05.005
- Köpper M., Mayr S., Buchner A. Reading from computer screen versus reading from paper: does it still make a difference? // Ergonomics. – 2016. – Vol. 59 (5). – P. 615–632. DOI: https://doi.org/10.1080/00140139.2015.1100757
- Lenhard W., Schroeders U., Lenhard A. Equivalence of Screen Versus Print Reading Comprehension Depends on Task Complexity and Proficiency // Discourse Processes. – 2017. – Vol. 54 (5–6). – P. 427–445. DOI: https://doi.org/10.1080/0163853X.2017.1319653
- Lim H., Jung H. Factors related to digital reading achievement: A multi-level analysis using international large scale data // Computers & Education. – 2019. – Vol. 133. – P. 82–93. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.01.007
- Loh C., Sun B. “I’d still prefer to read the hard copy”: adolescents’ print and digital reading habits // Journal of Adolescent and Adult Literacy. – 2019. – Vol. 62 (6). – P. 663–672. DOI: https://doi.org/10.1002/jaal.904
- Mangen А., Walgermo B., Brønnick K. Reading linear texts on paper versus computer screen: Effects on reading comprehension // International Journal of Educational Research. – 2013. – Vol. 58. – P. 61–68. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2012.12.002
- Mangen A., Olivier G., Velay J.-L. Comparing Comprehension of a Long Text Read in Print Book and on Kindle: Where in the Text and When in the Story? // Frontiers in Psychology. – 2019. – Vol. 10. – Art. no. 38. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00038
- Mayr S., Köpper M., Buchner A. Effects of high pixel density on reading comprehension, proofreading performance, mood state, and physical discomfort // Displays. – 2017. – Vol. 48. – P. 41–49. DOI: https://doi.org/10.1016/j.displa.2017.03.002
- Myrberg C., Wiberg N. Screen vs. paper: what is the difference for reading and learning? // Insights. – 2015. – Vol. 28 (2). – P. 49–54. DOI: https://doi.org/10.1629/uksg.236
- Muter P., Maurutto P. Reading and skimming from computer screens and books: the paperless office revisited? // Behaviour & Information Technology. – 1991. – Vol. 10 (4). – P. 257–266. DOI: https://doi.org/10.1080/01449299108924288
- Oborne D., Holton D. Reading from screen versus paper: there is no difference // International Journal of Man-Machine Studies. – 1988. – Vol. 28 (1). – Р. 1–9. DOI: https://doi.org/10.1016/S0020-7373(88)80049-X
- Rasmusson M., Eclund M. “It’s easier to read on the Internet – you just click on what you want to read…” // Computer Science. Education and Information Technologies. – 2012. – Vol. 18. – P. 401–419. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-012-9190-3
- Rockinson-Szapkiw A., Courduff J., Carter K., Bennett D. Electronic versus traditional print textbooks: A comparison study on the influence of university students’ learning // Computers & Education. – 2013. – Vol. 63. – P. 259–266. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2012.11.022
- Rose E. The phenomenology of on-screen reading: University students’ lived experience of digitised text // British Journal of Educational Technology. – 2011. – Vol. 42 (3). – P. 515–526. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8535.2009.01043.x
- Singer L., Alexander P. Reading Across Mediums: Effects of Reading Digital and Print Texts on Comprehension and Calibration // The Journal of Experimental Education. – 2017. – Vol. 85 (1). – P. 155–172. DOI: https://doi.org/10.1080/00220973.2016.1143794
- Støle H., Mangen A., Schwippert K. Assessing children’s reading comprehension on paper and screen: a mode-effect study // Computers & Education. – 2020. – Vol. 151. – Art. no. 103861. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.103861
- Stoop J., Kreutzer P., Kircz J. Reading and learning from screen versus print: A study in changing habits: Part 1 // New Library World. – 2013. – Vol. 114 (7/8). – P. 284–300. DOI: https://doi.org/10.1108/NLW-01-2013-0012
- Turner K., Hicks T., Zucker L. Connected Reading: A Framework for Understanding How Adolescents Encounter, Evaluate, and Engage With Texts in the Digital Age // Reading Research Quarterly. – 2020. – Vol. 55 (2). – P. 291–309. DOI: https://doi.org/10.1002/rrq.271
- Vincent J. Students’ use of paper and pen versus digital media in university environments for writing and reading – a cross-cultural exploration // Journal of Print Media and Media Technology Research. – 2016. – Vol. 5 (2). – P. 97–106. DOI: https://doi.org/10.14622/JPMTR-1602
- Wijekumar K., Meyer B., Lei P. Web-based text structure strategy instruction improves seventh graders’ content area reading comprehension // Journal of Educational Psychology. – 2017. – Vol. 109 (6). – P. 741–760. DOI: https://doi.org/10.1037/edu0000168
- Young J. A study of print and computer-based reading to measure and compare rates of comprehension and retention // New Library World. – 2014. – Vol. 115 (7/8). – P. 376–393. DOI: https://doi.org/10.1108/NLW-05-2014-0051