Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 5, С. 84–103
УДК: 
159.922.736.4 +316.624 +364.044.2 +371

Анализ копинг-стратегий подростков делинквентного поведения как условие оптимизации психолого-педагогического сопровождения учащихся

Волченкова Е. В. 1 (Киров, Россия), Кузнецова Е. В. 2 (Киров, Россия), Санникова Ю. П. 2 (Киров, Россия), Семено Н. С. 2 (Киров, Россия), Воронина О. А. 1 (Киров, Россия)
1 Вятский государственный университет
2 Кировский государственный медицинский университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема оптимизации психолого-педагогического сопровождения подростков делинквентного поведения. Цель статьи заключается в анализе копинг-стратегий подростков делинквентного поведения как условия оптимизации психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Методология. Исследование проведено на основе принципов методологических подходов: системного, личностного, деятельностного и субъектного. В качестве методов исследования применялись теоретический анализ психолого-педагогической и социологической литературы, констатирующий эксперимент, тестирование, анкетирование, анализ психолого-медико-педагогической документации, качественный и количественный анализ с применением методов математической и статистической обработки данных (F-критерий Фишера).
Результаты. Обоснованы критерии анализа копинг-стратегий подростков. Выявлены статистически значимые различия в проявлении стресс-факторов, ресурсов, копинг-стратегий подростков социальной нормы и делинквентного поведения. Установлено, что копинг-стратегии делинквентных подростков наряду с негативными характеристиками имеют и ресурсный потенциал, который был рассмотрен как ориентир для осуществления профилактической,коррекционной работы и организации обучения с ними. Было обнаружено, что подростки делинквентного поведения чаще применяют адаптивные, либо относительно адаптивные когнитивные и эмоциональные копинг-стратегии при решении стрессовых ситуаций (установка собственной ценности, сохранение самообладания, оптимизм). Поведенческие копинг-стратегии в большинстве случаев носят характер неадаптивных (компенсация, отступление, отвлечение). В статье определены условия, при учете которых можно повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения учащихся на основе анализа их копинг-стратегий.
Заключение. Показано, что психолого-педагогическое сопровождение делинквентных подростков можно оптимизировать, если учитывать особенности их копинг-стратегий.

Ключевые слова: 

подростки; cтресс-факторы; ресурсы; копинг-стратегии; адаптивные, неадаптивные копинг-стратегии; делинквентное поведение; психолого-педагогическое сопровождение.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44193025

Процентиль актуальности SciVal: 93.327 Homeless Youth | Runaway Behavior | Crime Victims

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85096835107&origin=...

Analysis of coping strategies of adolescents with delinquent behavior as a factor of improving psychological and educational support for students

Библиографическая ссылка:
Волченкова Е. В., Кузнецова Е. В., Санникова Ю. П., Семено Н. С., Воронина О. А. Анализ копинг-стратегий подростков делинквентного поведения как условие оптимизации психолого-педагогического сопровождения учащихся // Science for Education Today. – 2020. – № 5. – С. 84–103. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2005.05
Список литературы: 
  1. Андронникова О. О. Специфика психолого-педагогического сопровождения виктимных подростков, склонных к бродяжничеству // Science for Education Today. – 2019. – № 1. – С.  123–136. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.08 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38165988
  2. Копытов А. В. Особенности копинг-стратегий и их формирования у лиц, страдающих алкогольной зависимостью // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. – 2018. – Т.  9, № 2. – С. 185–196. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34886777
  3. Муздыбаев К. Н. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. – Т. 1, № 2. – С. 102–112. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17084987
  4. Простакишина Ю. А. Смысложизненные ориентации несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 3. – С. 278–281. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35204131
  5. Рокицкая Ю. А. Факторная структура копинг-поведения подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3. – С. 220–233. DOI: https://doi.org/10.25588/CSPU.2018.03.23  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35395573
  6. Ручко Л. С. Психолого-педагогическое сопровождение личностных достижений подростка с использованием потенциалов группы как коллективного субъекта // Смальта. – 2014. – №  5. – С. 31–33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22561192
  7. Смирнова А. Н. Социальная субъектность и девиантное поведение подростков // Социологические исследования. – 2017. – № 6. – С. 117–122.  DOI: https://doi.org/10.7868/S0132162517060113  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29405029
  8. Хломов К. Д., Бочавер А. А., Корнеев А. А. Копинг-стратегии и образовательная среда подростков // Социальная психология и общество. – 2020. – Т. 11, № 2. – С. 180–199. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43045557  DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110211
  9. Черенева Е. А., Ермакова Л. В. Копинг-стратегии подростков с аддиктивной и делинквентной формой девиантного поведения: монография. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2016. – 212 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26361941
  10. Чернышева Н. В., Зыкина Е. С. Региональный опыт организации борьбы с беспризорностью несовершеннолетних в 1918–1935 гг. // Отечественный журнал социальной работы. – 2014. – № 1. – С. 60–66. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21578766
  11. Bender K., Begun S., Durbahn R., Ferguson K., Schau N. My own best friend: homeless youths’ hesitance to seek help and strategies for coping independently after distressing and traumatic experiences // Social Work in Public Health. – 2018. – Vol. 33 (3). – P. 149–162. URL: https://doi.org/10.1080/19371918.2018.1424062
  12. Inguglia C., Ingoglia S., Costa S., Liga F. Associations between peer pressure and adolescents’ binge behaviors: the role of basic needs and coping // The Journal of Genetic Psychology. – 2019. – Vol. 180 (2–3). – P. 144–155. DOI: https://doi.org/10.1080/00221325.2019.1621259 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42040715
  13. Liga F., Inguglia C., Gugliandolo M. C., Ingoglia S., Costa S. The socialization of coping strategies in adolescence: the modeling role of parents // Anxiety, Stress and Coping. – 2019. – Vol. 33 (1). – P. 47–58. DOI: https://doi.org/10.1080/10615806.2019.1666248 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42306596
  14. Lushin V., Jaccard J., Kaploun V. Parental monitoring, adolescent dishonesty and underage drinking: A nationally representative study // Journal of Adolescence. – 2017. – Vol. 57. – P. 99–107. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.04.003 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29504096
  15. Onrust S. A., Otten R., Lammers J., Smit F. School-based programmes to reduce and prevent substance use in different age groups: What works for whom? Systematic review and meta-regression analysis // Clinical Psychology Review. – 2016. – Vol. 44. – P. 45–59. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cpr.2015.11.002
  16. Parks M. J., Solomon R. J., Solomon S., Rowland B. C., Hemphill S. A., Patton G. C., Toumbourou J. W. Delinquency, school context, and risk factors in India, Australia, and the United States: implications for prevention // Journal of Research Adolescence. – 2020. – Vol. 30 (S1). – P. 143–157. DOI: https://doi.org/10.1111/jora.12455
  17. Skinner E. A., Edge K., Altman J., Sherwood H. Searching for the structure of coping: a review and critique of category systems for classifying ways of coping // Psychological Bulletin. – 2003.  – Vol. 129 (2). – P. 216–269. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.129.2.216 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=8301401
  18. Terrion J. L., Rocchi M., O'Rielly S. The relationship between friendship quality and antisocial behavior of adolescents in residential substance abuse treatment // Journal of Groups in Addiction and Recovery. – 2015. – Vol. 10 (2). – P. 141–162. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1556035X.2015.1034823
  19. Thomas A. G., Ozbardakci N., Fine A., Steinberg L., Frick P. J., Cauffman E. Effects of Physical and Emotional Maternal Hostility on Adolescents’ Depression and Reoffending // Journal of Research Adolescence. – 2018. – Vol. 28 (2). – P. 427–437. DOI: https://doi.org/101111/jora.12345
  20. Tremolada M., Bonichini S., Taverna L. Coping strategies and perceived support in adolescents and young adults: the predictive model of self-reported cognitive and mood problems // Psychology. – 2016. – Vol. 7 (14). – P. 1858–1871. DOI: https://doi.org/10.4236/psych.2016.714171
  21. Tyler K. A., Schmitzb R. M. Child abuse, mental health and sleeping arrangements among homeless youth: Links to physical and sexual street victimization // Children and Youth Services Review.  – 2018. – Vol. 95. – P. 327–333. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2018.11.018
  22. Walters G. D., Espelage D. L. Exploring the victimization‒early substance misuse relationship: In search of moderating and mediating effects // Child Abuse and Neglect. – 2018. – Vol. 81. – P.  354–365. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2018.05.006
  23. Yoon S., Pei F., Wang X., Yoon D., Lee G., McCarthy K. S., Schoppe-Sullivan S. J. Vulnerability or resilience to early substance use among adolescents at risk: The roles of maltreatment and father involvement // Child Abuse and Neglect. – 2018. – Vol. 86. – P. 206–216. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2018.09.020
Дата публикации 31.10.2020