Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 5, С. 211–225
УДК: 
159.91+ 159.922 +371

Оценка значимости факторов стресса, нерационального питания и низкой физической активности для здоровья школьников

Кочетова Ю. Ю. 1 (Барнаул, Россия), Старчикова М. В. 1 (Барнаул, Россия), Бендрикова А. Ю. 1 (Барнаул, Россия), Репкина Т. В. 2 (Барнаул, Россия)
1 Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России
2 Краевой центр медицинской профилактики «Центр общественного здоровья»
Аннотация: 

Проблема и цель. Для поддержания психологического и физического здоровья школьников в условиях образовательного процесса необходимо понимание всех обстоятельств, влияющих на развитие ребенка. Целью статьи является оценка значимости факторов стресса, нерационального питания и низкой физической активности для здоровья школьников.
Методология. В работе использованы общетеоретические, эмпирические и статистические методы. Исследование опирается на научную литературу, посвященную проблеме стресса у детей в период обучения в школе, а также источники, содержащие статистические данные по изучаемой тематике. Для понимания степени влияния стресса и сопутствующих ему факторов на здоровье школьников в возрасте 11–12 лет нами было проведено исследование на базе КГБУЗ «Краевой центр медицинской профилактики «Центр общественного здоровья», которое проводилось в два этапа. На первом этапе осуществлялось медицинское исследование согласно методическим рекомендациям «Оказание медицинской помощи детскому населению в центрах здоровья для детей». В рамках медицинского исследования измерялись основные показатели физического здоровья (артериальное давление, уровень холестерина и глюкозы, ЭКГ). На втором этапе применен анкетный опрос, содержащий вопросы о привычках, условиях проживания. Методы, используемые для анализа данных, полученных в ходе исследования, – анализ линейных распределений, двумерный анализ таблиц сопряженности, кластерный анализ. Выборочная совокупность составила 3241 учащихся средних общеобразовательных школ Алтайского края в возрасте 11–12 лет.
Результаты. Авторами проанализированы современные научные работы, касающиеся вопроса влияния стресса на психофизиологическое здоровье ребенка. В исследуемой группе школьников помимо высоких показателей стресса и наличия признаков депрессии, были выявлены показатели сопутствующих факторов риска возникновения заболеваний. Среди них: нерациональное питание и низкая физическая активность. Установлена взаимосвязь стресса и нарушения ритма сердца по показаниям ЭКГ. Авторы отмечают зависимость между здоровым образом жизни и минимальным количеством стресса у школьников и их успехами в обучении.
Заключение. Авторами на основе статистического анализа данных исследования сделан вывод о значительных физиологических и психологических отклонениях в показателях здоровья школьников: уровень холестерина, артериальное давление, показатели стресса и депрессии, физической активности и нарушение принципов рационального питания, ожирение. Опираясь на данные анкетного опроса, авторы отмечают, что дети осознают необходимость здорового образа жизни, но далеко не все его придерживаются.

Ключевые слова: 

стресс; здоровье школьников; депрессия; физическая активность; академическая успеваемость; нерациональное питание.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44193032

Процентиль актуальности SciVal: 82.004 Physical Development | Russian North | Nenets

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85096864203&origin=...

Evaluating the impact of stress factors, inadequate nutrition and low physical activity on schoolchildren’s health

Библиографическая ссылка:
Кочетова Ю. Ю., Старчикова М. В., Бендрикова А. Ю., Репкина Т. В. Оценка значимости факторов стресса, нерационального питания и низкой физической активности для здоровья школьников // Science for Education Today. – 2020. – № 5. – С. 211–225. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2005.12
Список литературы: 
  1. Емельянова Т. П., Дробышева Т. В. Комплексное исследование коллективных переживаний социальных проблем: количественные и качественные методы // Социальная психология и общество. – 2019. – Т. 9, № 3. – С. 166–175. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090316   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36598721
  2. Жамсаранова С. Д., Чукаев С. А., Дымшеева Л. Д., Лебедева С. Н. Влияние характера питания на антиоксидантный статус организма обучающейся молодежи // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 1. – С. 226–248.  DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.14  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38165994
  3. Козлова А. П., Корощенко Г. А., Ломовский И. О., Головин М. С., Гордеева Е. И., Недовесова  С. А., Айзман Р. И. Профилактика и коррекция нарушений углеводного обмена при сахарном диабете как медико-социальная проблема формирования здорового образа жизни: экспериментальное обоснование // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, №  1. – С. 208–220. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.13   https://elibrary.ru/item.asp?id=38165993
  4. Короленко А. В. Стресс как фактор риска здоровья населения и распространения вредных привычек // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – № 1. – С. 3–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37013877
  5. Криволапчук И. А. Оздоровительный потенциал средств физической подготовки школьников и параметры эффективных нагрузок // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – №  5.  – С. 12–25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27279177
  6. Пахомова В. Г. Психологические аспекты влияния игровой виртуальной реальности на формирование образа я у младших школьников // Психологическая наука и образование. – 2017.  – Т. 22, № 5. – С. 48–56. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220506  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30455086
  7. Федоров В. А., Чедов К. В. Формирование культуры здоровья обучающихся на основе кластерного взаимодействия: потенциал регионального образовательного пространства // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 9. – С. 186–220. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-9-186-220   URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41367679 
  8. Armoon B., Karimy M. Epidemiology of childhood overweight, obesity and their related factors in a sample of preschool children from Central Iran // BMC Pediatrics. – 2019. – Vol 19. – P. 159. URL:  https://doi.org/10.1186/s12887-019-1540-5
  9. Azizi M. Effects of doing physical exercises on stress-coping strategies and the intensity of the stress experienced by university students in Zabol Southeastern Iran // Procedia – social and behavioral sciences. – 2011. – Vol. 30. – P. 372–375. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.10.073
  10. Bhargava D., Trivedi H. A Study of Causes of Stress and Stress Management among Youth // IRA-International Journal of Management & Social Sciences. – 2018. – Vol. 11 (3). – P. 108–117. DOI: http://dx.doi.org/10.21013/jmss.v11.n3.p1
  11. Dogra S., MacIntosh L., O’Neill C., D'Silva C., Shearer H. M., Smith K., Côté P. The association of physical activity with depression and stress among post-secondary school students: A systematic review // Mental Health and Physical Activity. – 2018. – Vol. 14. – P. 146–156. DOI: https://doi.org/10.1016/j.mhpa.2017.11.001 
  12. Englert C., Bechler A., Singh S., Bertrams A. Testing the Effectiveness of a Short-Term Stress Prevention Programme in Primary School Students // Health Psychology Bulletin. – 2018. – Vol.  2  (1). – P. 1. DOI: http://doi.org/10.5334/hpb.11 
  13. Ichkovics J., Carroll-Scott A., Peters S., Schwartz M., Gilstad-Hayden K., McCaslin C. Health and Academic Achievement: Cumulative Effects of Health Assets on Standardized Test Scores Among Urban Youth in the United States // Journal of School health. – 2014. – Vol. 84 (1). – P. 40–48. URL: https://doi.org/10.1111/josh.12117
  14. Lebowitz E., Marin C., Martino A., Shimshoni Y., Silverman W. Parent-Based Treatment as Efficacious as Cognitive-Behavioral Therapy for Childhood Anxiety: A Randomized Noninferiority Study of Supportive Parenting for Anxious Childhood Emotions // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. – 2020. – Vol. 59 (3). – P. 362–372. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jaac.2019.02.014 
  15. Li C., Yuan Z., Clements-Nolle K., Fu Y., Deadmond M., Yang W. Physical activity and overweight/obesity among academic stressed adolescents // Biostatistics and Epidemiology International Journal (BEIJ). – 2018. – Vol. 1 (2). – P. 40‒46. DOI: https://doi.org/10.30881/beij.00011
  16. Mucci N., Giorgi G., Ceratti P., Fiz-Pérez J., Mucci F., Arcangeli G. Anxiety, stress-related factors, and blood pressure in young adults // Frontiers in Psychology. – 2016. – Vol. 7. – P. 1682. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01682
  17. Opheim I., Eriksengeir M., Espnes A. Stress and happiness among adolscents with varying frequency of physical activity // Perceptual and Motor Skills. – 2011. – Vol. 113 (2). – P. 631–646. DOI: https://doi.org/10.2466/02.06.10.13.PMS.113.5.631-646   PMID: 22185078
  18. Pascoe M., Hetrick S., Parker A. The impact of stress on students in secondary school and higher education // International Journal of Adolescence and Youth. – 2020. – Vol. 25 (1). – P. 104–112. DOI: https://doi.org/10.1080/02673843.2019.1596823 
  19. Quek Y.H., Tam W.W., Zhang M.W., Ho R.C. Exploring the association between childhood and adolescent obesity and depression: a meta-analysis // Obesity Reviews. – 2017. – Vol. 18 (7). – P.  742–754.  https://doi.org/10.1111/obr.12535
  20. Reddy K. J., Menon K. R., Thattil A. Academic Stress and its Sources Among University Students // Biomedical and Pharmacology Journal (BPJ). – 2018. – Vol. 11 (1). DOI: https://dx.doi.org/10.13005/bpj/1404   
  21. Shaw S. R., Gomes P., Polotskaia A., Jankowska A. The relationship between student health and academic performance: Implications for school psychologists // School Psychology International. – 2015. – Vol. 36 (2). – P. 115–134. DOI: https://doi.org/10.1177/0143034314565425
  22. Stavrou S., Nicolaides N. C., Papageorgiou I., Terzioglou E., Chrousos G., Darviri C., Charmandari E. The effectiveness of a stress-management intervention program in the management of overweight and obesity in childhood and adolescence // Journal of Molecular Biochemistry. – 2016. – Vol. 5 (2). – P. 63–70. URL: https://europepmc.org/article/med/27570747
  23. Tran B. X., Dang K. A., Le H. T., Ha G. H., Nguyen L. H., Nguyen T. H., Tran T. H., Latkin  C.  A.,·Ho C. S. H., Ho R. C. M. Global Evolution of Obesity Research in Children and Youths: Setting Priorities for Interventions and Policies // Obesity Facts. – 2019. – Vol. 12. – P. 137–149. DOI: https://doi.org/10.1159/000497121   
  24. Yau Y., Potenza M. Stress and eating behaviors // Minerva Endocrinologica. – 2013. – Vol.  38  (3).  – P. 255–267. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4214609/
Дата публикации 31.10.2020