Сравнительный анализ психологического содержания и развития рефлексивных способностей студентов педагогического колледжа и педагогического вуза
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема развития способностей студентов в системе непрерывного педагогического образования. Целью статьи является сравнительный анализ психологического содержания и развития рефлексивных способностей студентов – будущих педагогов в условиях среднего профессионального и высшего педагогического образования.
Методология. Исследование и сравнительно-психологический анализ развития рефлексивных способностей осуществлялись с использованием эмпирических методов психологического исследования (тестирование, самонаблюдение); обработка результатов эмпирического исследования производилась методами количественного и качественного анализа данных. Общий объем выборки составил 155 человек, в том числе 69 студентов педагогического колледжа (специальность «Преподавание в начальных классах»), 86 студентов педагогического университета (профиль «Начальное образование»).
Результаты. В ходе исследования установлено, что в развитии рефлексивных способностей студентов педагогического колледжа и педагогического вуза существуют вполне определенные количественные и качественные различия. Парциальный характер развития отдельных аспектов рефлексии деятельности, включение студентов в интенсивную и длительную педагогическую практику определяют специфические особенности отношения студентов колледжа и вуза к себе как будущим педагогам. В результате анализа и обобщения данных эмпирического исследования утверждается, что особую роль в росте и снижении самооценки студентами своих педагогических способностей играет осознание и понимание мотивов и целей реализуемой ими учебно-профессиональной деятельности.
Заключение. Значимыми условиями повышения эффективности функционирования высшего педагогического образования (в том числе повышение числа трудоустраивающихся выпускников в педагогическую профессию, рост ее привлекательности и пр.) являются работа по направленному повышению самооценочных представлений студентов о своих педагогических способностях и возможностях, обучение студентов вузов оптимальным способам рефлексии учебно-профессиональной деятельности, а также развитие способностей выявления ее мотивов и целей.
рефлексивные способности; непрерывное педагогическое образование; педагогическая практика; самооценка способностей.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:43933906
Процентиль актуальности SciVal: 99.370 Pedagogical Support | Educational Process | Professional Competence
http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=RSCI&search_mode=G...
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85092269365&origin=...
1. Матюшкина Е. Я., Кантемирова А. А. Профессиональное выгорание и рефлексия специалистов помогающих профессий // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т. 27, № 2. – С. 50–68. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2019270204 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38230682
2. Meier L., Cho E., Dumani S. The effect of positive work reflection during leisure time on affective well‐being: Results from three diary studies // Journal of Organizational Behavior. – 2016. – Vol. 37 (2). – P. 255–278. DOI: https://doi.org/10.1002/job.2039
3. Simonovic B., Stupple E., Gale, M., Sheffield D. Stress and Risky Decision Making: Cognitive Reflection, Emotional Learning or Both // Journal of Behavioral Decision Making. – 2016. – Vol. 30 (2). – P. 658–665. DOI: https://doi.org/10.1002/bdm.1980
4. Сизикова Т. Э. Влияние полимодальности рефлексии на самоорганизацию личности // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 1. – С. 57–75. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1901.04 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38165984
5. Старовойтенко Е. Б., Кольцова В. А., Максимова Е. В. Неразрешенные противоречия личности в жизненном движении к зрелости // Психологический журнал. – 2019. – № 4. – С. 15–31. DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920005365-7 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39239472
6. Усова Н. В. Детерминанты социально-политической активности современной молодежи // Российский психологический журнал. – 2019. – Т. 16, № 2. – С. 164–188. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2019.2.9 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41102107
7. Juanchich M., Sirota M., Bonnefon J‐F. Anxiety‐induced miscalculations, more than differential inhibition of intuition, explain the gender gap in cognitive reflection // Journal of Behavioral Decision Making. – 2020. DOI: https://doi.org/10.1002/bdm.2165
8. Arunanthy S., Walsh B., Ha M., Garside L. ‘Through the looking glass’: preserving humanity through reflection // Journal of Paediatrics and Child Health. – 2020. – Vol. 56 (S2). – P. 14–14. DOI: https://doi.org/10.1111/jpc.14901_2
9. Проничева М. М. Особенности социальной перцепции у педагогов с синдромом эмоционального выгорания // Психология и право. – 2019. – Т. 9, № 3. – С. 232–244. DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090317 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41117823
10. Rominger C., Reitinger J., Seyfried C., Schneckenleitner E., Fink A. The Reflecting Brain: Reflection Competence in an Educational Setting Is Associated With Increased Electroencephalogram Activity in the Alpha Band // Mind, Brain, and Education. – 2017. – Vol. 11 (2). – P. 54–63. DOI: https://doi.org/10.1111/mbe.12140
11. Cain T., Brindley S., Brown C., Jones G., Riga F. Bounded decision‐making, teachers’ reflection and organisational learning: How research can inform teachers and teaching // British Educational Research Journal. – 2019. – Vol. 45 (5). – P. 1072–1087. DOI: https://doi.org/10.1002/berj.3551
12. Carter H., Crowley K., Townsend D., Barone D. Secondary Teachers' Reflections From a Year of Professional Learning Related to Academic Language // Journal of Adolescent & Adult Literacy. – 2016. – Vol. 60 (3). – P. 325–334. DOI: https://doi.org/10.1002/jaal.554
13. Прохоров А. О., Чернов А. В. Динамика познавательных состояний студентов с разным уровнем и направленностью рефлексии // Сибирский психологический журнал. – 2019. – № 74. – С. 110–125. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/74/7 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41656268
14. Прохоров А. О. Структурно-функциональная модель ментальной регуляции психических состояний субъекта // Психологический журнал. – 2020. – № 1. – С. 5–17. DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920007852-3 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42541446
15. Шадриков В. Д., Кургинян С. С. Парциальность рефлексии деятельности // Акмеология. – 2015. – № 2. – С. 68–83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23485441
16. Григорьева М. В., Шамионов Р. М., Голубева Н. М. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 5. – С. 23–30. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220503 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30455081
17. Тихомирова Т. С., Кочетков Н. В. Мотивация к обучению и личностная рефлексия: особенности и взаимосвязь у студентов вузов // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 3. – С. 53–62. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220306 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29898532
18. Тихомирова Т. С., Кочетков Н. В. Взаимосвязь мотивации к обучению и рефлексии студентов бакалавриата очной формы обучения // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 6. – С. 97–106. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230609 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36647647
19. Саламатина Ю. В. Стратегия формирования эмпатийной культуры будущих учителей с учетом особенностей ее проявления и развития // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 4. – С. 197–213. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1904.12 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39256962
20. Breugst N., Preller R., Patzelt H., Shepherd D. Information reliability and team reflection as contingencies of the relationship between information elaboration and team decision quality // Journal of Organizational Behavior. – 2018. – Vol. 39 (10). – P. 1314–1329. DOI: https://doi.org/10.1002/job.2298
21. Пушкарев Ю. В., Пушкарева Е. А. Рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 2. – С. 52–66. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1902.04 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38191464
22. Shen Yu. Ch., Nie H. Ya., Lui Yu. Electronic portfolio architecture based on knowledge support in senior project design // Образование и саморазвитие. – 2018. – № 4. – С. 41–52. DOI: https://doi.org/10.26907/esd13.4.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37328639
23. Подойницина М. А. Психолого-образовательное сопровождение актуализации и развития рефлексивных способностей молодых людей, обучающихся в вузе // Сибирский психологический журнал. – 2017. – № 63. – С. 75–88. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/63/6 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29011186
24. Ефимова С. А. Проблемы компетентностно-ориентированного оценивания прикладных квалификаций // Образование и наука. – 2017. – № 5. – С. 120–137. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-120-137 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29233498
25. Калимуллин А. М., Шайдуллина А. Р. Диверсификация моделей интеграции образования, науки и производства в непрерывной системе профессионального образования // Образование и саморазвитие. – 2015. – № 1. – С. 105–113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23147758
26. Томильцев А. В., Мальцев А. В. Проблемы оценки профессиональной подготовки: методологические подходы // Образование и наука. – 2018. – № 4. – С. 9–33. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-4-9-33 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34883088
27. Губина Л. В., Алексеева Т. В., Страхов О. А. Анализ некоторых факторов влияния на успеваемость студентов колледжа: на примере обучения информатике // Образование и наука. – 2020. – № 2. – С. 170–195. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-171-196 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42467292
28. Клименкова Е. Н. Способность к эмпатии и качество интерперсональных отношений у подростков и молодежи // Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – № 4. – С. 59–70. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2017250405 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30753921
29. Заводчиков Д. П., Манякова П. О. Взаимосвязь саморегуляции и личной профессиональной перспективы студентов // Образование и наука. – 2018. – № 1. – С. 116–135. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-116-135 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32361918
30. Hansen S. L. Using Reflection to Promote Career‐Based Learning in Student Employment // New Directions for Student Leadership. – 2019. – Vol. 162. – P. 61–73. DOI: https://doi.org/10.1002/yd.20334
31. Мамонтова Т. С., Кашлач И. Ф., Чепурненко Е. В. Роль педагогической практики в профессиональном становлении будущего учителя // Научный диалог. – 2016. – № 4. – С. 370–383. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25956498