Метапознание учебной деятельности студентов с разным уровнем психической саморегуляции
Проблема и цель. Влияние процессов метапознания и саморегуляции учащихся на академическую успеваемость и обучение в целом показано многими авторами, однако в научной литературе до сих пор встречается противоречивое представление о связи этих процессов. Данное исследование направлено на выявление взаимосвязи метапознания и психической саморегуляции на примере учебной деятельности студентов, а также сравнение выраженности компонентов метакогнитивной включенности у студентов с разным уровнем психической саморегуляции.
Методология. Методологическую основу исследования составили: теория метакогнитивизма Дж. Флейвелла (J. Flavell), А. Брауна (A. Brown), структурно-функциональная модель осознанной саморегуляции О. А. Конопкина, цикличная модель процесса саморегуляции Б. Циммермана (B. Zimmerman). Использованы методики: опросник Стиль саморегуляции поведения (В. И. Моросанова), краткая версия опросника Метакогнитивная включенность в деятельность Г. Шроу и Р. Деннисона (G. Schraw & R. Dennison) в адаптации Е. П. Периковой и В. М. Бызовой, Опросник самоорганизации деятельности (Е. Ю. Мандрикова), Опросник эмоционального интеллекта (Д. В. Люсин), Методика дифференциальной диагностики рефлексивности (Д. А. Леонтьев). В исследовании приняли участие 186 студентов Санкт-Петербургского государственного университета в возрасте 19,51±1,39 лет.
Результаты. Результаты исследования показали широкий спектр взаимосвязей показателей психической саморегуляции с метакогнитивными, когнитивными, мотивационно-эмоциональными компонентами. Саморегуляция в первую очередь связана с метакогнитивными процессами контроля и регуляции познания, а также управления познанием. Знание общих и индивидуальных закономерностей, когнитивных способностей и стратегий познания в меньшей степени включены в процесс саморегуляции. Однако результаты факторного и регрессионного анализа демонстрируют отсутствие прямой связи между саморегуляцией и компонентами метапознания. Дисперсионный анализ подтвердил, что лица с низким уровнем саморегуляции значимо отличаются низкой выраженностью метакогнитивных и мотивационно-эмоциональных компонентов.
Заключение. Результаты исследования демонстрируют системный характер связи психической саморегуляции с метакогнитивной сферой личности, а также когнитивными и мотивационно-эмоциональными компонентами.
метапознание; психическая саморегуляция; учебная деятельность; метакогнитивные знания; метакогнитивное регулирование; эмоциональный интеллект; рефлексия; самоорганизация.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44193026
Процентиль актуальности SciVal: 98.392 Self-Regulated Learning | Metacognition | Computer-Supported Collaborative Learning
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85096819217&origin=...
- Metcalfe J., Shimamura A. P. Metacognition: Knowing about knowing. – Cambridge: The MIT Press, 1994. – 350 p. DOI: https://doi.org/10.7551/mitpress/4561.001.0001
- Карпов А. В. Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов. – М.: ИП РАН, 2005. – 344 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20086224
- Болотова А. К., Пурецкий М. М. Развитие идей саморегуляции в исторической ретроспективе // Культурно-историческая психология. – 2015. – Т. 11, № 3. – С. 64–74. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110306 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24302512
- Бызова В. М., Ловягина А. Е., Перикова Е. И. Метакогнитивный подход в диагностике трудностей психической саморегуляции студентов // Российский психологический журнал. – 2019. – T. 16, № 2. – С. 25–42. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2019.2.2 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41102100
- Dinsmore D. L., Alexander P. A., Loughlin S. M. Focusing the Conceptual Lens on Metacognition, Self-Regulation and Self-Regulated Learning // Educational Psychology Review. – 2008. – Vol. 20. – P. 391–409. DOI: https://doi.org/10.1007/s10648-008-9083-6
- Моросанова В. И., Фомина Т. Г., Ковас Ю. В., Богданова О. Е. Регуляторные и когнитивные предикторы математической успешности школьников // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35, № 4. – С. 35–46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21836177
- Дэ Кортэ Э. Проектирование учебного процесса: создание высокоэффективных образовательных сред для развития навыков саморегуляции // Вопросы образования. – 2019. – № 4. – С. 30–46. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-30-46 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41505548
- Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М.: Издательство Российской академии образования, Психологический институт, 2010. – 316 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20107901
- Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. – М.: Наука, 2012. – 519 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20109382
- Taub M., Azevedo R., Rajendran R., Cloude E. B., Biswas G., Price M. J. How are students emotions related to the accuracy of cognitive and metacognitive processes during learning with an intelligent tutoring system? // Learning and Instruction. – 2019. – P. 101200. DOI: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2019.04.001
- Papleontiou-Louca E. The concept and instruction of metacognition // Teacher development. – 2003. – Vol. 7 (1). – P. 9–30. DOI: https://doi.org/10.1080/13664530300200184
- Efklides A. Interactions of metacognition with motivation and affect in self-regulated learning: the MASRL model // Educational Psychology. – 2011. – Vol. 46. – P. 6–25. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.2011.538645
- Перикова Е. И., Ловягина А. Е., Бызова В. М. Эффективность метакогнитивных стратегий принятия решений в учебной деятельности // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 4. – С. 19–35. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.02 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39256952
- Карпов А. В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности. – Ярославль: ЯрГУ, 2018. – 744 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35504513
- Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 11, № 4. – С. 110–135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24899593
- Schraw G., Dennison R. S. Assessing metacognitive awareness // Contemporary Educational Psychology. – 1994. – Vol. 19 (4). – Р. 460–475. DOI: http://dx.doi.org/10.1006/ceps.1994.1033
- Бызова В. М., Перикова Е. И., Ловягина А. Е. Метакогнитивная включенность в системе психической саморегуляции студентов // Сибирский психологический журнал. – 2019. – № 73. – С. 126–140. DOI: http://dx.doi.org/10.17223/17267080/73/8 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41238940
- De Corte E. Constructive, Self-Regulated, Situated and Collaborative (CSSC) Learning: An Approach for the Acquisition of Adaptive Competence // Journal of Education. – 2017. – Vol. 192 (2-3). – P. 33–47. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0022057412192002-307
- Panadero E. A review of self-regulated learning: Six models and four directions for research // Frontiers in Psychology. – 2017. – Vol. 8. – Р. 422. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00422
- Schukajlow S., Rakoczy K., Pekrun R. Emotions and motivation in mathematics education: theoretical considerations and empirical contributions // ZDM. – 2017. – Vol. 49. – Р. 307–322. DOI: https://doi.org/10.1007/s11858-017-0864-6
- Vega D., Torrubia R., Marco-Pallarés J., Soto A., Rodriguez-Fornells A. Metacognition of daily self-regulation processes and personality traits in borderline personality disorder // Journal of Affective Disorders. – 2020. – Vol. 267. – P. 243–250. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jad.2020.02.033
- Solem S., Hagen R., Wang C. E., Hjemdal O., Waterloo K., Eisemann M., Halvorsen M. Metacognitions and mindful attention awareness in depression: A comparison of currently depressed, previously depressed and never depressed individuals // Clinical psychology & psychotherapy. – 2017. – Vol. 24 (1). – Р. 94–102. DOI: https://doi.org/10.1002/cpp.1983
- Aydın O., Balıkçı K., Çökmüş F. P. Ünal Aydın P. The evaluation of metacognitive beliefs and emotion recognition in panic disorder and generalized anxiety disorder: effects on symptoms and comparison with healthy control // Nordic journal of psychiatry. – 2019. – Vol. 73 (4–5). – Р. 293–301. DOI: https://doi.org/10.1080/08039488.2019.1623317
- Oppong E., Shore B. M., Muis K. R. Clarifying the connections among giftedness, metacognition, self-regulation, and self-regulated learning: Implications for theory and practice // Gifted Child Quarterly. – 2019. – Vol. 63 (2). – P. 102–119. DOI: https://doi.org/10.1177/0016986218814008
- Dinsmore D. L. Examining the ontological and epistemic assumptions of research on metacognition, self-regulation and self-regulated learning // Educational Psychology. – 2017. – Vol. 37 (9). – P. 1125–1153. DOI: https://doi.org/10.1080/01443410.2017.1333575