Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 6, С. 40–54
УДК: 
612+373

Особенности вегетативного обеспечения успешности обучения в зависимости от системы ее оценивания

Валькова Н. Ю. 1 (Архангельск, Россия), Комаровская Е. В. 2 (Северодвинск, Россия)
1 Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
2 Гуманитарный институт филиала Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова в г.Северодвинске
Аннотация: 

Проблема и цель. Успешность обучения является критерием адаптации к образовательной среде и зависит от индивидуально-типологических характеристик вегетативного обеспечения деятельности. Разные системы оценивания успешности характеризуют различные аспекты обучаемости.
Цель настоящего исследования – выявить особенности вегетативного обеспечения успешности обучения при использовании традиционной системы оценивания и метода парных сравнений у школьников.
Методология. Обследованы 30 учащихся 11-х классов общеобразовательной школы. Вегетативная регуляция изучена с применением анкетного вегетативного теста. Успешность обучения исследована ретроспективно двумя способами. Проведен анализ всех текущих отметок по 9 предметам за год. В конце учебного года педагог также оценил успешность учеников методом парных сравнений. Данные обработаны с применением кластеринга.
Результаты. Авторами выявлено, что успешность обучения, независимо от системы ее оценивания, более тесно связана с функциональным состоянием надсегментарных механизмов вегетативной регуляции, осуществляющих интегративные функции, необходимые для активной деятельности, чем сегментарных, обеспечивающих автоматизированную деятельность в состоянии относительного покоя. Успешность обучения, оцененная методом парных сравнений, в отличие от оцененной по традиционной системе, зависит от выраженности симпатикотонии (характеристики сегментарного уровня). Для школьников со средними значениями симпатикотонии характерна успешность обучения существенно ниже средней. Успешность обучения выше средней определяется при минимальной или при максимальной выраженности симпатикотонии в зависимости от дисциплины. Мы полагаем, что оценивание методом парных сравнений сопровождается включением в оценку не только успешности усвоения, но и физиологической цены этой успешности. Это выражается наличием взаимосвязей успешности обучения и выраженности симпатикотонии, имеющей наиболее явные внешние проявления напряжения или волнения.
Заключение. Особенностью вегетативного обеспечения успешности обучения при использовании метода парных сравнений является зависимость успешности от функционального состояния сегментарных механизмов вегетативной регуляции, наибольшее влияние оказывает выраженность симпатикотонии.

Ключевые слова: 

школьники; успешность обучения; метод парных сравнений; вегетативная регуляция; симпатикотония; сегментарный уровень вегетативной регуляции; надсегментарный уровень вегетативной регуляции.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44478881

Процентиль актуальности SciVal97.628 Respiratory Sinus Arrhythmia | Heart Rate Variability | Autonomic Nervous System

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85099463980&origin=...

Peculiarities of the influence of autonomic state on academic performance depending on the evaluation system

Библиографическая ссылка:
Валькова Н. Ю., Комаровская Е. В. Особенности вегетативного обеспечения успешности обучения в зависимости от системы ее оценивания // Science for Education Today. – 2020. – № 6. – С. 40–54. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2006.03
Список литературы: 
  1. Алюшин М. В., Колобашкина Л. В. Мониторинг текущего состояния обучающихся как средство повышения эффективности образовательного процесса // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 2. – С. 176–197. DOI: http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2019-2-176-197 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37057224
  2. Апатова Н. В., Гапонов А. И. Ранжирование студентов в соответствии с уровнем творческого потенциала на основе метода анализа иерархий и теории нечетких множеств // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 4. – С. 484–496. DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.2019.4.37 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39544384
  3. Дурягина Е. Г. Исследование субъективной комфортности студентов в период экзаменационной сессии // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 1. – С. 290–300. DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.2019.1.21  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36996163
  4. Емельянова И. Н., Теплякова О. А., Ефимова Г. З. Практика использования современных методов оценки на разных ступенях образования // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, №  6. – С. 9–28. DOI: http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2019-6-9-28 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38468177
  5. Ермакова И. В., Догадкина С. Б., Рублева Л. В., Кмить Г. В., Безобразова В. Н., Шарапов А. Н.  Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы, автономной нервной регуляции сердечного ритма и эндокринной системы к нагрузкам разного характера у школьников 10–15 лет // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 5. – С. 176–204. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1905.11URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41271748
  6. Казин Э. М., Иванов В. И., Литвинова Н. А., Березина М. Г., Гольдшмидт Е. С., Прохорова А. М. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности // Физиология человека. – 2002. – Т. 28, № 3. – С. 23–29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29843234
  7. Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Савушкина Е. В. Особенности психофизиологической реактивности детей 5–6 и 6–8 лет при умственной, сенсомоторной и физической нагрузках // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 3. – С. 179–195. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2003.10URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43091316
  8. Рябова И. В., Соболевская Т. А., Степанов С. Ю., Семенова Е. Н. Здоровье школьника как фактор успешности или неуспешности в обучении // Санитарный врач. – 2018. – № 12. – С.  21–26. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=36511451
  9. Aimé A., Villatte A., Cyr C., Marcotte D. Can weight predict academic performance in college students? An analysis of college women's self-efficacy, absenteeism, and depressive symptoms as mediators // Journal of American College Health. – 2017. – Vol. 65 (3). – P. 168–176. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07448481.2016.1266639  
  10. Ange B., Wood E. A., Thomas A., Wallach P. M. Differences in Medical Students' Academic Performance between a Pass/Fail and Tiered Grading System // Southern Medical Journal. – 2018. – Vol. 111 (11). – P. 683–687. DOI: http://dx.doi.org/10.14423/SMJ.0000000000000884 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30392003/
  11. Beltrán-Velasco A. I., Ruisoto-Palomera P., Bellido-Esteban A., García-Mateos M., Clemente-Suárez Analysis of Psychophysiological Stress Response in Higher Education Students Undergoing Clinical Practice Evaluation // Journal of Medical Systems. – 2019. – Vol. 43. – P. 68. DOI: https://doi.org/10.1007/s10916-019-1187-7
  12. Bush N. R., Caron Z. K., Blackburn K. S., Alkon A. Measuring Cardiac Autonomic Nervous System (ANS) Activity in Toddlers – Resting and Developmental Challenges // Journal of Visualized Experiments. – 2016. – Vol. 108. – P. 53652. DOI: https://doi.org/10.3791/53652
  13. Calenda M., Tammaro R. The assessment of learning: from competence to new evaluation // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 174. – P. 3885–3892. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.1129
  14. Castilla N., Llinares C., Bravo J.M., Blanca V. Subjective assessment of university classroom environment // Building and Environment. – 2017. – Vol. 122. – P. 72-81. DOI: https://doi.org/10.1016/j.buildenv.2017.06.004
  15. Cleland J., Cilliers F., van Schalkwyk S. The learning environment in remediation: a review // Clinical Teacher. – 2018. – Vol. 15 (1). – P. 13–18. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/tct.12739
  16. Cvejic E., Huang S., Vollmer-Conna U. Can you snooze your way to an 'A'? Exploring the complex relationship between sleep, autonomic activity, wellbeing and performance in medical students // Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. – 2018. – Vol. 52 (1). – P. 39–46. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0004867417716543  
  17. Deuchars S. A, Lall V. K, Clancy J., Mahadi M., Murray A., Peers L., Deuchars J. Mechanisms underpinning sympathetic nervous activity and its modulation using transcutaneous vagus nerve stimulation // Experimental Physiology. – 2018. – Vol. 103 (3). – P. 326–331. DOI: http://dx.doi.org/10.1113/EP086433 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29205954/
  18. Fernandez-Duque D., Baird J. A., Posner M. I. Executive attention and metacognitive regulation // Consciousness and Cognition. – 2000. – Vol. 9 (2). – P. 288–307. DOI: http://dx.doi.org/10.1006/ccog.2000.0447  
  19. Frazier P., Gabriel A., Merians A., Lust K. Understanding stress as an impediment to academic performance // Journal of American College Health. – 2019. – Vol. 67 (6). – P. 562–570. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07448481.2018.1499649  
  20. Guerrero-Roldän A., Noguera I. A model for aligning assessment with competences and learning activities in online courses // The Internet and Higher Education. – 2018. – Vol. 38. – P. 36–46. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/J.IHEDUC.2018.04.005  
  21. Hamilton J. L., Alloy L. B. A typical reactivity of heart rate variability to stress and depression across development: Systematic review of the literature and directions for future research // Clinical Psychology Review. – 2016. – Vol. 50. – P. 67–79. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cpr.2016.09.003
  22. Howie E. K., Joosten J., Harris C. J., Straker L. M. Associations between meeting sleep, physical activity or screen time behaviour guidelines and academic performance in Australian school children // BMC Public Health. – 2020. – Vol. 20 (1). – P. 520. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12889-020-08620-w  
  23. Huang X., Zeng N., Ye S. Associations of Sedentary Behavior with Physical Fitness and Academic Performance among Chinese Students Aged 8-19 Years // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2019. – Vol. 16 (22). – P. 4494. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/ijerph16224494  
  24. Masud S., Mufarrih S. H., Qureshi N. Q., Khan F., Khan S., Khan M. N. Academic Performance in Adolescent Students: The Role of Parenting Styles and Socio-Demographic Factors – A Cross Sectional Study From Peshawar, Pakistan // Frontiers in Physiology. – 2019. – Vol. 10. – P. 2497. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02497  
  25. Prichard J. R. Sleep Predicts Collegiate Academic Performance: Implications for Equity in Student Retention and Success // Sleep Medicine Clinics. – 2020. – Vol. 15 (1). – P. 59–69. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jsmc.2019.10.003  
  26. Ramírez-Adrados A., Beltrán-Velasco A. I., Gonzalez-de-Ramos C., Fernández-Martínez S., Martínez-Pascual B., Fernández-Elías V. E., Clemente-Suárez V. J. The effect of final dissertation defense language, native vs. non-native, in the psychophysiological stress response of university students // Physiology and Behavior. – 2020. – Vol. 224. – P. 113043. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.physbeh.2020.113043
  27. Roy H. A., Green A. L. The Central Autonomic Network and Regulation of Bladder Function // Frontiers in Neuroscience. – 2019. – Vol. 13. – Р. 535. DOI: https://doi.org/10.3389/fnins.2019.00535
  28. Rudd K. L., Yates T. M. The implications of sympathetic and parasympathetic regulatory coordination for understanding child adjustment // Developmental Psychobiology. – 2018. – Vol. 60 (8). – P. 1023–1036. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/dev.21784 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30370630/
  29. Twilhaar E. S., de Kieviet J. F., Aarnoudse-Moens C. Sh., van Elburg R. M., Oosterlaan J. Academic performance of children born preterm: a meta-analysis and meta-regression // Archives of Disease in Childhood: Fetal and Neonatal Edition. – 2017. – Vol. 103 (4). – P. 322–330. DOI: http://dx.doi.org/10.1136/archdischild-2017-312916  
  30. Wang X., Liu B., Xie L., Yu X., Li M., Zhang J. Cerebral and neural regulation of cardiovascular activity during mental stress // BioMedical Engineering Online. – 2016. – Vol. 15 (S2). – P. 160. DOI: https://doi.org/10.1186/s12938-016-0255-1
  31. Zhai X., Ye M., Gu Q., Huang T., Wang K., Chen Z., Fan X. The relationship between physical fitness and academic performance among Chinese college students // Journal of American College Health. – 2020. – P. 1–9. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07448481.2020.1751643  
  32. Ziemssen T., Siepmann T. The Investigation of the Cardiovascular and Sudomotor Autonomic Nervous System // Frontiers in Neurology. – 2019. – Vol. 10. – P. 53. DOI: https://doi.org/10.3389/fneur.2019.00053

 

Дата публикации 31.12.2020