Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 5, С. 161–177
УДК: 
374+372.857

Оценка готовности потенциальных посетителей российских ботанических садов к участию в образовательном взаимодействии

Ищенко А. В. 1 (Апатиты, Россия), Советова М. П. 2 (Кировск, Россия), Митина Е. Г. 3 (Мурманск, Россия)
1 ФИЦ "Кольский научный центр РАН"
2 ФГБУН Полярно-Альпийский ботанический сад-институт им. Н. А. Аврорина Кольского научного центра РАН
3 ФГБОУ ВО "Мурманский Арктический государственный университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. Степень эффективности взаимодействия образования и науки определяется не только качеством используемого учебного материала, но и особенностями его восприятия потенциальными участниками образовательного взаимодействия. Статья посвящена исследованию основообразующего компонента мотивации обучающихся (их готовности к обучению) в условиях особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и других природных объектов. Цель статьи – оценка готовности потенциальных посетителей российских ботанических садов к участию в образовательном процессе, специально организованном в данном виде ООПТ.
Методология. Методологическим основанием исследования является анализ и обобщение данных отечественных и зарубежных исследований по вопросам организации образовательной работы в условиях ООПТ, пропаганды идей устойчивого развития и трансляции естественнонаучных знаний средствами образовательной среды, мотивационно-поведенческого компонента образовательного туризма. Сбор данных исследования был организован на базе приложения Google Forms. Для оценки результатов использовались статистический критерий Рональда Фишера, а также графический метод в приложении Microsoft Office Exсel.
Результаты. Основные результаты заключаются в определении степени готовности и особенностей мотивации потенциальных посетителей российских ботанических садов к участию в соответствующем образовательном взаимодействии. В статье обобщаются данные для повышения эффективности исследуемого процесса: имеющийся опыт взаимодействия с ботаническими садами, потребности и интересы во взаимодействии с ботаническими садами внутри разных возрастных групп.
Делаются выводы о том, что высокий, но не наибольший процент респондентов преследует образовательную цель в посещении ботанических садов. В центре интересов всех возрастных групп до 55 лет находятся интегративные программы, сочетающие в себе образовательное, творческое и развлекательное направления. При этом лица старше 55 лет предпочитают преимущественно образовательные программы, нацеленные на получение естественнонаучных знаний и освоение соответствующих способов деятельности. В то же время абсолютное большинство респондентов считают, что не имеют опыта участия в образовательных мероприятиях исследуемых ООПТ.
Заключение. В целом полученные данные свидетельствует о наличии готовности к образовательному взаимодействию среди потенциальных посетителей российских ботанических садов, однако требуется проявить особое внимание к его организации в соответствии с возрастными особенностями участников.

Ключевые слова: 

особо охраняемые природные территории; ботанический сад; естественнонаучное образование; образовательный туризм; устойчивое развитие; образовательная среда; интегративные программы; образовательные программы.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44193029

Процентиль актуальности SciVal: 83.985 Botany | Biology Teacher | Temnothorax

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85096880004&origin=...

Readiness of russian botanic gardens potential visitors to participate in educational interaction

Библиографическая ссылка:
Ищенко А. В., Советова М. П., Митина Е. Г. Оценка готовности потенциальных посетителей российских ботанических садов к участию в образовательном взаимодействии // Science for Education Today. – 2020. – № 5. – С. 161–177. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2005.09
Список литературы: 
  1. Виноградова Е. В. Поправки 2020 года в конституцию российской федерации. Вопросы охраны окружающей среды экологической безопасности, экологического образования // Образование и право. – 2020. – № 1. – С. 37–39. DOI: https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-10105  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42633833
  2. Мукушев Б. А., Желдыбаева Б. С., Мусатаева И. С., Мукушев С. Б., Кариева К. У., Турдина А. Б. Формирование научного мировоззрения у школьников на основе включения идей синергетики в содержание образования // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 4. – С.  632–647. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.093.022.201804.632-647 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36545998
  3. Hurly J., Gordon J. Walker Nature in our lives: Examining the human need for nature relatedness as a basic psychological need // Journal of Leisure Research. – 2019. – Vol. 50 (4). – P. 290–310. DOI: https://doi.org/10.1080/00222216.2019.1578939
  4. Sanders D. L., Ryken A. E., Stewart K. Navigating nature, culture and education in contemporary botanic gardens // Environmental Education Research. – 2018. – Vol. 24 (8). – P. 1077–1084. DOI: https://doi.org/10.1080/13504622.2018.1477122
  5. Калугин Ю. Г. Вторая Международная научно-практическая конференция «ботанические сады в современном мире: наука, образование, менеджмент» // Hortus botanicus. – 2018. – Т.  13. – С. 588–590. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36696323
  6. Митина Е. Г., Ищенко А. В. Использование образовательной среды экологического парка в школьных занятиях по биологии (на примере Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н.А. Аврорина КНЦ РАН) // Самарский научный вестник. – 2019. – Т. 8, № 2. – С. 349–355. DOI: https://doi.org/10.24411/2309-4370-2019-12304 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38028075
  7. Мусинова Л. П. Формирование экологических и общекультурных компетенций на специализированном маршруте-квесте для подростков "Международная красная книга" в ботаническом саду Петра Великого // Hortus Botanicus. – 2018. – Т. 13. – С. 704–710. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36696342
  8. Гонтарь О. Б., Зотова О. Е., Калашникова И. В. Реализация непрерывного экологического образования на базе Полярно-альпийского ботанического сада-института // Hortus botanicus.  – Т. 13. – 2018. – С. 616–619. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36696328
  9. Калашникова И. В. Образовательно-просветительская деятельность Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина как пример реализации непрерывного экологического образования в Заполярье // Научно-педагогическое обозрение. – 2019. – №  2. – С. 168–178. DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2019-2-168-178 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37096929
  10. Tavares A. C., Silva S., Santos J., Paiva I., Oliveira J., Bettencourt T.Inquire at Coimbra botanic garden: Products and process of an IBSE educative project // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 116. – P. 4353–4356. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.945
  11. Repka P., Švecová M.Environmental education in conditions of National Parks of Slovak Republic  // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 55. – P. 628–634. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.09.545
  12. Dale N. F., Ritchie B. W. Understanding travel behavior: A study of school excursion motivations, constraints and behavior // Journal of Hospitality and Tourism Management. – 2020. – Vol. 43. – P. 11–22. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jhtm.2020.01.008
  13. Amprazis A., Papadopoulou P. Plant blindness: a faddish research interest or a substantive impediment to achieve sustainable development goals? // Environmental Education Research. – 2020. – Vol. 26 (8). – P. 1065–1087. DOI: https://doi.org/10.1080/13504622.2020.1768225
  14. Tishler Ch., Zvi Assaraf O. B., Fried M. N. How Do Visitors from Different Cultural Backgrounds Perceive the Messages Conveyed to Them by Their Local Zoo? // Interdisciplinary Journal of Environmental and Science Education. – 2020. – Vol. 16 (3). – P. e2216. DOI: https://doi.org/10.29333/ijese/8335
  15. Christensen J. H., Wistoft K. Investigating the effectiveness of subject-integrated school garden teaching // Journal of Outdoor and Environmental Education. – 2019. – Vol. 22. – P. 237–251. DOI: https://doi.org/10.1007/s42322-019-00043-5
  16. Weiler B., Martin V. Y., Canosa A., Cutter-Mackenzie A. Generation Y and protected areas: A scoping study of research, theory, and future directions // Journal of Leisure Research. – 2018. – Vol. 49 (3–5). – P. 277–297. DOI: https://doi.org/10.1080/00222216.2018.1542285
  17. Liang Y., Kirilenko A. P., Stepchenkova S. O., Ma Sh. Using social media to discover unwanted behaviours displayed by visitors to nature parks: comparisons of nationally and privately owned parks in the Greater Kruger National Park, South Africa // Tourism Recreation Research. – 2020.  – Vol. 45 (2). – P. 271–276. DOI: https://doi.org/10.1080/02508281.2019.1681720
  18. Goh E. Breaking the rules to venture off-trail at national parks: exploring salient beliefs through a planned behaviour approach // Tourism Recreation Research. – 2020. – Vol. 45 (2). – P. 277–283. DOI: https://doi.org/10.1080/02508281.2019.1679526
  19. Canosa A., Graham A., Wilson E. Growing up in a tourist destination: developing an environmental sensitivity // Environmental Education Research. – 2020. – Vol. 26 (7). – P. 1027–1042. DOI: https://doi.org/10.1080/13504622.2020.1768224
  20. Brancalion P., van Melis J. On the Need for Innovation in Ecological Restoration // Annals of the Missouri Botanical Garden. – 2017. – Vol. 102 (2). – P. 227–236 DOI: https://doi.org/10.3417/2016034
  21. Croy W. G., Moyle B. D., Moyle Ch. J. Perceived benefits of parks: the roles of information source exposure and park use // Journal of Sustainable Tourism. – 2020. – Vol. 28 (11). – P. 1723–1742. DOI: https://doi.org/10.1080/09669582.2020.1757683
  22. Seow A. N., Choong Y. O, Lau L. S., Choong Ch. K., Loh Ch. T., Go Y. H., Ching S. L., Jing Y. K. Are environmentally responsible behaviours shaped by environmental facilitating conditions and antecedent of attitudes? The case of Perak in Malaysia // International Journal of Environment and Sustainable Development. – 2020. – Vol. 19 (3). – P. 269–283. DOI: https://doi.org/10.1504/IJESD.2020.108158
  23. Hockings M., Dudley N., Elliott W., Napolitano Ferreira M., MacKinnon K., Pasha M., Phillips  A., Stolton S., Woodley S., Appleton M., Chassot O., Fitzsimons J., Galliers C., Golden Kroner R., Goodrich J., Hopkins J., Jackson W., Jonas H., Long B., Mumba M., Parrish J., Paxton M., Phua  C., Plowright R., Rao M., Redford K., Robinson J., Rodríguez C. M., Sandwith T., Spenceley A., Stevens C., Tabor G., Troëng S., Willmore S., Yang A. Editorial Essay: COVID-19 and protected and conserved areas // Parks. – 2020. – Vol. 26 (1). – P. 7–24. DOI: https://doi.org/10.2305/IUCN.CH.2020.PARKS-26-1MH.en  URL: https://wwf.panda.org/knowledge_hub/?364192/Editorial-essay---COVID19-and-protected-and-conserved-areas
Дата публикации 31.10.2020