Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 6, С. 55–73
УДК: 
159.9.072

Представления о жизненной перспективе у учащихся старших классов с различным уровнем личностной зрелости

Углова А. Б. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Богдановская И. М. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Королева Н. Н. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Микляева А. В. 1 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторы исследуют проблему представлений учащихся старших классов о жизненной перспективе, содержание которых отражает уровень личностного развития, способность к самостоятельному творческому решению жизненных и профессиональных задач. Цель исследования: выявить структурные и содержательные особенности представлений о жизненной перспективе у учащихся старших классов с различным уровнем личностной зрелости.
Методология. Представления о жизненной перспективе рассматривались на основании идей событийно-ситуационного подхода и личностно-временной организации жизненной перспективы. Для сбора эмпирических данных применялись следующие биографические и психодиагностические методы: «Психологическая автобиография» Е. Ю. Коржовой, тест «Кто Я» М. Куна и Т. Мак-Партленда, шкала самооценки личностной зрелости А. В. Микляевой. Для анализа количественных результатов исследования использовались методы математической статистики.
Результаты. Авторы обобщили итоги теоретико-экспериментального исследования проблемы представлений учащихся старших классов о своей жизненной перспективе. Обоснованы структурные компоненты представлений, определены их функции в построении жизненной перспективы и регуляции социальной активности старшеклассников. Определена специфика представлений учащихся с различным уровнем личностной зрелости в таких аспектах как событийная насыщенность и протяженность жизненной перспективы, ее эмоциональная окраска, конкретизированность, взаимосвязь с различными аспектами личностной зрелости. Содержательные особенности представлений отражают переживание самотождественности и осознание изменений, их важной функцией является регуляция активности старшеклассников, направленной на реализацию жизненных планов. Уровень личностной зрелости оказывает влияние на структуру и содержание подростковых представлений о жизненной перспективе.
Заключение. Структура представлений учащихся старших классов включает в себя ряд компонентов, определяющих дальнейшие перспективы жизненного благополучия, социализации, самореализации. Принципы и идеи, разработанные в результате исследования, могут быть перенесены на работу педагогов и психологов с проблемами жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников.

Ключевые слова: 

уровень личностного развития; личностная зрелость; представления о жизненной перспективе, профессиональное самоопределение старшеклассников; регуляция социальной активности.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44478882

Процентиль актуальности SciVal90.540 Time Perspective | Future Orientation | CFC

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85099451068&origin=...

High school students' ideas about future time perspective with the focus on different levels of personal maturity

Библиографическая ссылка:
Углова А. Б., Богдановская И. М., Королева Н. Н., Микляева А. В. Представления о жизненной перспективе у учащихся старших классов с различным уровнем личностной зрелости // Science for Education Today. – 2020. – № 6. – С. 55–73. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2006.04
Список литературы: 
  1. Рубцов В. В. Психология образования в интересах детей // Психолого-педагогические исследования. – 2017. – Т. 9, № 3. – С. 2–18. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090302  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30455161
  2. Голованова Н. Ф., Дерманова И. Б. Самоосуществление и удовлетворенность жизнью подростка: психолого-педагогический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2018. – Т. 7, № 3. – С. 278–286. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-3-278-286 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35553677
  3. Alekhin A. N., Koroleva N. N., Ostasheva E. I. Semantic structures of world image as internal factors in the self-destructive behavior of todays teenagers // Psychology in Russia: State of Art. – 2015. – Vol. 8 (1). – P. 125–138. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2015.0111 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23790152
  4. Bochaver A. A., Zhilinskaya A. V., Khlomov K. D. The Future Prospects of Modern Adolescents in the Life Course Perspective // Russian Education and Society. – 2017. – Vol. 59 (5–6). – P. 217–230. DOI: https://doi.org/10.1080/10609393.2017.1408364 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35536632
  5. Khodakovskaia O. V., Bogdanovskaya I. M., Koroleva N. N., Alekhin A. N., Lugovaya V. F. Problematic internet usage and the meaning-based regulation of activity among adolescents // Communications in Computer and Information Science. – 2018. – Vol. 859: Digital Transformation and Global Society. DTGS. – 2018. – P. 227–238. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-02846-6_18  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38618368
  6. Бочавер А. А., Хломов К.Д., Корнеев А. А., Жилинская А. В. Как подростки слышат советы родителей о будущем? // Социальная психология и общество. – 2019. – Том 10, № 2. – С.  157–174. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100212 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38491419
  7. Icenogle G., Steinberg L., Duell N., Chein J., Chang L., Chaudhary N., Di Giunta L., Dodge K. A., Fanti K. A., Lansford J. E., Oburu P., Pastorelli C., Skinner A. T., Sorbring E., Tapanya S., Uribe Tirado L. M., Alampay L. P., Al-Hassan S. M., Takash H. M. S., Bacchini D. Adolescents’ cognitive capacity reaches adult levels prior to their psychosocial maturity: Evidence for a “maturity gap” in a multinational, cross-sectional sample // Law and Human Behavior. – 2019. – Vol. 43 (1). – P. 69–85. DOI: https://doi.org/10.1037/lhb0000315
  8. Maqbool Parray W., Kumar S. E., David B., Khare S. Assertiveness predicts self-esteem, academic achievement, and stress: a study of kashmiri adolescents // Humanities & Social Sciences Reviews. – 2020. – Vol. 8 (1). – P. 707–715. DOI: https://doi.org/10.18510/hssr.2020.8185
  9. Morales-Vives F., Camps E., Dueñas J. M. Predicting academic achievement in adolescents: The role of maturity, intelligence and personality// Psicothema. – 2020. – Vol. 32 (1). – P. 84–91. DOI: https://doi.org/10.7334/psicothema2019.262
  10. Moreira P. A., Faria V., Cunha D., Inman R. A., Rocha M. Applying the transtheoretical model to adolescent academic performance using a person-centered approach: A latent cluster analysis // Learning and Individual Differences. – 2020. – Vol. 78. – P. 101818. DOI:  https://doi.org/10.1016/j.lindif.2019.101818
  11. Cai Y., King R. B., Law W., McInerney D. M. Which comes first? Modeling the relationships among future goals, metacognitive strategies and academic achievement using multilevel cross-lagged SEM // Learning and Individual Differences. – 2019. – Vol. 74. – P. 101750. DOI:  https://doi.org/10.1016/j.lindif.2019.06.004
  12. Дозорцева Е. Г., Федонкина А. А. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей с личностной незрелостью // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2013. – № 3. – P. 234–243.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20316805
  13. Mckay M., Morgan G., Wells, K., Worrell F., Cole J., Andretta J. The influence of time attitudes on adolescent alcohol use behaviours: a 33-month prospective study in the United Kingdom // Addiction Research and Theory. – 2018. – Vol. 27 (3). – P. 189–197. DOI: https://doi.org/10.1080/16066359.2018.1478414
  14. Климова М. О., Циринг Д. А. Диагностика личностной беспомощности у подростков: разработка и апробация психодиагностического инструментария // Сибирский психологический журнал. – 2017. – № 66. – С. 130–140. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/66/9
  15. Stewart J. G., Shields G. S., Esposito E. C., Cosby E. A., Allen N. B., Slavich G. M., Auerbach R. P. Life Stress and Suicide in Adolescents // Journal of Abnormal Child Psychology. – 2019. – Vol.  47.  – P. 1707–1722. DOI: https://doi.org/10.1007/s10802-019-00534-5
  16. Моросанова В. И., Бондаренко И. Н., Фомина Т. Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24, № 4. – C. 5–21. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240401
  17. Ramsgaard S. B., Bohn A., Thastum M. Past and future life stories in adolescents with anxiety disorders: a comparison with community controls // Memory. – 2019. – Vol. 27 (7). – P. 998–1010. DOI: https://doi.org/10.1080/09658211.2019.1595660
  18. Васюра С. А., Иоголевич Н. И. Временная трансспектива школьников подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема // Интеграция образования. – 2017. – Т. 21, №  2. – С. 199–217. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.087.021.201702.199-217
  19. Donati M. A., Sottili E., Morsanyi K., Primi C. Time perspectives and gambling in adolescent boys: Differential effects of present-and future-orientation // Journal of gambling studies. – 2019. – Vol.  35 (1). – P. 107–124. DOI: https://doi.org/10.1007/s10899-018-9780-0
  20. Andre L., van Vianen A. E. M., Peetsma T. T. D., Oort F. J. Motivational power of future time perspective: Meta-analyses in education, work, and health // PLoS ONE. – 2018. – Vol. 13 (1). – P. e0190492. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0190492
  21. Andre L., van Vianen A. E. M., Peetsma T. T. D. Adolescents' and parents' regulatory focus as determinants of future time perspective on school and professional career // Learning and individual differences. – 2017. – Vol. 59. – P. 34–42. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2017.08.010
  22. Shinina T. V., Mitina O. V. Design and validation of the “Adolescents’ readiness for independent living” questionnaire: assessment and development of life skills // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24, № 1. – C. 50–68. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240104  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37522532
  23. Терещенко В. В., Чуб И. М. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2019. – Т. 8, № 3. – С. 230–239. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-230-239 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41388133
  24. Jones C. M., Foli K. J. Maturity in Adolescents with Type 1 Diabetes Mellitus: A Concept Analysis // Journal of Pediatric Nursing. – 2018. – Vol. 42. – P. 73–80. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pedn.2018.07.004
  25. Alonso-Stuyck P., Zacarés J. J., Ferreres A. Emotional separation, autonomy in decision-making, and psychosocial adjustment in adolescence: A proposed typology // Journal of Child and Family Studies. – 2018. – Vol. 27 (5). – P. 1373–1383. DOI: https://doi.org/10.1007/s10826-017-0980-5
  26. Леонтьев Д. А., Сулимина О. В., Бастракова А. С. Траектории личностного развития у подростков, воспитывающихся в семье, и подростков-сирот // Вопросы психологии. – 2014. – №  4. – С. 30–48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22253518
  27. Konowalczyk S., Rade F. C. A., Mello Z. R. Time perspective, sports club membership, and physical self-concept among adolescents: A person-centered approach // Journal of adolescence. – 2019.  – Vol. 72. – P. 141–151. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2019.02.008
  28. Chen T., Liu L., Cui J., Chen X., Wang Y. Developmental trajectory of time perspective: From children to older adults // Psychology Chinese Journal. – 2016. – Vol. 5 (4). – P. 245–255. DOI: https://doi.org/10.1002/pchj.140
  29. Czerwińska-Jasiewicz M. The creation of a concept of one’s own life by adolescents as a manifestation of subjectivity and autonomy // Polish Psychological Bulletin. – 2017. – Vol. 48 (1). – P. 28–37. DOI: https://doi.org/10.1515/ppb-2017-0004
  30. Жилинская А. В., Бочавер А. А. Подходы к изучению построения подростками траектории жизненного пути // Психологический журнал. – 2018. – Т. 39, № 1. – С. 36–45. DOI: https://doi.org/10.7868/S020595921801004X URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32243930
Дата публикации 31.12.2020