Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 6, С. 7–26
УДК: 
378

Развитие умений проектирования у будущих педагогов начальной школы в вузе [In English]

Аяпбергенова Г. С. 1 (Павлодар, Казахстан), Нургалиева С. А. 2 (Агры, Турция), Бисембаева Н. А. 1 (Павлодар, Казахстан), Кабакова М. П. 3 (Алматы, Казахстан), Койшибаев М. Н. 4 (Кызылорда, Казахстан)
1 Павлодарский педагогический университет
2 университет имени Ибрагима Чечена
3 Казахский национальный университет им. аль-Фараби
4 Кызылординский университет имени Коркыт Ата
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторы исследуют проблему формирования специальных компетенций у будущих педагогов начальной школы на основе проектной деятельности в процессе профессиональной подготовки. Цель исследования – выявить уровень развития умений проектирования у будущих педагогов начальной школы и обобщить полученные в ходе эксперимента данные.
Методология. Исследование проведено методом психолого-педагогического эксперимента, проанализирован и обобщен эмпирический материал, полученный по итогам написания эссе, анкетирования студентов Карагандинского университета имени академика Е. А. Букетова и Павлодарского педагогического университета. Полученные данные проинтерпретированы и подвергнуты статистическому анализу с помощью t-критерия Стъюдента.
Результаты. Основные результаты заключаются в разработке авторских критериев и показателей развития проектировочных умений будущих педагогов с целью экспериментальной интерпретации их проектной деятельности. Выявление приоритетов студентов к выбору определенных видов проектной деятельности обусловило валидность авторской анкеты. С помощью частотного и процентного анализа выявлено, что уровень сформированности умений проектирования будущих педагогов начальной школы определен как недостаточный, в разрезе
компонентов: мотивационная составляющая формирования специальных компетенций сформирована недостаточно; когнитивная составляющая оценивается как неудовлетворительная; сформирована со средним и низким уровнем рефлексивная составляющая.
Заключение. Результаты исследования показали, что студенты продемонстрировали в целом низкий уровень сформированности умений проектирования, что может существенно усложнить процесс повышения качества подготовки будущего педагога начальной школы нового типа, обладающего современными инструментарием проектной деятельности в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: 

проектная деятельность студентов; формирование умений проектирования; специальная компетенция; будущие учителя начальной школы; профессиональная подготовка; модернизация образования

Процентиль актуальности SciVal98.749 Technology Integration | Pre-service Teachers | IPAD

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85099461497&origin=...

Developing project skills in future primary school teachers within the university-based initial teacher education

Библиографическая ссылка:
Аяпбергенова Г. С., Нургалиева С. А., Бисембаева Н. А., Кабакова М. П., Койшибаев М. Н. Развитие умений проектирования у будущих педагогов начальной школы в вузе [In English] // Science for Education Today. – 2020. – № 6. – С. 7–26. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2006.01
Список литературы: 
  1. Rodríguez G., Pérez N., Núñez G., Banos J. E., Carrio M. Developing creative and research skills through an open and interprofessional inquiry-based learning course // BMC Medical Education. –2019. – Vol. 19. – P. 134. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-019-1563-5
  2. Topalov J., Radić-Bojanić B. Academic Research Skills of University Students // Romanian Journal of English Studies. – 2013. – Vol. 10 (1). – P. 145–152. DOI: https://doi.org/10.2478/rjes-2013-0012
  3. Lovat T., Davies M., Plotnikoff R. Integrating Research Skills Development in Teacher Education // Australian Journal of Teacher Education. – 1995. – Vol. 20 (1). DOI: http://dx.doi.org/10.14221/ajte.1995v20n1.4
  4. Kuter S. An Action Research on Developing Prospective Teachers’ Inquiry Skills // Journal of Educational and Social Research. – 2013. – Vol. 3 (7). – P. 317. DOI: http://dx.doi.org/10.5901/jesr.2013.v3n7p317  
  5. DebBurman S. K. Learning How Scientists Work: Experiential Research Projects to Promote Cell Biology Learning and Scientific Process Skills // Cell Biology Education. – 2002. – Vol. 1 (4). – P.  154–172. DOI: http://dx.doi.org/10.1187/cbe.02-07-0024
  6. Yeoman K. H., Zamorski B. Investigating the Impact on Skill Development of an Undergraduate Scientific Research Skills Course // Bioscience Education. – 2008. – Vol. 11 (1). – P. 1–14. DOI: http://dx.doi.org/10.3108/beej.11.5
  7. Адольф В. А. Педагогический поиск в контексте формирования методологической компетентности // Высшее образование в России. – 2016. – № 4. – P. 156–160. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25867215   
  8. Halász G., Michel A. Key Competences in Europe: interpretation, policy formulation and implementation // European Journal of Education. – 2011. – Vol. 46 (3). – P. 289–306. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1465-3435.2011.01491.x 
  9. Hopfenbeck T. N. Classroom assessment, pedagogy and learning - twenty years after Black and Wiliam 1998 // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice. – 2018. – Vol. 25 (6). – P.  545–550. DOI: https://doi.org/10.1080/0969594X.2018.1553695 
  10. Drach I., Slobodianiuk O. Building a Culture of Academic Integrity in the Student Environment Case of Vinnytsia National Technical University (Ukraine) // Creative Education. – 2020. – Vol.  11  (8). – P. 1442–1461. DOI: http://dx.doi.org/10.4236/ce.2020.118105
  11. Ianni P. A., Samuels E. M., Eakin B. L., Perorazio T. E., Ellingrod V. L. Assessments of Research Competencies for Clinical Investigators: A Systematic Review // Evaluation & the Health Professions. – 2019. – Vol. 37 (5). DOİ: http://dx.doi.org/10.1177/0163278719896392
  12. Leonard L., Wibawa B. Development of Teacher Research Competency Training System in Indonesia: A Need Analysis // Universal Journal of Educational Research. – 2020. – Vol. 8 (5). – P.  2064–2070. DOI: http://dx.doi.org/10.13189/ujer.2020.080544
  13. Gómez-Rodríguez L. F. EFL Learners’ Intercultural Competence Development Through International News // GIST – Education and Learning Research Journal. – 2018. – No. 16. – P. 185–208. DOI: http://dx.doi.org/10.26817/16925777.431
  14. McGarr O., Gallchóir C. Exploring pre-service teachers’ justifications for one-to-one technology use in schools: implications for initial teacher education // Technology, Pedagogy and Education. – 2020. – Vol. 29 (4). – P. 477–490. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1475939X.2020.1784261
  15. Хеннер Е. К. Профессиональные знания и профессиональные компетенции в высшем образовании // Образование и наука. – 2018. – Vol. 20 (2). – P. 9–31. DOI: http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-9-31 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32561580
  16. Davidson Z. E., Palermo C. Developing Research Competence in Undergraduate Students through Hands on Learning // Journal of Biomedical Education. – 2015. – Vol. 2015. – P. 306380. DOI: http://dx.doi.org/10.1155/2015/306380
  17. Garyantes D. M., Murphy P. The Cultural Competence of Health Journalists: Obesity Coverage in Four // Urban News Organizations, Health Communication. – 2019. – Vol. 34 (2). – P. 191–200. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10410236.2017.1399507
  18. Adov L., Pedaste M., Leijen Ä., Rannikmäe M. Does it have to be easy, useful, or do we need something else? STEM teachers’ attitudes towards mobile device use in teaching // Technology, Pedagogy and Education. – 2020. – Vol. 29 (4). – P. 511–526. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1475939X.2020.1785928
  19. Gensby U., Braathen T. N., Jensen C., Eftedal M. Designing a process evaluation to examine mechanisms of change in return to work outcomes following participation in occupational rehabilitation: a theory-driven and interactive research approach // International Journal of Disability Management. – 2018. – Vol. 13. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/idm.2018.2
  20. Nyström M. E., Karltun J., Keller C., Andersson Gäre B. Collaborative and partnership research for improvement of health and social services: researcher’s experiences from 20 projects // Health Research Policy and Systems. – 2018. – Vol. 16 (1). DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12961-018-0322-0
  21. Brockmann M., Clarke L., Méhaut P., Winch C. Competence-based Vocational Education and Training (VET): The Cases of England and France in a European Perspective // Vocations and Learning. – 2008. – Vol. 1 (3). – P. 227–244. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s12186-008-9013-2
  22. Misbah Z., Gulikers J., Maulana R., Mulder M. Teacher Interpersonal Behaviour and Student Motivation in Competence-based Vocational Education: Evidence from Indonesia // Teaching and Teacher Education. – 2015. – Vol. 50. – P. 79–89. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2015.04.007
  23. van Dinther M., Dochy F., Segers M., Braeken J. Student Perceptions of Assessment and Student Self-efficacy in Competence-based Education // Educational Studies. – 2014. – Vol. 40 (3). – P.  330–351. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03055698.2014.898577
  24. Schonrock-Adema J., Bouwkamp-Timmer T., van Hell E. A., Cohen-Schotanus J. Key elements in assessing the educational environment: where is the theory? // Advances in Health Sciences Education. – 2012. – Vol. 17 (5). – P. 727–742. DOI: https://doi.org/10.1007/s10459-011-9346-8
  25. Esteban Nuñez M. T., Marquez Medina A., Ortiz Cubides J. E. Enhancing Critical Thinking Skills through Political Cartoons: A Pedagogical Implementation // GiST – Education and Learning Research Journal. – 2018. – No. 16. – P. 141–163. DOI: https://doi.org/10.26817/16925777.429
  26. Ponomarenko L. N., Zlobina I. S., Galitskih E. O., Rublyova O. S. Formation of the Foreign Language Discursive Competence of Pedagogical Faculties Students in the Process of Intercultural Dialogue // European Journal of Contemporary Education. – 2017. – Vol. 6 (1). – P. 89–99. DOI: http://dx.doi.org/10.13187/ejced.2017.1.89 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29743776
  27. Nijhuis S., Vrijhoef R., Kessels J. Tackling Project Management Competence Research // Project Management Journal. – 2018. – Vol. 49 (3). – P. 62–81. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/8756972818770591
  28. Bakhytkul K. Model of the formatıon of research competence of students-mathematıcıans of a pedagogıcal unıversıty // International Journal of Research – Granthaalayah. – 2018. – Vol. 6 (9). – P.  53–71. https://doi.org/10.29121/granthaalayah.v6.i9.2018.12.08
  29. Bokayev B., Zharkynbekova S., Nurseitova K., Bokayeva A., Akzhigitova A., Nurgalieva S. Ethnolinguistic Identification and Adaptation of Repatriates in Polycultural Kazakhstan // Journal of Language, Identity & Education. – 2012. – Vol. 11 (5). – P. 333–343. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/15348458.2012.723579
Дата публикации 31.12.2020