Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 6, С. 120–141
УДК: 
37.014 + 141.319.8

Проблема гуманитарного оценивания в социально-эмоционально-этическом образовании

Циммерман Н. В. 1 (Санкт-Петербург, Россия), Кожевникова М. Н. 1 (Санкт-Петербург, Россия)
1 РГПУ им. А.И. Герцена
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема природы оценивания в социально-эмоционально-этическом образовании (СЭЭО). Целью представленной работы стала выработка основных принципов оценивания для построения в дальнейшем модели оценивания в социально-эмоционально-этическом образовании – новом направлении в образовании, исходя из общего осмысления гуманитарного оценивания и конкретного прояснения особенностей направления СЭЭО как инновационного образовательного феномена.
Методология. Методология исследования обосновывается характером настоящего этапа, представляющего собой аналитическую работу в таких научных сферах, как философия образования и теоретическая область педагогических исследований, и включает общеупотребимые подходы и методы соответствующих научных областей, в частности: общефилософский анализ, социально-философский анализ, феноменологический подход, диалектический метод, типологизирующий и конкретизирующий подходы, комплексный анализ парадигмальных составляющих образовательных программ, анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое моделирование.
Результаты. Авторы выявили типологию СЭЭО как феномена гуманитарной парадигмы образования XXI в. и конкретные особенности, обусловленные его генезисом и структурой, охватывающей ряд областей. Авторы прояснили феномен гуманитарного оценивания, благодаря осмыслению противоречий в природе оценивания и обусловленности оценивания образовательной парадигмой. На основании достигнутых пониманий и анализа существующих исследований в области оценивания социально-эмоционального обучения авторы определили общие принципы гуманитарного оценивания применительно к СЭЭО и выработали ряд предварительных конкретных решений относительно оценивания в СЭЭО, предназначенных для использования в будущей модели оценивания социально-эмоционально-этического образования.
Заключение. В результате исследования авторы статьи пришли к выводам о том, что модель оценивания в СЭЭО должна вырабатываться как соответствующая гуманитарной парадигме и таким образом воплощать в себе основополагающие принципы гуманитарного оценивания.

Ключевые слова: 

социально-эмоционально-этическое образование; эмоциональный интеллект; гуманитарное оценивание; гуманистическая парадигма; субъектностная философско-антропологическая перспектива.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44478885

Процентиль актуальности SciVal97.317 Student-teacher Relationships | Student Engagement | Kindergarten

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85099464810&origin=...

The problem of humanitarian assessment in social, emotional and ethical learning

Библиографическая ссылка:
Циммерман Н. В., Кожевникова М. Н. Проблема гуманитарного оценивания в социально-эмоционально-этическом образовании // Science for Education Today. – 2020. – № 6. – С. 120–141. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2006.07
Список литературы: 
  1. Jennings P. A., Doyle S. L., Oh Y., Rasheed D., Frank J. L., Brown J. L. Long-term impacts of the CARE program on teachers' self-reported social and emotional competence and well-being // Journal of School Psychology. – 2019. – Vol. 76. – P. 186–202. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jsp.2019.07.009
  2. Jagers R. J., Rivas-Drake D., Williams B. Transformative social and emotional learning (SEL): Toward SEL in service of educational equity and excellence // Educational Psychologist. – 2019. – Vol. 54 (3). – P. 162–184. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00461520.2019.1623032
  3. Doyle S. L., Jennings P. A., Brown J. L., Rasheed D., DeWeese A., Frank J. L., Turksma C., Greenberg M. T. Exploring Relationships Between CARE Program Fidelity, Quality, Participant Responsiveness, and Uptake of Mindful Practices // Mindfulness. – 2018. – Vol. 10 (5). – P. 841–853. DOI: https://doi.org/10.1007/s12671-018-1034-9
  4. Jennings P. A., Brown, J. L., Frank, J. L., Doyle S., Oh Y., Davis R., Greenberg M. T. Impacts of the CARE for Teachers program on teachers’ social and emotional competence and classroom interactions // Journal of Educational Psychology. – 2017. – Vol. 109 (7). – P. 1010–1028. DOI:  https://doi.org/10.1037/edu0000187
  5. Jones S. M., McGarrah M. W., Kahn J. Social and Emotional Learning: A Principled Science of Human Development in Context // Educational Psychologist. – 2019. – Vol. 54 (3). – P. 129–143. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.2019.1625776
  6. Schonert-Reichl K. A. Advancements in the Landscape of Social and Emotional Learning and Emerging Topics on the Horizon // Educational Psychologist. – Vol. 54 (3). – P. 222–232. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.2019.1633925
  7. Taylor R. D., Oberle E., Durlak J. A., Weissberg R. P. Promoting positive youth development through school-based social and emotional learning interventions: A meta-analysis of follow-up effects. Child Development. – 2017. – Vol. 88 (4). – P. 1156–1171. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/cdev.12864
  8. Thomson K. C., Oberle E., Gadermann A. M., Guhn M., Rowcliffe P.,  Schonert-Reichl K. A. Measuring social-emotional development in middle childhood: The Middle Years Development Instrument // Journal of Applied Developmental Psychology. – 2018. – Vol. 55. – P. 107–118. DOI: https://doi.org/10.1016/j.appdev.2017.03.005
  9. Humphrey N., Kalambouka A., Wigelsworth M., Lendrum A., Deighton J., Wolpert M. Measures of Social and Emotional Skills for Children and Young People: A Systematic Review // Educational and Psychological Measurement. – 2011. – Vol. 71 (4). – P. 617–637. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0013164410382896
  10. Domitrovich C. E., Durlak J., Staley K. C., Weissberg R. P. Social- emotional competence: An essential factor for promoting positive adjustment and reducing risk and school children // Child Development. – 2017. – Vol. 88 (2). – P. 408–416. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/cdev.12739
  11. Обухов А. С. Эмоциональное развитие детей // Человек. – 2019. – Т. 30, № 3. – С. 96–106. DOI: http://dx.doi.org/10.31857/S023620070005382-7 https://elibrary.ru/item.asp?id=38194804
  12. Мезинов В. Н., Захарова М. А. Актуализация проблемы подготовки учителя к деятельности по развитию социального интеллекта школьников // Образование и саморазвитие. – 2019. – Т. 14, № 2. – С. 105–115. DOI: http://dx.doi.org/10.26907/esd14.2.09 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39212241
  13. Кожевникова М. Н. Воспитание человека в новом тысячелетии // Человек. – 2019. – Т. 30, №  3. – С. 80–95. DOI: http://dx.doi.org/10.31857/S023620070005381-6 URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=38194803
  14. Кожевникова М. Н. Междисциплинарный семинар «Социально-эмоциональное обучение в современном образовании» // Человек и образование. – 2019. – № 1. – С. 183–188. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=39272670
  15. Апресян Р. Г. Концепция социально-эмоционального обучения и задачи морального воспитания // Вопросы психологии. – 2019. – № 1. – С. 29–39. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id= 38096353
  16. Апресян Р. Г. Этика, эмоциональный интеллект, потенциал университета. // Ведомости прикладной этики. – 2019. – № 53. – C. 55–66. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=37167028
  17. Орел Е. А., Куликова А. А. Анализ психометрических характеристик инструмента оценки социально-эмоциональных навыков в начальной школе // Современная зарубежная психология. – 2018. – Т. 7, № 3. – С. 8–17. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id= 36604955
  18. Орел Е. А., Куликова А. А. Новая теоретическая модель для оценки социально-эмоциональных навыков в начальной школе // Психологические исследования. – 2020. – Т.  13, № 69. – С. 16–29. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id= 43947279 
  19. Hoffman D. M. Reflecting on social emotional learning: A critical perspective on trends in the United States // Review of Educational Research. – 2009. – Vol. 79 (2). – P. 533–556. DOI:  https://doi.org/10.3102/0034654308325184
  20. Ибляминова М. Р. Педагогическая поддержка учащихся в процессе проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 2. – С. 15–19. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=29116898
  21. Кожевникова М. Н. «Сопротивляясь менеджеризму» – управление для творческого автономного рефлексивного учителя // Человек и образование. – 2018. – № 2. – С. 195–199. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=36589373
  22. Кожевникова М. Н. Менеджеристская парадигма: в управлении образованием, образовательных целях и социально-воспитательных следствиях // Человек и образование. – 2019. – № 4. – С. 170–177. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=42562675

 

Дата публикации 31.12.2020