Сравнительный анализ связи уровня развития исполнительных функций как параметров когнитивного контроля и уровня сформированности внутренней картины здоровья учащихся разных возрастов
2 Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Проблема и цель. В работе анализируется проблема соотношения когнитивного контроля и внутренней картины здоровья как составляющей осознанного отношения к здоровью на разных этапах онтогенеза. Целью работы стал анализ связи уровня развития исполнительных функций (то́рмозного контроля и рабочей памяти) и уровня сформированности внутренней картины здоровья (далее ВКЗ) у учащихся младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов.
Методология. Основой изучения взаимосвязи исполнительных функций (тормозного контроля и рабочей памяти) и ВКЗ стали анализ и обобщение научно-теоретических источников и экспериментальное исследование с использованием инструментальных методик оценки тормозного контроля (Вергунов, Николаева), методики оценки зрительной рабочей памяти (Разумникова, Савиных) и модифицированная экспресс-диагностика ребенка (Николаева и др.), направленная на оценку ВКЗ. Обработка результатов эмпирического исследования производилась методами количественного и качественного анализа данных с использованием пакета программы SPSS-21. Общий объем выборки составил 262 человека трех разных возрастных групп: младшие школьники (9,8 ± 0,8 года, n = 66), подростки (12,8 ± 1,5 года, n = 101), студенты университета (20,4 ± 1,3 года, n =95).
Результаты. Выявлено, что ни один параметр рабочей памяти не был связан с уровнем ВКЗ ни в одной возрастной группе. При этом то́рмозный контроль имел различные взаимосвязи с ВКЗ у учащихся в зависимости от возраста. Обнаружено, что только у подростков то́рмозный контроль тесно связан с ВКЗ, что свидетельствует о самостоятельном принятии решения в отношении собственного здоровья и здорового образа жизни в этом возрасте. Эта связь уменьшается в юношеском возрасте, что может свидетельствовать о появлении дополнительных факторов, влияющих как на ВКЗ, так и на тормозный контроль.
Заключение. Связи исполнительных функций с ВКЗ зависят от возраста испытуемых: максимальная связь тормозного контроля с ВКЗ отмечается у подростков.
то́рмозный контроль; рабочая память; внутренняя картина здоровья; младшие школьники; подростки; юношеский возраст.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:44478880
Процентиль актуальности SciVal: 98.632 Executive Function | School Readiness | Inhibitory Control
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85099470889&origin=...
- Zelazo P. D. Executive function: Reflection, iterative reprocessing, complexity, and the developing brain // Developmental Review. –2015. – Vol. 38. – P. 55–68. DOI: http://doi.org/10.1016/j.dr.2015.07.001
- Roell M., Viarouge A., Houdé O., Borst G. Inhibitory control and decimal number comparison in schoolaged children // PLoS ONE. – 2017. – Vol. 12 (11). – P. e0188276. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0188276
- Diamond A. Executive functions // Annual Review of Psychology. – 2013. – Vol. 64 (1). – P. 135–168. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-113011-143750
- Luna B., Marek S., Larsen B., Tervo-Clemmens B., Chahal R. An integrative model of the maturation of cognitive control // Annual Review Neuroscience. – 2015. – Vol. 38 (1). – P. 151–170. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-neuro-171714-034054
- Friedman N. P., Miyake A., Robinson J. L., Hewitt J. K. Developmental trajectories in toddlers’ self-restraint predict individual differences in executive functions 14 years later: A behavioral genetic analysis // Developmental Psychology. – 2011. – Vol. 47 (5). – P. 1410–1430. DOI: https://doi.org/10.1037/a0023750
- Friedman N. P., Miyake A. Unity and diversity of executive functions: Individual differences as a window on cognitive structure // Cortex. – 2017. – Vol. 86. – P. 186–204. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cortex.2016.04.023
- Brydges C. R., Fox A. M., Reid C. L., Anderson M. The differentiation of executive functions in middle and late childhood: A longitudinal latent-variable analysis // Intelligence. – 2014. – Vol. 47. – P. 34–43. https://doi.org/10.1016/j.intell.2014.08.010
- McKenna R., Rushe T., Woodcock K. A. Informing the structure of executive function in children: A meta-analysis of functional neuroimaging data // Frontiers in Human Neuroscience. – 2017. – Vol. 11. – P. 154. DOI: https://doi.org/10.3389/fnhum.2017.00154
- Nikolaeva E. I., Merenkova V. S. The effect of a mother’s level of attachment and her emotional intelligence on a child’s health during its first year of life // Psychology. – 2013. – Vol. 28 (S1). – Р. 483–487. DOI: https://doi.org/110.4236/psych.2013.45068 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43049743
- Nikolaeva E. I., Merenkova V. S. An inner picture of health as a factor in changing a child’s behavior to health-promoting behavior // Psychology in Russia: State of the Art. – 2017. – Vol. 10 (4). – P. 162–171. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2017.0414 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32484718
- Вергунов Е. Г., Николаева Е. И., Балиоз Н. В., Кривощёков С. Г. Латеральные предпочтения как возможные фенотипические предикторы резервов сердечно-сосудистой системы и особенности сенсомоторной интеграции у альпинистов // Физиология человека. – 2018. – Т. 44, № 3. – С. 97–108. DOI: https://doi.org/10.7868/S0131164618030116 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35237679
- Николаева Е. И., Яворович К. Н. Характеристики сенсомоторной реакции у юношей и девушек с разной выраженностью латеральных признаков // Вопросы психологии. – 2013. – № 5. – С. 133–141. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21195796
- Разумникова О. М., Николаева Е. И. Тормозные функции мозга и возрастные особенности организации когнитивной деятельности // Успехи физиологических наук. – 2019. – Т. 50, № 1. – С. 75–89. DOI: https://doi.org/10.1134/S0301179819010090 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37068888
- Gärtner K. A., Vetter V. C., Schäferling M., Reuner G., Hertel S. Inhibitory control in toddlerhood – The role of parental co-regulation and self-efficacy beliefs // Metacognition and Learning. – 2018. – Vol. 13 (3). – P. 241–264. DOI: https://doi.org/110.1007/s11409-018-9184-7
- Разумникова О. М., Николаева Е. И. Возрастные особенности тормозного контроля и проактивная интерференция при запоминании зрительной информации // Вопросы психологии. – 2019. – № 2. – С. 124–132. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38533324
- Широкова И. В., Буркова С. А. Особенности тормозного контроля у детей младшего школьного возраста с различным уровнем сформированности внутренней картины здоровья // Вестник психофизиологии. – 2018. – № 4. – C. 95–103. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37098284
- Park J., Ellis W. S., Kaushanskaya M. Changes in executive function over time in bilingual and monolingual school-aged children // Developmental Psychology. – 2018. – Vol. 54 (10). – P. 1842–1853. DOI: https://doi.org/10.1037/dev0000562
- Lee K., Bull R., Ho R. M. Developmental changes in executive functioning // Child Development. – 2013. – Vol. 84 (6). – Р. 1933–1953. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.12096
- Nelson T. D., Nelson J. M., Mason W. A., Tomaso C. C., Kozikowski Ch., Espy K.A. Executive Control and Adolescent Health: Toward A Conceptual Framework // Adolescent Research Review. – 2019. – Vol. 4 (1). – Р. 31–43. DOI: https://doi.org/10.1007/s40894-018-0094-3
- Constantinidis C., Luna B. Neural Substrates of Inhibitory Control Maturation in Adolescence // Trends in Neurosciences. – 2019. – Vol. 42 (9). – P. 604-616. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tins.2019.07.004
- Ekerim M., Selcuk B. Longitudinal predictors of vocabulary knowledge in Turkish children: The role of maternal warmth, inductive reasoning, and children’s inhibitory control // Early Education and Development. – 2018. – Vol. 29 (3). – P. 324–341. DOI: https://doi.org/10.1080/10409289.2017.1407607
- Luna B., Marek S., Larsen B., Tervo-Clemmens B., Chahal R. An integrative model of the maturation of cognitive control // Annual Review Neuroscience. – 2015. – Vol. 38 (1). – P. 151–170. DOI: http://dx.doi.org/10.1146/annurev-neuro-071714-034054
- Tamm L., Menon V., Reiss A. L. Maturation of Brain Function Associated With Response Inhibition // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. – 2002. – Vol. 41 (10). – P. 1231–1238. DOI: https://doi.org/10.1097/00004583-200210000-00013
- Tamnes Ch. K., Ostby Y., Walhovd K. B. Neuroanatomical Correlates of Executive Functions in Children and Adolescents: A Magnetic Resonance Imaging (MRI) Study of Cortical Thickness // Neuropsychologia. – 2010. – Vol. 48 (9). – P. 2496–2508. DOI: https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2010.04.024
- Николаева Е. И. Исполнительные функции в раннем детстве. Обзор иностранных источников // Комплексные исследования детства. – 2019. – Т. 1, № 4. – С. 330–337. DOI: http://dx.doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-4-330-337 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43047890