Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 6, С. 27–39
УДК: 
159.94+159.938.363.6

Сравнительный анализ связи уровня развития исполнительных функций как параметров когнитивного контроля и уровня сформированности внутренней картины здоровья учащихся разных возрастов

Меренкова В. С. 1 (Елец, Россия), Ельникова О. Е. 1 (Елец, Россия), Николаева Е. И. 2 (Санкт-Петербург, Россия)
1 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
2 Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Аннотация: 

Проблема и цель. В работе анализируется проблема соотношения когнитивного контроля и внутренней картины здоровья как составляющей осознанного отношения к здоровью на разных этапах онтогенеза. Целью работы стал анализ связи уровня развития исполнительных функций (то́рмозного контроля и рабочей памяти) и уровня сформированности внутренней картины здоровья (далее ВКЗ) у учащихся младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов.
Методология. Основой изучения взаимосвязи исполнительных функций (тормозного контроля и рабочей памяти) и ВКЗ стали анализ и обобщение научно-теоретических источников и экспериментальное исследование с использованием инструментальных методик оценки тормозного контроля (Вергунов, Николаева), методики оценки зрительной рабочей памяти (Разумникова, Савиных) и модифицированная экспресс-диагностика ребенка (Николаева и др.), направленная на оценку ВКЗ. Обработка результатов эмпирического исследования производилась методами количественного и качественного анализа данных с использованием пакета программы SPSS-21. Общий объем выборки составил 262 человека трех разных возрастных групп: младшие школьники (9,8 ± 0,8 года, n = 66), подростки (12,8 ± 1,5 года, n = 101), студенты университета (20,4 ± 1,3 года, n =95).
Результаты. Выявлено, что ни один параметр рабочей памяти не был связан с уровнем ВКЗ ни в одной возрастной группе. При этом то́рмозный контроль имел различные взаимосвязи с ВКЗ у учащихся в зависимости от возраста. Обнаружено, что только у подростков то́рмозный контроль тесно связан с ВКЗ, что свидетельствует о самостоятельном принятии решения в отношении собственного здоровья и здорового образа жизни в этом возрасте. Эта связь уменьшается в юношеском возрасте, что может свидетельствовать о появлении дополнительных факторов, влияющих как на ВКЗ, так и на тормозный контроль.
Заключение. Связи исполнительных функций с ВКЗ зависят от возраста испытуемых: максимальная связь тормозного контроля с ВКЗ отмечается у подростков.

Ключевые слова: 

то́рмозный контроль; рабочая память; внутренняя картина здоровья; младшие школьники; подростки; юношеский возраст

Процентиль актуальности SciVal98.632 Executive Function | School Readiness | Inhibitory Control

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85099470889&origin=...

A comparative analysis of the interrelation between the level of executive functions, which are viewed as cognitive control parameters, and the level of the inner picture of health in students of different ages

Библиографическая ссылка:
Меренкова В. С., Ельникова О. Е., Николаева Е. И. Сравнительный анализ связи уровня развития исполнительных функций как параметров когнитивного контроля и уровня сформированности внутренней картины здоровья учащихся разных возрастов // Science for Education Today. – 2020. – № 6. – С. 27–39. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2006.02
Список литературы: 
  1. Zelazo P. D. Executive function: Reflection, iterative reprocessing, complexity, and the developing brain // Developmental Review. –2015. – Vol. 38. – P. 55–68. DOI: http://doi.org/10.1016/j.dr.2015.07.001
  2. Roell M., Viarouge A., Houdé O., Borst G. Inhibitory control and decimal number comparison in schoolaged children // PLoS ONE. – 2017. – Vol. 12 (11). – P. e0188276. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0188276  
  3. Diamond A. Executive functions // Annual Review of Psychology. – 2013. – Vol. 64 (1). – P. 135–168. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-113011-143750
  4. Luna B., Marek S., Larsen B., Tervo-Clemmens B., Chahal R. An integrative model of the maturation of cognitive control // Annual Review Neuroscience. – 2015. – Vol. 38 (1). – P. 151–170. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-neuro-171714-034054
  5. Friedman N. P., Miyake A., Robinson J. L., Hewitt J. K. Developmental trajectories in toddlers’ self-restraint predict individual differences in executive functions 14 years later: A behavioral genetic analysis // Developmental Psychology. – 2011. – Vol. 47 (5). – P. 1410–1430. DOI: https://doi.org/10.1037/a0023750
  6. Friedman N. P., Miyake A. Unity and diversity of executive functions: Individual differences as a window on cognitive structure // Cortex. – 2017. – Vol. 86. – P. 186–204. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cortex.2016.04.023
  7. Brydges C. R., Fox A. M., Reid C. L., Anderson M. The differentiation of executive functions in middle and late childhood: A longitudinal latent-variable analysis // Intelligence. – 2014. – Vol.  47.  – P. 34–43. https://doi.org/10.1016/j.intell.2014.08.010
  8. McKenna R., Rushe T., Woodcock K. A. Informing the structure of executive function in children: A meta-analysis of functional neuroimaging data // Frontiers in Human Neuroscience. – 2017. – Vol. 11. – P. 154. DOI: https://doi.org/10.3389/fnhum.2017.00154
  9. Nikolaeva E. I., Merenkova V. S. The effect of a mother’s level of attachment and her emotional intelligence on a child’s health during its first year of life // Psychology. – 2013. – Vol. 28 (S1). – Р. 483–487. DOI: https://doi.org/110.4236/psych.2013.45068 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43049743
  10. Nikolaeva E. I., Merenkova V. S. An inner picture of health as a factor in changing a child’s behavior to health-promoting behavior // Psychology in Russia: State of the Art. – 2017. – Vol.  10  (4).  – P. 162–171. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2017.0414  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32484718
  11. Вергунов Е. Г., Николаева Е. И., Балиоз Н. В., Кривощёков С. Г. Латеральные предпочтения как возможные фенотипические предикторы резервов сердечно-сосудистой системы и особенности сенсомоторной интеграции у альпинистов // Физиология человека. – 2018. – Т. 44, № 3. – С. 97–108. DOI: https://doi.org/10.7868/S0131164618030116 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35237679
  12. Николаева Е. И., Яворович К. Н. Характеристики сенсомоторной реакции у юношей и девушек с разной выраженностью латеральных признаков // Вопросы психологии. – 2013. – №  5.  – С. 133–141. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21195796
  13. Разумникова О. М., Николаева Е. И. Тормозные функции мозга и возрастные особенности организации когнитивной деятельности // Успехи физиологических наук. – 2019. – Т. 50, №  1. – С. 75–89. DOI: https://doi.org/10.1134/S0301179819010090  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37068888
  14. Gärtner K. A., Vetter V. C., Schäferling M., Reuner G., Hertel S. Inhibitory control in toddlerhood – The role of parental co-regulation and self-efficacy beliefs // Metacognition and Learning.  – 2018. – Vol. 13 (3). – P. 241–264. DOI: https://doi.org/110.1007/s11409-018-9184-7
  15. Разумникова О. М., Николаева Е. И. Возрастные особенности тормозного контроля и проактивная интерференция при запоминании зрительной информации // Вопросы психологии. – 2019. – № 2. – С. 124–132. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38533324
  16. Широкова И. В., Буркова С. А. Особенности тормозного контроля у детей младшего школьного возраста с различным уровнем сформированности внутренней картины здоровья // Вестник психофизиологии. – 2018. – № 4. – C. 95–103. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37098284
  17. Park J., Ellis W. S., Kaushanskaya M. Changes in executive function over time in bilingual and monolingual school-aged children // Developmental Psychology. – 2018. – Vol. 54 (10). – P. 1842–1853. DOI: https://doi.org/10.1037/dev0000562
  18. Lee K., Bull R., Ho R. M. Developmental changes in executive functioning // Child Development.  – 2013. – Vol. 84 (6). – Р. 1933–1953. DOI:  https://doi.org/10.1111/cdev.12096
  19. Nelson T. D., Nelson J. M., Mason W. A., Tomaso C. C., Kozikowski Ch., Espy K.A. Executive Control and Adolescent Health: Toward A Conceptual Framework // Adolescent Research Review.  – 2019. – Vol. 4 (1). – Р. 31–43. DOI: https://doi.org/10.1007/s40894-018-0094-3  
  20. Constantinidis C., Luna B. Neural Substrates of Inhibitory Control Maturation in Adolescence // Trends in Neurosciences. – 2019. – Vol. 42 (9). – P. 604-616. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tins.2019.07.004
  21. Ekerim M., Selcuk B. Longitudinal predictors of vocabulary knowledge in Turkish children: The role of maternal warmth, inductive reasoning, and children’s inhibitory control // Early Education and Development. – 2018. – Vol. 29 (3). – P. 324–341. DOI: https://doi.org/10.1080/10409289.2017.1407607  
  22. Luna B., Marek S., Larsen B., Tervo-Clemmens B., Chahal R. An integrative model of the maturation of cognitive control // Annual Review Neuroscience. – 2015. – Vol. 38 (1). – P. 151–170. DOI: http://dx.doi.org/10.1146/annurev-neuro-071714-034054
  23. Tamm L., Menon V., Reiss A. L. Maturation of Brain Function Associated With Response Inhibition // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. – 2002. – Vol.  41  (10).  – P. 1231–1238. DOI: https://doi.org/10.1097/00004583-200210000-00013
  24. Tamnes Ch. K., Ostby Y., Walhovd K. B. Neuroanatomical Correlates of Executive Functions in Children and Adolescents: A Magnetic Resonance Imaging (MRI) Study of Cortical Thickness // Neuropsychologia. – 2010. – Vol. 48 (9). – P. 2496–2508. DOI: https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2010.04.024   
  25. Николаева Е. И. Исполнительные функции в раннем детстве. Обзор иностранных источников // Комплексные исследования детства. – 2019. – Т. 1, № 4. – С. 330–337. DOI: http://dx.doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-4-330-337  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43047890

 

Дата публикации 31.12.2020